Рабочая программа по ОРКСиЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_etika_.docx62.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназии №148 Калининского района

Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей начальной школы

Протокол №1_ от 30.08.2018г

Руководитель МО ______________

/Лебедева Е.Б/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Декина Н.П.

 _____________________________

 1 сентября  2018 год

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Гимназии №148 им. Сервантеса»

Подзюбанова Ю.В

________________________________

приказ № 271  от 30.08.2018 года

Рабочая программа

на 2018 – 2019 учебный год

4  класс

( Образовательная система «Школа России»)

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Светская этика» (34 часа , 1 час в неделю)

Учитель-составитель: Поверенова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов высшей категории

2018-2019 учебный год

Рабочая программа

по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Светская этика») для 4 класса

УМК «Школа России»

По учебному плану количество часов в неделю– 1 час

По учебному плану количество часов в год - 34 часа

Фактически будет дано – 32 часа

Составила:  Поверенова О.А., учитель начальных классов

I. Пояснительная записка

1. Общие сведения о рабочей программе

Рабочая программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения                                                  в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" 

Региональный уровень:

  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2017 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2017 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год».

Уровень образовательной организации:

  • Учебный план ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса на 2018-2019 учебный год.
  • Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Государственная программа, на основе которой составлена данная рабочая программа является базовой.

 Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), Распоряжение Правительства РФ от28 января 2012года № 84-р, Приказ МИНОБРНАУКИ РФ от 31 января 2012 года № 69, Приказ МИНОБРНАУКИ РФ от 01 февраля 2012 года № 74, Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от11 апреля 2012 № 1023-р, учебный  план  ГБОУ гимназия №148 им. Сервантеса на 2017-2018 учебный год.

Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010г. 

За основу взята программа по «Основам религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник. 4-5 классы. – М. : Просвещение, 2012.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г. 

 Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

  Задачи учебного курса:

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Особенности класса

В классе обучается 32 ребенка. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним (и высоким) уровнем способностей и достаточно высокой мотивацией к учению, которые в состоянии освоить программу на базовом и повышенном уровне. Они отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, в том числе и домашних заданий.

Несколько детей с синдромом гиперреактивности. Также есть дети, у которых прослеживается дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, плохая память. Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.

2. Общая характеристика учебного предмета

Определение места и роли учебного курса.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Структура учебного курса «Основы светской этики» (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

        Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного диалога как фактора общественного согласия.  

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.  

3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

        В учебном плане предполагается изучение курса ОРКСЭ:

в 4 классе – 34 часа в год / 1 час в неделю

Федеральный компонент, область изучения

4. Описание изменений внесенных в ООП

На изучение предмета ОРКСЭ  учебным планом предусмотрено 34учебных часа, но за 2017 – 2018 учебный год будет дано 32 учебных часа.

Выполнение содержательной части образовательной программы будет реализовываться за   счёт уплотнения тем уроков.

5. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»» в 4 классе

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной
  • отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
  • формулировать собственное мнение и позицию.
  • понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

Требования к метапредметным результатам:

Регулятивные УУД :

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Познавательные УУД:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций

Коммуникативные УУД:

  • Понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.
  • Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.
  • Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  •  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

6. Основное содержание учебного предмета

Разделы

Количество

часов

Тезисы основного содержания

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия. Родина. Патриот.

Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные традиции - богатство нашей страны.

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1

16

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Моральные нормы. Понятие добра и зла.

Добродетель и порок.

Расточительность – щедрость – скупость.

Вредность – дружелюбие – угодничество.

Безрассудная отвага – мужество – трусость.

Свобода и моральный выбор. Нравственное и безнравственное поведение.

Свобода и ответственность. Преднамеренность.

Долг. Моральный долг. Моральные обязанности.

Справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила.

Альтруизм и эгоизм. Разумный эгоизм.

Дружба. Избирательность и бескорыстность.

Блок 3. Основы светской этики. Часть 2.

12

Род и семья. Родословная.

Нравственный поступок.

Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы  морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

3

Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.

Всего

32

7. Учебно-методический комплект

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская  этика. Основы светской этики. Учебник. 4-5 классы. – М. : Баласс, 2013.

Дополнительная литература:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, М., Просвещение, 2011
  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк, М., Просвещение, 2011
  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. /ред В.А.Тишков, М., Просвещение, 2011
  • Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. С.Н.Тур, Е.И.Васюкова, Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2011
  • Учимся думать о себе и о других. Н.П.Лукина, Г.В.Пенькова, Н.И.Элиасберг. С-Пб, «Специальная литература», 1997

8. Формы контроля

Текущий контроль на уроках.

9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Современные программно-технологические комплексы используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения  технических средств на уроках»:

  •   ЭОР «Основы светской этики», М., Просвещение, 2011
  • Презентации

Использование на уроках МФУ, интерактивного проектора и компьютера, мобильного класса, системы «Вотум» предусматривается в соответствии с технологическими картами уроков.

Поурочно-тематическое планирование

4 класс (34 часа)

Основы религиозных культур и светской этики

модуль «Светская этика»

№ уроков

Дата план

Дата факт

Тема урока

Основные элементы содержания раздела

Планируемые результаты изучения раздела

1 четверть

6.09

Россия – наша Родина

Россия. Родина.

Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Духовный мир

человека.

 Культурные

традиции - богатство нашей страны.

Предметные: 

Узнавать государственную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре.

Принимать нравственные ценности: Отечество, долг, нравственность,

 миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Метапредметные:

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций

Коммуникативные:

Понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.

Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и

сопереживания им.

Личностные:

Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать и принимать

значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

13.09

Что такое светская этика?

Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики - мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика.

Понятие культура. Культура - вторая природа. Материальная и духовная культура. Особый вид духовной культуры - мораль. Сущность понятия -культурный человек и культура поведения.

Особенности морали. Мораль - система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе.

Главные моральные понятия - добро и зло. Составляющие понятия зло.  Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали.

Изменение представлений о добре и зле в ходе исторического развития.

Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он?

Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. Добродетель и порок -  две противоположные характеристики личности.

Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением.

Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия.

Понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе.

Сущность понятия справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила поведения, соответствующие принципам справедливости.

Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм.

Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты.

Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?»

Индивидуальные консультации, сбор материала.

Оценка деятельности учащихся.

Предметные:

Понимать значение

 этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Понимать значение морали и культуры в

жизни людей и обществе.

Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности.

Привить чувство ответственности за себя и своих близких.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

Метапредметные:

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Регулятивные :

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций    

Коммуникативные:

Понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.

Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и

сопереживания им.

Личностные:

Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать и принимать

значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников культуры России;

осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

как результат преданности и уважения к традициям своего народа уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми разных верований и убеждений.

20.09

Мораль и культура.

27.09

Особенности морали.

4.10

Добро и зло.

11.10

Добро и зло.

18.10

Добродетель и порок.

25.10

Добродетель и порок.

               2 четверть

8.11

Свобода и моральный выбор человека.

15.11

Свобода и ответственность.

22.11

Моральный долг.

29.11

Справедливость.

6.12

Альтруизм и эгоизм.

13.12

Дружба.

20.12

Что значит быть моральным?

27.12

Решение проектных задач.

             3 четверть

17.01

Решение проектных задач.

24.01

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни.

Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение.

Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство.

Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека.

Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы - верность.

Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди.

Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист.

Правила хорошего поведения - этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого.

История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор.

Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи.

Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества.

Предметные:

Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Понимать и принимать значение морально - ответственного

поведения в

жизни человека и общества.

Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан.

Метапредметные :

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций    

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся

Коммуникативные:

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Личностные:

Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Формулировать собственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

31.01

Нравственный поступок.

7.02

Золотое правило нравственности.

14.02

Стыд, вина и извинение.

21.02

Честь и достоинство.

28.02

Совесть.

7.03

Нравственные идеалы.

14.03

Нравственные идеалы.

21.03

Этикет.

4 четверть

4.04

Семейные праздники.

11.04

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

18.04

Любовь и уважение к Отечеству.

25.04

Выступление обучающихся со своими творческими работами «Что такое этика?»

Подготовка творческих проектов.

Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам.

Предметные:

Проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

сети Интернет.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Метапредметные:

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций    

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные:

Понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.

Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и

сопереживания им.

Личностные:

Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать и принимать

значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников культуры России;

осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

как результат преданности и уважения к традициям своего народа уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми разных верований и убеждений.

16.05

Выступление обучающихся со своими творческими работами «Моё отношение к людям».

23.05

Выступление обучающихся со своими творческими работами «Моё отношение к людям».

33-34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...