Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики",учебный модуль "Основы православной культуры" под редакцией Кураева А.В.("Просвещение" 2013 г.)соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПК 4 класс программа | 58.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» Протокол заседания ШМО учителей начальных классов №_____от «______»________2018 г Руководитель ШМО __________Гиленко Н.Ю.
| «Рассмотрено» Протокол заседания педагогического Совета №1 от ___ августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ Богодухова М.Н. «______»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Смаглеевской СОШ________Квитко О.О Приказ № ____ от «_______»______2018 г. |
396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-летия Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН 1023600847269, ИНН 3612005709, ОКПО 49759251
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
учебный модуль «Основы православной культуры»
(базовый уровень)
4 класс
Составлена учителем
«Основ православной культуры»
Стеценко И.Ю.
2018-2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» создана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Положением о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности педагогов МКОУ Смаглеевской СОШ.
- Методическим рекомендациям по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06332);
- Письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.05.2015 № 80-11/4360 «О направлении разъяснений по применению ФГОС ООО»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- учебным планом МКОУ Смаглеевской СОШ на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа разработана на основании авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Кураева А. В. («Просвещение», 2013). Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.
Цели и задачи учебного курса «Основы православной культуры»
Цели курса:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса:
- знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ Смаглеевской СОШ в 4 классе на изучение данного курса предусмотрен 1 час в неделю, 34 часа в год. Данный учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
- «Основы православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики»
Обучающимися с их согласия и по выбору их родителей (законных представителей) изучается один из вышеназванных модулей. В МКОУ Смаглеевской СОШ единогласным решением родительского собрания родителей 3 класса (Протокол № 4 от 15.05.2018 г.) выбран модуль комплексного курса «Основы православной культуры».
Данный выбор учащихся и их родителей обусловлен тем, что проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опоры на самостоятельность мышления учащихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Личностные результаты освоения данного учебного курса:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения данного учебного курса :
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения данного учебного курса:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
Тема 1 | Россия – наша Родина | 1 |
Тема 2 | Культура и религия | 1 |
Тема 3 | Человек и Бог в православии | 1 |
Тема 4 | Православная молитва | 1 |
Тема 5 | Библия и Евангелие | 1 |
Тема 6 | Проповедь Христа | 1 |
Тема 7 | Христос и Его крест | 1 |
Тема 8 | Пасха | 1 |
Тема 9 | Православное учение о человеке | 1 |
Тема 10 | Совесть и раскаяние | 1 |
Тема 11 | Заповеди | 1 |
Тема 12 | Милосердие и сострадание | 1 |
Тема 13 | Золотое правило этики | 1 |
Тема 14 | Храм | 1 |
Тема 15 | Икона | 1 |
Тема 16 | Творческие работы учащихся | 1 |
Тема 17 | Подведение итогов | 1 |
Тема 18 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
Тема 19 | Подвиг | 1 |
Тема 20 | Заповеди блаженств | 1 |
Тема 21 | Зачем творить добро? | 1 |
Тема 22 | Чудо в жизни христианина | 1 |
Тема 23 | Православие о Божием суде | 1 |
Тема 23 | Таинство Причастия | 1 |
Тема 24 | Монастырь | 1 |
Тема 25 | Отношение христианина к природе | 1 |
Тема 26 | Христианская семья | 1 |
Тема 28 | Защита Отечества | 1 |
Тема 29 | Христианин в труде | 1 |
Тема 30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
Тема 31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 |
Тема 32-33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 |
Тема 34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Дата план | Дата факт |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||||
1. | Россия – наша Родина | Россия – наша Родина. Россия – многонациональное государство. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; Предметные УУД: - различать способы и средства познания окружающего мира; - работать с учебником; - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
II | Основы православной культуры. Часть 1. | ||||
2. | Культура и религия | Культура и религия. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать с учебником; - сформулировать понятия культура и религия; Предметные УУД: - сравнивать и различать понятия культура и религия; - составлять монологическое высказывание; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - работать в паре; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. - вступать в учебный диалог; | ||
3. | Человек и Бог в православии | Введение в православную духовную традицию. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником; - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию; - работать с разными источниками информации; Предметные УУД: - работать в паре, высказывать свое мнение; - проследить воплощение божества в человеке; - осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь; Коммуникативные УУД: - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | ||
4. | Православная молитва | Особенности восточного христианства. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником и другими источниками информации; - различать виды молитв; - выполнять творческие задания по заданной теме; Предметные УУД: - проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых; - понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
5. | Библия и Евангелие | Во что верят православные христиане. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие; Предметные УУД: - работать со словарем; - работать с разными источниками информации (притчи); - выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа; - работать в парах (мини группах); Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
6. | Проповедь Христа | Добро и зло в православной традиции. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; Предметные УУД: - работать с разными источниками информации (притчами, текстами); - работать со словарем; - различать материальные и духовные богатства; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению; | ||
7. | Христос и Его крест | Особенности восточного христианства. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать символику креста; - осознать причины Боговоплощения; Предметные УУД: - работать со словарем; - работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию; - вступать в диалог со взрослыми; - высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
8. | Пасха | Символический язык православной культуры, православный календарь. Праздники. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Предметные УУД: - рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи; - раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца); Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения; - отвечать и задавать вопросы; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
9. | Православное учение о человеке. | Введение в православную духовную традицию. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятие о душе; - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе; Предметные УУД: - определять эмоциональное состояние души по художественному образу; - работать с разными источниками информации; - выразительно читать стихи; Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. - задавать и отвечать на вопросы; | ||
10. | Совесть и раскаяние | Добро и зло в православной традиции. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Предметные УУД: - оценивать поступки героев; - работать в парах над проблемными ситуациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с учебником, иллюстрациями; - понять структуру и значение раскаяния; - инсценировать проблемные ситуации; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
11. | Заповеди | Добро и зло в православной традиции. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять значение заповедей; - сравнивать понятия убийство и воровство; Предметные УУД: - работать в группах; - проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»; - задавать и отвечать на вопросы; Коммуникативные УУД: - высказывать свои мысли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
12. | Милосердие и сострадание | Милосердие и сострадание. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать понятия «милосердие» и «дружба»; Предметные УУД: - проанализировать различные виды текстов; - работать в мини группах; - работать с разными источниками информации (притчами); - работать со словарем; - вступать в диалог; - высказывать свое мнение; - составить синквейн к слову «ближний»; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
13. | Золотое правило этики | Золотое правило нравственности. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать главное правило человеческих отношений; - сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»; Предметные УУД: - работать с учебником; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в дискуссию; - работать с дополнительной информацией; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
14. | Храм. Православный храм и другие святыни | Православный храм и другие святыни. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, как устроен православный храм; - раскрыть смысл посещения храма; - объяснить значение выражений; Предметные УУД: - составить правила поведения в храме; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; - высказывать свои суждения; - находить противоречия в иллюстрациях; - работать в парах, группах; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
15. | Икона | Символический язык православной культуры, христианское искусство. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие об иконе; - понять значение элементов, изображенных на иконе; Предметные УУД: - сравнивать и различать иконы; - различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, иллюстрациями; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
16. | Экскурсия в храм | Символический язык православной культуры, христианское искусство. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - экскурсия в храм; - рассмотреть устройство храма; Предметные УУД: - соотнести теоретические знания с практическими; - соблюдать правила поведения в храме; - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии; Коммуникативные УУД - оценить свое эмоциональное состояние. | ||
17. | Творческие работы учащихся | Проект и этапы работы над ним. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Предметные УУД: - подготовить проект - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал; - оформить презентации; - представить проект. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | ||
III | |||||
18. | Как христианство пришло на Русь. Презентации работ учащихся | Православие в России. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - познакомиться с историей крещения Руси; - понять значение новой веры; Предметные УУД: - работать со словарем; - различать понятия «храм» и «церковь»; - понять смысл крещения; - работать с различными видами информации; - устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения; - задавать и отвечать на вопросы; Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
19. | Подвиг | Долг и ответственность. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсудить понятие «подвиг»; - различать виды подвига; - работать с понятием «подвижник»; Предметные УУД: - работать со словарем; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, дополнительной литературой; - работать в группах; Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
20. | Заповеди блаженств | Любовь к ближнему. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; Предметные УУД: - работать со словарем; - понять смысл заповедей блаженств; - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - выразительно читать стихотворение; Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
21. | Христианство на Руси | Православие в России. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; Предметные УУД: - работать с учебником, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - работать в группах; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
22. | Зачем творить добро? | Добро и зло в православной традиции. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать причины, по которым человек не стал эгоистом; Предметные УУД: - работать со словарем; - отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский; - рассуждать и высказывать свое суждение; - работать с различными видами информации; - работать в парах над притчей «О дикаре и царе»; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
23. | Чудо в жизни христианина | Любовь к ближнему.Символический язык православной культуры, христианское искусство. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осмыслить понятие Св. Троицы; - сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь»; Предметные УУД: - работать с текстом учебника, иллюстрациями; - выполнить творческую работу и ее обсудить; Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
24. | Православие о Божием суде | Золотое правило нравственности. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - понимать ответственность за свои поступки; - осознать, что любой человек посланник бога на земле; Предметные УУД: - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды); - работать в мини группах (парах); - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
25. | Таинство причастия | Православный храм и другие святыни. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь; - понять смысл и значение Причастия; - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог; - устанавливать связь между Причастием и Литургией; Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - работать со словарем; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
26. | Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему | Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность»; Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
27. | Монастырь | Православный храм и другие святыни. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «монах» и «монастырь»; - сравнивать образ жизни мирянина и монаха; - выяснить причины принятия пострига; - выяснить призвание монаха; - рассмотреть стадии становления монашества; Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
28. | Отношение христианина к природе | Милосердие и сострадание. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, что природа – это дом для человека и Божий храм; - осознать ответственность за сохранение природы и мира; - сформулировать понятие «христианское милосердие»; Предметные УУД: - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой; Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
29. | Христианская семья и её ценности | Христианская семья и её ценности. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы создания христианской семьи; - изучить атрибуты содержание венчания; - понять смысл обручального кольца и венца; - осознать роль традиций в семейной жизни; Предметные УУД: - задавать и отвечать на вопросы; - работать с разными видами источниками информации; - работать в парах, группах с иллюстрациями; - работать со словарем; - рассуждать, высказывать свое мнение; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
30. | Защита Отечества | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина); Предметные УУД: - составить синквейн к слову «родина»; - работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации ); - участвовать в викторине «Святые защитники Родины»; - работать с учебником; -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества; - понять нравственную позицию воина христианина; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
31 | Христианин в труде | Отношение к труду. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осознать первые грехи в истории человечества; Предметные УУД: - работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией); - работать в парах; - выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога; - рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть»; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | ||
IV | |||||
32. | Любовь и уважение к Отечеству | Любовь и уважение к Отечеству. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества; - осознать, что любовь к Отечеству – это служение; - понять из чего складывались духовные традиции России; - составить портрет слова «Отечество» в группах; Предметные УУД: - работать с раздаточным материалом, различными источниками информации; - высказывать свое мнение; - сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству; Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
33. | Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. | Защита проекта. | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - структурируют знания; Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | ||
34. | Презентация творческих проектов на тему: «Моё отношение к России», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. | Защита проекта. | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - структурируют знания; Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2012.
- Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
- Основы Православной культуры. 4-5класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
- Интернет ресурсы - http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной прогр...
Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.Вопросы, связанные с введением в школьну...
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)
Программа по Основам православной культуры в 4 классе, которая является модулем к курсу "Основы религиозных культур и светской этики" + календарно-тематическое планирование....