Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Булаева Светлана Александровна

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ 4 класс. Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Добро и Зло». Основы светской этики 4 класс.

Подготовила: Булаева С.А.

Цель данного урока: 

формирование представлений о добре и зле.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить с понятием  добро и зло, сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок, развивать интерес и любовь к устному народному творчеству.
  • Развивающие: развитие устной речи,  мышления,  творческих способностей, внимания и памяти, способностей к умозаключению и выводам;
  • Воспитательные: продолжать воспитание нравственного человека, гуманного отношения к людям, прививать любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники «Основы светской этики» 4 класс, словарь С.И.Ожегова.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На доске записаны пословицы

Добро помни, а зло забывай

Доброе слово лечит, а злое – калечит

Русские народные пословицы.

- Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

3. Изучение нового материала

- Каким вам представляется добро?  Подберите к этому слову как можно больше прилагательных.

(светлое, мягкое, чистое, сердечное,  любящее, честное и т.д.) (слайд 2)

- Каким вам представляется зло? Подберите к этому слову как можно больше прилагательных.

(черное, хмурое, тяжелое, грязное, лживое и т.д.) (слайд 3)

– Как вы думаете, почему эти понятия изучаются на одном уроке? (Ответы детей)

Работа в группах:

1 группа – находят объяснение понятия «добро» на с.12 учебника, дают объяснение одноклассникам.
2 группа –  находит по словарю Ожегова объяснение понятия «добро», рассказывает одноклассникам.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

3 группа –  находят объяснение понятия «зло» на с.13 учебника, дают объяснение одноклассникам.
4 группа – находит по словарю Ожегова объяснение понятия «зло», рассказывает одноклассникам.
 

С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

 Чтение учебника  с. 13, конкретизация понятий добрые дела, проявление зла.

– Запишите в ваши тетради понятия и определения «добро» и «зло».

Дидактическая игра «Добрый ли человек?»

Ситуация 1

Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке. (Слайд 4)

– Можно ли считать поступок Васи по-настоящему добрым?

Ситуация 2

Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате. (Слайд 5.)

Ситуация 3

Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки. (Слайд 6)

4.  Закрепление знаний

– Мы с вами сказали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе. А когда добро всегда одерживает верх над злом? (В сказках.)

На доске висят герои русских народных сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Садко, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).

Разделите этих героев по их нравственным качествам на две группы.

Проверка. Обсуждение.

Хорошие – это те, кто творит добро. Это богатыри, Снегурочка, Василиса Прекрасная и т.д.

Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и другие – всегда наделены, прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

Отрицательные герои - это те, которые делают людям зло, покушаются на их жизнь. Это Змей, мачеха, разбойник и т.д. Зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?

- Посмотрите на доску, у нас получилось, что добрых и злых героев примерно поровну.

Так и в жизни трудно сказать, каких поступков больше добрых или злых. Но мы с вами сегодня попробуем все-таки доказать, что добра больше чем зла.

На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки.

Какие проступки и качества вы можете назвать злом ? (зависть, жадность, грубость, война,

предательство, ложь)

Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Добро мы обозначим светлыми фишками.

Давайте вспомним, какие добрые качества есть в вас и ваших близких и  по капельке положим их на чашу весов с добром.

- Что же у нас получилось?

Вот видите, как можно победить зло.

Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки- в реку, реки – в море добра.

– А сейчас отгадайте сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

Учитель читает отрывки из сказок, дети отгадывают их. ((«Цветик – семицветик» , Сказка «Морозко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

 Работа в парах. Игра «Пословицы рассыпались».
– У вас на столах – части пословиц. Соедините начало и конец каждой пословицы. Обсудите с товарищами, как вы их понимаете?

* Жизнь дана на …                            * а хвались добром.
*  Не хвались серебром …                * добрые дела.
*  Плохо тому, …                               * война разрушает.
*  Злой плачет от зависти, а …        * добрый от радости.
*  Доброму человеку и чужая…       *  до сердца.
*  Мир строит, а …                            * кто добра не творит никому.
*  Доброе слово доходит …              *  болезнь к сердцу.
*  Делаешь добро – …                       * делай до конца.

Проверка.

– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 

Дети выводят правила.

1) Помогать людям. 
2) Защищать слабого. 
3) Делиться последним с другом. 
4) Не завидовать. 
5) Прощать ошибки другим. 
и др.

Вывод

На доске проявляется надпись:

Помни:

  • Пробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать. 
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
  • Не спрятать, а поделиться. 
  • Не кричать, а выслушать. 
  • Не разорвать, а склеить. (Слайд 7)

(Эти правила распечатаны и раздаются детям на отдельных листках. Дети вклеивают их в тетрадь.)

– Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

Про доброго человека говорят, что это солнечный человек. И действительно в каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.  Доброта очень нужна и вам самим и близким вам людям.

Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

5. Итог

– Давайте подведем итог.
– Что такое добро и зло?
– Как вы поняли, что значит быть добрым?
– Кто считает себя добрым?
6. Домашнее задание

  • Поговорить с родителями, как они понимают «добро» и «зло».
  • Записать в тетрадь пословицы о добре и зле.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: Что такое Добро? Что такое Зло? Добро и Зло

Слайд 7

Правила Помни: Пробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...