Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 675 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы религиозных культур
и светской этики
4 класс
Учитель: Иксанова Р.С.
Нижневартовск
2016
Оглавление
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
- Содержание учебного предмета, курса
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Календарно-тематическое планирование
1.Пояснительная записка
Планирование составлено на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011
Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012
Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса/ВИПКРО, Владимир, 2010
Учебно-методическое пособие по курсу ОРКСЭ. Часть 1/ВИПКРО
Учебно-методический комплект
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
Количество учебных часов
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской
этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Тематическое планирование
№ блока | Наименование блок | Всего часов |
Блок 1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 час |
Блок 2 | Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1 | 16часов |
Блок 3 | Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2 | 12часов |
Блок 4 | Духовные традиции многонационального народа России. | 5часов. |
№ | Темы по ОРКСЭ | Кол- во часов | Тип урока | Характеристика деятельности | Вид контроля на уроке | Планируемый результат | Дата | |
План | Факт | |||||||
I. | Россия – наша Родина. | 1 | 01.09 | |||||
Культура и религия. Россия- Родина моя. | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | 08.09 | ||
II. | Человек и Бог в православии.Этика и этикет.Что такое светская этика. Культура и религия . Пророк Муххамед - основатель ислама. | 16 | 15.09 | |||||
Православная молитва. Этика и этикет. Современные правила поведения. Возникновение религий. Древнейшие верования. Начало пророчества. | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Творческая работа «Составление предложений со словами культура». | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. | 22.09 | ||
Библия и Евангелие.Вежливость. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.Чудесное путешествие пророка. | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | 29.09 | ||
Проповедь Христа. Вежливость. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Хиджара. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | 06.10 | |||
5-6 | Христос и его Крест. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Коран и сунна. | 2 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | Понимать и сопереживать чувствам других людей. | 13.10 | |
7-8 | Пасха.Добро и зло. Хранители предания в религиях мира. Вера в Аллаха. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | 20.10 | ||
9 | Православное учение о человеке. Добродетель и порок. Человек в религиозных традициях мира. Божественные Писания. Посланники Бога. | 2 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | 27.10 | |
10 | Как вести себя в православном храме. Дружба . Священные сооружения (Православие. Ислам). Вера в Судный день и судьбу. | 1 | Обобщение | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | 9.11 | ||
11 | Внутреннее строение и убранство храма. Дружба и порядочность. Священные сооружения (Иудаизм.Буддизм). Обязанности мусульман. | 1 | Урок введения новых знаний | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Уметь осознавать ценности человеческой жизни. | 16.11 | |
12 | Православная молитва. Честность и искренность. Искусство в религиозной культуре (Православие.Ислам). Поклонение Аллаху. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | 23.11 | ||
13 | Тема 13. Золотое правило этики.(1ч) | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 30.11 | ||
14 | Отличие иконы от картины. Гордость и гордыня. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Православие.Ислам). Пожертвование во имя Всевышнего. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …» | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | 07.12 | ||
15 | Образ Христа в искусстве. Гордость и гордыня.Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Иудаизм.Буддизм).Поломничество | 1 | Урок введения новых знаний | Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 14.12 | |
16 | Православные традиции и семейные ценности.Обычаи и обряды русского народа. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие.Ислам). Творческие | 1 | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | 21.12 | |||
17 | Календарный год в православии.Обычаи и обряды русского народа | 1 | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | 11.01 | ||||
18 | Как христианство на Русь пришло.Терпение и труд. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Иудаизм.Буддизм). История ислама в России. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. | Род, фамилии, семья. | Самостоятельная работа | 18.01 | ||
19 | Подвиг.Терпение и труд.Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Нраственные ценности ислама. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. | Поступок, нравственный поступок. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | 25.01 | |
20 | Заповеди блаженств. Семья. Религиозные ритуалы в искусстве. Сотворение добра. | 1 | Комбинированный урок. | Золотое правило нравственности | Самостоятельная работа | 01.02 | ||
21 | Зачем творить добро?Род и семья. Родословная семьи. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Дружба и взаимопомощь. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. | Стыд, вина. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | 08.02 | |
22 | Чудо в жизни христианина.Семейныетрадиции.Праздники в религиях мира (Православие. Ислам). Семья в исламе.Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм). Родители и дети. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. | Честь, достоинство. | Самостоятельная работа | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | 15.02 | |
23 | Православие о Божием суде.Семейные традиции. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. | Совесть | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 22.02 | ||
24 | Таинство Причастия. Сердце матери. Семья. Отношение к старшим. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Богатыри, правила честного поединка. | Самостоятельная работа | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | 01.03 | |
25 | Монастырь.Сердце матери | 1 | Комбинированный урок | Рыцари, джентльмены, леди. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 15.03 | ||
26 | Отношение христианина к природе. Правила твоей жизни. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Ценность и польза образования. | 1 | Комбинированный урок | Труженик, патриот, воин, активист. | Самостоятельная работа | 22.03 | ||
27 | Христианская семья.Правила твоей жизни | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета. | Самостоятельная работа | 05.04 | ||
28 | Праздники народов России. Защита Отечества. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Праздники, возникновение праздников. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 12.04 | ||
29 | Праздники народов России. Христианин в труде. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Жизнь человека. | Самостоятельная работа | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | 19.04 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству.Патриотизм много-национального и много-конфессио-нального народа России. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | 26.04 | |||
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов. | 4 | Итоговый урок | Участвуют в диспутах учатся слушать собеседника и излагать своё мнение | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 03.05 10.05 17.05 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...