Использование интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики» в 4 классе
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
в современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения и способность к моделированию ситуация, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
Интерактивное обучение является одним из современных направлений активного социально-психологического обучения. Понятие «интеракция» (от англ. «Interaction» – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером, книгой) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – взаимный, «act» – действовать). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой».
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Т. С. Панина рассматривает интерактивное обучение как «Способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех учеников и учителя.
Активный метод обучения – это форма организации взаимодействия обучающихся и педагога, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaynullina_z.a.docx | 298.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики» в 4 классе
Выполнил работу:
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5 г.Тобольска
Гайнуллина Закина Абдулловна
Тобольск - 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. …2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы использования интерактивных методов в обучении………………………………………...5
- Проблема интерактивности личности в обучении…………………..5
- Характеристика основных интерактивных методов обучения……..8
Глава II. Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики» …..22
2.1. Анализ опыта использования интерактивных методов обучения
в школе……………………………………………………………………….22
2.2. Особенности организации педагогического процесса с использованием интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики»………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………..37
Введение
Актуальность исследования: в современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения и способность к моделированию ситуация, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
Интерактивное обучение является одним из современных направлений активного социально-психологического обучения. Понятие «интеракция» (от англ. «Interaction» – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером, книгой) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – взаимный, «act» – действовать). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой».
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Т. С. Панина рассматривает интерактивное обучение как «Способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех учеников и учителя.
Активный метод обучения – это форма организации взаимодействия обучающихся и педагога, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Объектом исследования: интерактивные методы обучения.
Предмет исследования: особенности применения интерактивных методов на уроках ОРКСЭ.
Цель работы: применение интерактивных методов обучения на уроках ОРКСЭ.
Задачи работы:
1.Изучить имеющуюся литературу по данной теме
2. Изучить практическое применение игр и дискуссий на уроке ОРКСЭ;
Методы исследования - анализ литературы по теме педагогики, психологии и вопросам инновационных методов образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Степень изученности темы
Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные
методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий. В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе. Специфика данной темы заключается в том, что исследуется интерактивные методы обучения, потому что новые методы являются основой педагогической деятельности учителя.
Автор считает, что прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда объем информации увеличивается дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.
Интерактивные методы, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.
Применение информационных технологий повышает интерес детей к урокам, позволяет повысить плотность урока, опросить как можно больше учащихся, поработать и со слабоуспевающими, и с сильными учениками.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы использования интерактивных методов в обучении
- Проблема интерактивности личности в обучении
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики и психологии. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Ученые и практики стремятся создать условия преодоления давно наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных мотивов и интересов, коммуникативных умений и навыков. Весьма часто активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем,
активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
В научной литературе можно выделить различные подходы к определению источников активности обучаемых. Так, источник активности большинство теоретиков и практиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся»1. Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят: познавательный и профессиональный интерес; творческий характер учебно-познавательной деятельности; состязательность; игровой характер проведения занятий; эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.
Третий подход связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют: проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования; создание условий «для новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к само актуализации своей личности или мотив роста по А. Маслоу...)»; вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями»;
__________________________________
1 Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения» - М.: Издательский центр «Академия» 2006. – С.176
интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой»1
Ряд исследователей Б. Ц. Бадмаев, М. Новик, С. Д. Смирнов, А. М. Смолкин, Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко и др. выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними «...те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе». К таким методам В. Я. Ляудис, Б. Ц. Бадмаев относят методы программированного обучения; методы проблемного обучения; методы интерактивного (коммуникативного) обучения.
Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся, полагая, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения В. Б. Гаргай, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин и др.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении
___________________________
1 Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования» - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С.400.
внимания, смене форм деятельности обучения, прежде всего, диалогового, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.
- Характеристика основных интерактивных методов обучения
Уроки «Светской этики» позволяют в полной мере осуществлять применение интерактивных способов обучения. Целесообразно на уроках данного курса использовать технологии ТРКМ, «Кейс-метод», Творческая мастерская, игровые технологии, а также отдельные методы данных технологий.
Кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций
Кейс-метод (сasestudy) – это техника обучения, использующая описание реальных социальных, педагогических, психологических ситуаций (от англ. «case» – случай).
Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году. Педагоги из Европы ездят в США перенимать специфику кейс-образования, а в начале 1990-х из России начали посылать стажеров в западные бизнес-школы для обучения преподаванию этого метода.
Кейс-метод – довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, то есть включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т. п.
Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерны активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие более простые методы познания.
В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями.
Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.
Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.
Технологическая деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа. Первый этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа.
Она осуществляется за пределами кабинета, включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
К наиболее существенным преимуществам кейс-метода А.П.Панфилова относит следующие:
– связь обучения с реальной практикой;
– организацию учебного процесса в форме творческого поиска решений проблемы;
– вовлечение учеников в активное интеллектуальное и эмоциональное участие в обсуждении;
– обучение учеников навыкам анализа сложных, неструктурированных деловых ситуаций;
– формирование навыков принятия решений;
– активизацию мыслительной деятельности – ученики сами генерируют идеи и активно взаимодействуют с другими обучаемыми в процессе их обсуждения;
– развитие навыков делового общения, коллективной деятельности, презентации своего мнения;
– демонстрацию академической теории с точки зрения реальных событий.
К недостаткам кейс-метода относят следующие противоречия:
• при столкновении с проблемой в реальной жизни у учащегося может не оказаться в распоряжении столько же времени для ее решения, сколько в кабинете;
• принятое решение в кабинете в реальной жизни может оказаться неэффективным.
Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.
Источники формирования кейса: художественная и публицистическая литература; материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме; реальные события местной жизни также могут стать ценным источником ситуаций для кейса; неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами.
Научность и строгость кейсу придают статистические данные.
Вместо подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи, газетные статьи, официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики.
При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы учащиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.
Второй этап работы включает в себя деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует, малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Этапы работы с кейсом:
1. Этап введения в кейс, постановки учителем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5–7 мин в зависимости от сложности кейса.
Учитель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной
проблемой данного кейса?».
Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.
2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30–40 мин). Жесткое требование – укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.
Учитель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» учителя.
3. Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой группы один-два участника (спикера). Время – до 10–15 мин.
Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Учитель лишь направляет дискуссию.
Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).
4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:
1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
2. Кто принимал решения?
3. Какие варианты решения он имел?
4. Что ему надо было сделать?
Учитывая ответы на эти вопросы, учителя должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.
На этом этапе важно:
– не ограничивать время;
– дать возможность выступить каждому;
– заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса;
– провести голосование «Чье решение было самым удачным?».
Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.
5. Этап подведения итогов, завершающего выступления учителя. Продолжительность – 10–15 мин. Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались слушателями в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию учителя. Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения.
Технология творческих мастерских.
Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества; активное восприятие учащимися учебного материала; творческое осмысление учебного материала; саморазвитие ученика; повышение интереса к процессу обучения; развитие креативности; повышения уровня грамотности; повышение навыков аргументированного разговора и письма; развитие социальной компетенции.
Основные элементы мастерской:
1. «Индукция». Это и проблемный вопрос, требующий открытия новых знаний, это и создание эмоционального настроя. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений.
2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» - групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения.
4. «Социолизация» - это сравнение своего проекта с другими в ходе общения, дискуссии, обсуждения. Все, что сделано в паре, индивидуально, в группе, должно быть обнародовано, все мнения должны быть услышаны.
5. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своих старых знаний новым.
6. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.
Корзина идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Цели приёма:
- Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме
- Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
Правила применения.
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
«Шесть шляп мышления».
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Игровая технология
Целью игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов.
Игровая технология обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний. Она позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной ситуации, вырабатывает точность и внимательность при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.
- Я расскажу вам удивительную историю… Притча «У одного крестьянина был сын…»
(урок 9 «Свобода и моральный выбор человека)
- Фантастическая добавка. Представьте, что вы оказались на чужой планете, где жители не знают, что такое дружба. Как вы им это объясните?
(урок 14 «Дружба»)
- Раскрасьте слово «лес» в любой цвет. Почему вы выбрали именно этот цвет? Кто-нибудь вас заставил это сделать? Так как вы считаете, о чем мы будем говорить?
( урок «Свобода и моральный выбор»)
- Метод аквариум
- Создание кодекса морали
- (урок 3 « Культура и мораль»)
- Солнышко потеряло лучики
- Мультфильмы«Гуси-лебеди»,
- «Наедине с великими» (работа с рубрикой «Мудрые мысли») . Представьте, что вы встретились с … О чем бы вы его спросили?
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый.
Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовку обучающимися домашнего задания.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Любой модуль начинается с темы урока « Россия — наша Родина». На этом уроке используется демонстрационная презентация и фронтальная работа по ней. В конце урока обучающиеся заполняют таблицу по технологии «Критического мышления» : Что я знал, что я узнал и что хочу ещё узнать. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить презентацию на темы «Моя Родина» или моя «Моя малая Родина». Учащимся разрешается объединиться в группы по 2-3 человека или сделать работу индивидуально. Презентации выполняются на хорошем уровне, в достаточном объёме с соблюдением всех норм для составления презентаций. Идёт отработка информационных и общекультурных компетенций. В сети интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.
Так по окончании модуля «Основы светской этики» учащимися можно предложить следующие презентации:
- «Нравственный образ богатыря»
- «Добро и зло»
- «Добро и зло в русских народных сказках»
- «Береги честь смолоду»
- «Этикет и его разновидности»
- «Мы пришли в гости»
- «Добродетель и порок»
- «Нравственные истоки»
- «Моя семья — моя крепость»
- «Нравственные ценности моей семьи»
- «Крепка та семья, где чтут традиции»
- «Ценности православной семьи»
- «Баба Яга: добро или зло?»
- «Дружба дороже богатства»
- «Сто рублей или сто друзей?»
- «Жизнь дана на добрые дела»
- «Есть ли богатыри в наши дни?» и другие
Так же обучающимся нравится составлять кроссворды, викторины и разного рода задания (доскажи слово, закончи фразу, переведи фразу на современный язык, соедини парами и т. п.) Ребята могут составлять их для закрепления материала и для контроля. Часто на уроках просматриваем видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать.
Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метопредметные УУД.
Вывод. Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики»
2.1. Анализ опыта использования интерактивных методов обучения в начальной школе
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя. Поэтому необходима некоторая адаптация интерактивных приёмов для учащихся начальной школы, создание на основе известных упражнений собственных, отвечающих требованиям программного материала и особенностям учеников.
В практике преподавания в начальной школе – использование интерактивных форм с работы в статичных парах – это важный этап в обучении сотрудничеству на уроке. При формировании умения действовать в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава. Игровое сотрудничество, если это способствует достижению цели урока, использую на протяжении всего обучения в начальной школе.
Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых на уроках.
«Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
На основе приёма «Ранжирование» использую упражнение «Что важнее?». При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
Прием «Верно/Неверно».
При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
При переходе к работе в малых группах использую приём «Один – два – четыре».Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса. Опять же работа в группах: игра «Исследователи»: исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «малина» и т. п.
«Сходства и различия». Учащиеся в парах или малых группах выделяют общие и отличительные признаки, затем происходит совместное подведение итогов.
Еще одно, на мой взгляд, интересное упражнение «Бананы», которое помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.
(Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫР)
Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Итак, принципиальные линии интерактива:
линия переживания опыта в диалоге;
линия рефлексии (осмысление, как информации, так и самого себя).
Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение.
Мною используются различные формы рефлексии:
«Хочу спросить»
«Для меня сегодняшний урок…»
«Пантомима» (смайлики) настроения и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии: Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/ легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?
Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:
- даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
- отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
- во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
- на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.
Использование интерактивной доски.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента — интерактивной доски, которую считаю очень полезным инструментом в руках учителя. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных умений.
Главная задача метода «Карусель» - создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяю на уроках для обсуждения какой – либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей); для развития идей аргументировать собственную позицию; для преодоления барьеров общения. Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.
метод «Кластер». Название метода происходит от английского слова cluster – гроздь, пучок, кисть, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом. Процесс поиска критериев объединения и графического построения кластера получил название кластеринг. В основе этой техники лежат принципы «мозгового штурма».
Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Стремясь систематизировать знания в графической форме, обучающиеся учатся выявлять связи между различными понятиями, открывают новые ассоциации.
Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала и формирует познавательные умения.
2.2. Особенности организации педагогического процесса с использованием интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики»
В процессе работы над темой урока использую следующие методы:
Эвристический метод – метод познания, который использую для решения творческих задач в процессе открытия нового. Например, обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?
Метод моральных дискуссий – использую для создания доступной пониманию обучающимися проблемной ситуации, которая имеет отношение к реальной жизни и включает три – четыре вопроса. Например, на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Считаю, что данный метод даёт возможность школьникам сделать самостоятельный выбор в подобных жизненных ситуациях.
Исследовательский метод. Применяю в организации обучения, при которой обучающиеся становятся исследователями: самостоятельно выделяют гипотезу, исходя из данных, делают выводы и обобщения, знакомятся с понятиями самостоятельно. Например, готовят рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы и сказки. Например, на уроке по теме: «Золотое правило нравственности» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хотелось бы поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.
У моих детей особый интерес вызвала форма работы – интервью. Мы с ребятами составляли вопросы, и они брали интервью у своих родственников о семейных традициях.
Проблемное обучение. Данный метод использую для повышения интереса к предмету. Особенно ярко он проявляется при изучение тем «Золотое правило нравственности», «Справедливость».
Использование данных методов при изучении модуля «Основы светской этики» позволяет в полном объёме решать задачи, сформулированные в ФГОС.
Предлагаю несколько вариантов 1 этапа Творческих мастерских по некоторым темам «Светской этики».
Тема «Нравственный поступок»
- Рассмотрите иллюстрацию. Включите свое воображение и опишите словами изображенную здесь ситуацию.
- А теперь послушайте рассказ Валентины Осеевой. Расскажите о своих впечатлениях.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
- Как бы вы оценили поступок мальчиков? Почему?
- Вы знаете, что лежит в основе каждого нашего поступка? А хотите узнать?
Тема «Род и семья»
- Вспомни свою любимую детскую фотографию. Почему вы ее любите? Кто на ней изображен?
- Возьмите фигуру на столе. (Разложены фигуры в виде дома) Что она вам напоминает?
- Поселите в этот дом тех, с кем вы живете.
- Какое слово, объединяющее всех ваших родных и близких, вы напишите на крыше? (семья)
- Раскрасьте это слово разными цветами. Почему вы использовали эти краски?
- Посмотрите на слайд (написаны слова род, фамилия, семья). Чем, по-вашему, связаны эти слова?
Тема «Дружба»
- А какими качествами друга обладаете вы? Впишите в кружочки ваши ответы.
Тема «Альтруизм и эгоизм»
- К уроку учитель готовит картинки, отражающие соответствующие понятия, и лист ватмана, на котором написаны слова «альтруизм», «эгоизм». Учащиеся разбиваются на две группы: 1 группа – прикрепляет картинки, иллюстрирующие понятие «альтруизм», 2 группа – «эгоизм». Затем представитель от каждой группы комментирует свой выбор.
Приобретенный в творческой мастерской опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.
Тема «Совесть»
Белая шляпа
- Что такое совесть?
Желтая шляпа
- Какого человека можно назвать совестливым?
Черная шляпа
- Сможете ли вы объяснить пословицу «Совесть без зубов грызет», опираясь на материал учебника?
Красная шляпа
- Приходилось ли вам испытывать муки совести?
Зеленая шляпа
- Как должна была поступить героиня рассказа Аркадия Гайдара, чтобы ее сердце «не грызла беспощадная совесть»?
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Синяя шляпа
- Для чего совесть нужна людям?
Тема «Этикет»
- Коллективная работа с текстом. Прием «Прогнозирование»: учащиеся закрывают текст плотным листом бумаги, затем постепенно открывают определенные части текста. Желающие высказывают свои предположения о дальнейшем содержании. В данном случае прочитываются 1 и 2 абзацы текста на стр.56
- Работа в парах. Вспомните и запишите как можно больше понятий, связанных со словом «этикет» (примеры на иллюстрации). Высказывания учащихся могут быть и ошибочными. Это и предстоит выяснить в ходе дальнейшей работы с текстом.
ЭТИКЕТ
Тема «Дружба»
1. Мозговой штурм (работа в малых группах). Составление “Древа предсказаний “Дружба – это….”
2. Обсуждение проектов, выводы.
3. Назовите синонимы к слову “Дружба” (Друг, приятель, товарищ…)
4. Игра “Ромашка”. (Работа в парах.)
На лепестках ромашки предложите, пожалуйста, качества, которыми должна обладать “Дружба”. (Взаимное доверие, честность, привязанность, общность интересов, духовная близость, взаимная симпатия, бескорыстность, избирательность, порядочность…)
5. Самостоятельная работа.
– А теперь обсудим, что мешает дружбе и даже ведет к её потере, а что помогает сохранить дружбу. (Первая группа, каждый ученик записывает причины размолвки, а вторая группа – причины сохранения дружбы…)
Использование видео и аудиоматериалов.
Данные материалы можно использовать на разных этапах урока.
Преимущества:
1.Процесс обучения более живой и интересный
2. Способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
3.Непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.
Тема «Россия – наша Родина»
- Видеоклип на Гимн РФ
- Песня «С чего начинается родина»
- Песня «Родина моя прекрасна»
Тема «Добро и зло»
Мультфильм «Двенадцать месяцев»
Тема «Справедливость»
Мультфильм «Антошка»
Тема «Альтруизм и эгоизм»
Мультфильм «Цветик - семи цветик»
Тема «Честь и достоинство»
Мультфильм «Золотая антилопа»
Рассказ «Косточка»
Рассказ «Дед»
Песня «Офицеры границы»
Прием. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример синквейн по теме «Нравственный поступок»
1.поступок
2.плохой, хороший
3.делать, действовать, нарушать
4.выражение моих мыслей
5.действие
Заключение
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Список литературы
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула, 2002.
2. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
3. Как проектировать универсальные учебные действия: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
4. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе. – М., 2008.
5. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей. – М., 2004.
6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...
Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.
В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....
Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4
Тема Что такое светская этикаЦель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать общее пре...
Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Статья адресована педагогам курса ОРКСЭ (модуль светская этика)...