Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Варданян Мариа Араики

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" адресована учителям, работающим по учебнику "Основы светской этики" А.А. Шемшурина, Н.М. Брунчуковой, Р.Н. Демина и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Курс способствует пониманию младшими школьниками значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Задачи:

  • Знакомство обучающихся с основами светской этики.
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных ранее.
  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Используемый учебно-методический комплекс

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы светской этики. 4класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.

Содержание учебного модуля «Основы светской этики»

Раздел 1. Введение. Знакомство с новым предметом (3 ч.)

Россия – наша Родина. Россия, наша родина – часть огромной планеты Земля. Образ мироздания. Земля оттич и дедич (рассказ). Древо рода.

Духовные ценности человечества. Культура. Религии. Понятия «культура», «духовные ценности», «обычаи», «традиции». Земля – наш общий дом. Духовная жизнь древнейших людей. Понятия «религия», «религиозная культура», «религиозные тексты», «религиозные обряды». Элементы религиозной культуры. Предмет изучения философии и этики. Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 ч.)

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Что такое философия и место этики в философии. Какие рассказы называются философскими. Ответы на какие вечные вопросы искали люди на протяжении всей истории человечества.

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. Этимология слова «этика». Добродетели – лучшие человеческие качества. Мораль – моральный, нравственный. Определение понятия «этика». Философские вопросы. Аристотель. Цицерон. Ораторское искусство.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 ч.)

Что такое добродетель. Оратор. Добродетель. Обыкновенный человек (рассказ). Порок.

Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетель. Добродетель ума. Добродетель характера (нравственные добродетели). Воспитание добродетели. Клод Адриан Гельвецкий.

Нравственные качества. Лучшие нравственные качества. Отзывчивость (рассказ). Параолимпийские игры. Софокл. Честность.

Терпение и терпимость. Определение понятий «терпение», «терпимость». Прости людей (древнеиндийская притча). О гвоздях (восточная притча). Тактичность. Бестактность.

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 ч.)

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом. Жизнь в Афинах. Сократ. Суд над Сократом.

Убеждения. Убеждения человека. Цели, достойные человека. Д. С. Лихачев.

Нравственный выбор. Определение «нравственный выбор». Трудно быть человеком (рассказ). Выбор. Что значит «быть человеком».

Совесть. Долг. Определение понятия «совесть». Стыдно перед соловушкой (рассказ). Совесть сильнее написанных законов. Бабушка – медведица и внучка (сказка).

Ответственность. Понятие «ответственность». Настоящий человек (басня). Басня. Философская сказка «Маленький принц».

Этика о воспитании самого себя. Эпиктет. Самосовершенствование. Основа философии Эпиктета.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч.)

Справедливость. Мо Ди (Мо-цзы). Идеи Мо Ди. Самое ценное – справедливость. «Почитание талантов». Учение о «всеобщей любви». Жизнь последователей Мо Ди.

Государство, основанное на справедливости. Конфуций. Учение Конфуция. Специальные правила и ритуалы управления государством. Понятие «благородство». Руководство для благородного человека. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Самообразование.

Государство. Светская этика. Россия – государство в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Основной закон государства – Конституция. Права и обязанности гражданина. Нравственные законы. «Светский», т.е. «мирской». Государственные праздники. День народного единства. Понятие «патриот».

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 ч.)

Нравственный закон. Десять заповедей. Моисей. Великая миссия Моисея. Понятие «заповедь». Основные заповеди. Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия. Скрижали завета. Тора.

Заповеди любви. Добро и зло у христиан. Первые заповеди христианства об отношении к Богу. Заповеди об отношении людей между собой. Десятая заповедь. Главная христианская ценность. Любовь в понимании христиан. Библия – священная книга христиан. Иисус Христос – сын Божий.

Любовь – основа жизни. Шерстяное тепло (сказка). Любовь в семье. Пословицы о любви. Ладная семья (китайская притча).

Прощение. Любить – значит совершать выбор. Притча о прощении. Объяснение слова «грех». Роль и место обиды в нашей жизни.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 ч.)

Древнегреческие мыслители о дружбе. Дружба – основа человеческих отношений. Солон и Анахарсис. Пифагор и его ученики. Мнение пифагорейцев о дружбе.

Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мухаммед. Ислам. Мнение Мухаммеда об отношениях людей друг к другу. Отношение мусульман к соседям. Основы общества по мнению светской этики и традиционных российских религий. Чувства разрушающие взаимоотношения людей. Раби Акива о любви к человеку. Отношение человека к себе и к другим согласно этике буддизма.

Мысли и поступки. Слова и речь. Речь как средство общения и выражения собственных мыслей. Сократ о требованиях к мыслям и высказываниям. Понятия «красноречие» и «красноречивый человек». Хорошие слова и красивая речь в христианской культуре Древней Руси. Сила мысли и поступка в религии буддистов. Поступок – результат мысли. Мальчик и Колокольчики Ландышей (текст).

Милосердие. Понятие «милосердие». Нищий (рассказ). Этимология и понятие слова «благотворительность». Ислам, иудаизм, христианство и светская этика о благотворительности.

«Золотое правило нравственности». Этические правила. «Золотое правило нравственности» – неписанный нравственный закон. Моральный закон Конфуция. Гилель о сути иудаизма. Иисус Христос. Коран. Буддизм. Притча о пахаре. В. А. Сухомлинский.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 ч.)

Нравственные законы в современном мире. Нравственные законы и правила древности. Современные нравственные законы. «Бескорыстие» и его примеры. Милосердие. Л. М. Рошаль. Благотворительные организации: Красный Крест. Орден милосердия. Мать Тереза. Нобелевская премия. «Сестра, брат милосердия» - устаревшие понятия?

Альберт Швейцер. Милосердие – сострадание – человеколюбие. Жизнь А. Швейцера: детство. 30 лет – начало служения отечеству: медицинская практика, благотворительная деятельность, деятельность по борьбе за прекращение производства ядерного оружия.

Этическое учение Л. Н. Толстого. Душа. Любовь. Чувства, отравляющие человеку жизнь. Человек – существо свободное. «Взращивать свою душу». Муравей и голубка (басня).

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра». «Взрослые» темы. Добро и зло. Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Служение проявляется в делах на благо нашей Родины. Из малых дел рождается большая любовь к России.

Раздел 9. Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. (4 ч.)

Распределение учебных часов по разделам программы

№ темы

Тема

Количество часов

I.

Знакомство с новым предметом.

3

1.

Россия  - наша Родина.

1

2-3.

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

2

II.

Знакомство с основами этики.

2

4.

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

1

5.

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

1

III.

Этические учения о добродетелях.

4

6.

Что такое добродетель.

1

7.

Учение Аристотеля о добродетелях.

1

8.

Нравственные качества.

1

9.

Терпение и терпимость.

1

IV.

Этика о нравственном выборе.

6

10.

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом.

1

11.

Убеждения.

1

12.

Нравственный выбор.

1

13.

Совесть. Долг.

1

14.

Ответственность.

1

15.

Этика о воспитании самого себя.

1        

V.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.

3

16.

Справедливость.

1

17.

Государство, основанное на справедливости.

1

18.

Государство. Светская этика.

1        

VI.

Нравственный закон человеческой жизни.

4

19.

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

20.

Заповеди любви.

1

21.

Любовь – основа жизни.

1

22.

Прощение.

1        

VII.

Этика об отношении людей друг к другу.

5

23.

Древнегреческие мыслители о дружбе.

1

24.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1

25.

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

26.

Милосердие.

1

27.

«Золотое правило нравственности».

1

VIII.

Как сегодня жить по нравственным законам.

4

28.

Нравственные законы в современном мире.

1

29.

Альберт Швейцер.

1

30.

Этическое учение Л.Н. Толстого.

1        

31.

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра».

1

IX.

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

3

32.

Подготовка творческих проектов.

1

33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы светской этики»

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ од деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Календарно-тематическое планирование по модулю «Основы светской этики» (34 ч).

№ п/п

Тема урока

Основные понятия

Основное содержание

Виды деятельности

Средства наглядности

УУД

Кол-во ч

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел «Знакомство с новым предметом» (3 ч)

1.

Россия – наша Родина.

Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А.К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Знакомство с новым предметом, основополагающими понятиями курса. Актуализация знаний и представлений учащихся о своей Родине, семье, общечеловеческих, российских и семейных ценностях. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,  подготовка творческой беседы с членами семьи. Построение схемы родословного древа.

Выставка книг о России, изображения государственных символов РФ, карта России, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин.

Л – 2, 6

Р – 3

П – 4

К – 3, 6

И – 1,13

1

2-3.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространённые в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества.

Знакомство с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времён. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Изображение ритуальных масок, фотографии христианского и буддийского храмов, синагоги и мечети, фотографии священных книг,  иллюстрации в пособии для учащихся; материал  из диска.

Л – 3,13

Р – 1

П – 1, 4

К – 10

И - 2

2

Раздел «Знакомство с основами этики» (2ч)

4.

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

Философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы, человечества, учителя человечества.

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества.

Изучение основных понятий этики. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Фотографии обложек книг по философии, портреты философов.

Л – 7, 8

Р – 2

П – 4,10

К – 2, 6

И - 3

1

5.

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

Этика, добродетель, оратор, ораторское искусство.

Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели – лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Устанавливание взаимосвязи между этическими учениями и повседневным поведением людей. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся, репродукции картин, изображение скульптур Аристотеля и Цицерона; материал  из диска.

Л – 7, 8

Р – 2

П – 4, 10

К – 2, 6

И – 3, 9

1

Раздел «Этические учения о добродетелях» (4 ч)

6.

Что такое добродетель.

Добродетель, порок.

Определение добродетели по Аристотелю. В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Знакомство с текстами нравственного и дидактического характера. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал  из диска.

Л – 7, 9

Р – 2, 7

П – 1, 4

К - 1

1

7.

Учение Аристотеля о добродетелях.

Добродетели ума и добродетели характера, совершенство, идеал.

Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость – главная добродетель в совместной жизни людей.

Интерпретация информации, полученной из дидактического текста, проецирование её на свой собственный опыт. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Иллюстрации в пособии для учащихся; изображение скульптуры К.А.  Гельвеция, материал  из диска.

Л – 7, 9

Р – 2, 7

П – 1, 4

К – 1, 3

И - 2

1

8.

Нравственные качества.

Отзывчивость, честность, правдивость.

Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и справедливость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.

Знакомство с традиционным пониманием этики в религиозных культурах. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Иллюстрации в пособии для учащихся; фотографии, материал  из диска.

Л – 2, 8

Л – 10

П – 4

К – 3

И - 5

1

9.

Терпение и терпимость.

Терпение, терпимость, тактичность.

Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, анализ и обсуждение притчей, подготовка рассказа.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал  из диска.

Л – 8, 9

Л – 10

П – 4

К – 3

И – 5,10

1

Раздел «Этика о нравственном выборе» (6 ч)

10.

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом.

Достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения.

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа.

Знакомство с местом и ролью этики в жизни государства и граждан. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; изображение скульптуры Сократа, репродукция картины Ж. Давида «Смерть Сократа», материал  из диска.

Л – 7

Р – 3

П – 4

К – 1, 6

И - 7

1

11.

   

Убеждения.

Цель жизни.

Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д.С. Лихачёв о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал  из диска.

Л – 7, 8

Р – 2

П – 1, 4

К – 4, 6

И – 1,14

1

12.

Нравственный выбор.

Нравственный выбор, человечность.

Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В.А. Сухомлинский об убеждениях.  Возможности изменения убеждений человека.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал  из диска; репродукция картины Ж.-Б. Шардена «Мальчик с волчком».

Л – 7, 8

К – 3, 4

И – 9,14

1

13.

Совесть. Долг.

Совесть, стыд, долг.

Совесть и её роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В.А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю.Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал  из диска.

Л – 8, 9

Р – 3

П – 1, 4

К – 3,10

И - 7

1

14.

Ответственность.

Ответственность.

Высказывание Ф.М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки – разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.

Анализ жизненных ситуаций, нравственных проблем и сопоставление их с этическими нормами. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал из диска.        

Л – 8, 9

П – 4

К – 4,10

И - 12

1

15.

Этика о воспитании самого себя.

Самосовершенствование.

Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Обучение толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал из диска.        

Л – 5

Р – 3, 7

К – 2, 3

И - 2

1

Раздел «Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве» (3 ч)

16.

Справедливость.

Справедливость, всеобщая любовь.

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-зцы о всеобщей любви.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал из диска.

Л – 7

П – 1

К – 3

И – 3, 4

1

17.

Государство, основанное на справедливости.

Самообразование, идеальный правитель, благородство, дао.

Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьёй. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция.

Проведение параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этики. Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.

Иллюстрации в пособии для учащихся; портрет Конфуция, материал из диска.        

П – 2, 9

П – 14

И – 3,11

1

18.

Государство. Светская этика.

Государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники.

Россия – государство, в котором мы живём. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан.  Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября – День народного единства. История праздника.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; изображения символов государства: герб, флаг, фотография памятника И. Мартоса Минину и Пожарскому, материал из диска.        

Л – 6

П – 10

И – 4, 5

1

Раздел «Нравственный закон человеческой жизни» (4 ч)

19.

Нравственный закон. Десять заповедей.

Нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора.

Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора – священная книга иудаизма.

Обучение эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства. Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.

Иллюстрации в пособии для учащихся; изображение скульптуры Микеланджело «Моисей», материал из диска.        

Л – 8

П – 4

К – 2, 3

И - 1

1

20.

Заповеди любви.

Христианство, любовь, Библия.

Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия – священная книга христианства.

Совершенствование умений в области коммуникации. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; фотография Евангелия, репродукция картины А. Иванова «Явление Христа народу», материал из диска.

Л – 8

П – 10

К – 3

И - 5

1

21.

Любовь – основа жизни.

Любовь, семья, взаимоотношения.

Любовь в жизни человека. В.С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь к семье. Китайская притча «Ладная семья».

Совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построение связного высказывания. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал из диска.

Л – 10

Р – 2

П – 4

К – 3

И – 2,12

1

22.

Прощение.

Прощение, грех.

Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Совершенствование умений в области работы с источниками информации. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; материал из диска.

Л – 9

П – 1, 4

К – 4

И – 2, 14

1

Раздел «Этика об отношении людей друг к другу» (5 ч)

23.

Древнегреческие мыслители о дружбе.

Дружба, пифагорейцы.

Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и Пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность – основа дружбы.

Совершенствование умений в области работы с источниками информации. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; изображения древнегреческих скульптур Солона Афинского и Пифагора, репродукция картины Рафаэля «Афинская школа»,  материал из диска.

Л – 7, 9

Р – 2, 7

П – 1, 4

К - 1

1

24.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

Взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.

Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.

Формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; фотография Корана в мечети,  материал из диска.

Л – 7, 9

Р – 3, 7

П – 2

К – 2

И - 2

1

25.

Мысли и поступки. Слова и речь.

Речь, мысли, поступки.

Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л.Н. Толстой о мыслях и поступках. В.А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

Формирование общекультурной эрудиции. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся, материал из диска.

Л – 8, 9

П – 4

К – 3, 4

И - 9

1

26.

Милосердие.

Милосердие, благотворительность.

Милосердие в жизни человеческого общества. И.С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание – принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире.

Развитие представлений о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; фотографии, материал из диска.        

Л – 10

П – 6, 8

К – 3

И – 4, 5

1

27.

«Золотое правило нравственности».

«Золотое правило нравственности».

Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» - нравственный закон. Формулировка «Золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В.А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне». Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся, материал из диска.

Л – 8

П – 4

К – 2, 3

И - 1

1

Раздел «Как сегодня жить по нравственным законам» (4 ч)

28.

Нравственные законы в современном мире.

Милосердие, бескорыстие.

Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Л.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.

Развитие представлений о нравственных и духовных ценностях. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся, фотографии Л.М. Рошаля, матери Терезы, А.Б. Нобеля, изображение Нобелевской медали, материал из диска.

Л – 10

П – 4

К – 2

И – 1, 2

1

29.

Альберт Швейцер.

Человеколюбие.

Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.

Развитие представлений о морали и нравственности. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Фотографии А. Швейцера, больницы А. Швейцера в Ламбрене, иллюстрации в пособии для учащихся, материал из диска.

Л – 10

П – 1

К – 2

И - 3

1

30.

Этическое учение Л.Н. Толстого.

Этическое учение Л.Н. Толстого, душа, любовь, самовоспитание.

Л.Н. Толстой – выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Л.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л.Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. Л.Н. Толстой «Муравей и голубка».

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; портрет Л.Н. Толстого, материал из диска.

Л – 5

Р – 3, 7

К – 2, 3

И - 2

1

31.

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра».

Добро, зло.

Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации в пособии для учащихся; фотография Д.С. Лихачёва, материал из диска.

Л – 7, 9

Р – 3, 7

П – 2

К – 2

И - 2

1

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской проектной деятельности учащихся (3 ч)

32.

Подготовка творческих проектов.

 Формирование групп учащихся для выполнения групповых  проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Выбор тем для индивидуальных творческих работ: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.

Л – 2

Р – 1, 3

П – 1, 2

И – 5, 6

И – 7, 8

1

33.

Выступление учащихся со своими творческими работами.

Выступление учащихся.

Выставка творческих работ.

Л – 4

Р – 7, 9

П – 4, 5

К - 10

1

34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Устные рассказы, чтение стихотворений, исполнение песен.

Выставка рисунков, предметов народного творчества.

Л – 5

Р – 5

П – 4,11

К – 10

И - 12

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика

рабочая учебная программа разработана на основе  программы А Я Данилюка...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....