Конспект открытого урока по ОРКЭС "Чувство Родины" (4 класс).
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный конспект был разработан мной для открытого урока, который я демонстрировала в рамках городского семинара "Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках "Основы религиозных культур и светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkes_otkrytyy_urok.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 «Г»
Тема: «Чувство Родины».
МБОУ ЦО № 44
Учитель: Волкова Т.В.
Образовательная цель: формирование у детей образа родной страны , Родины; закрепление понятий «Родина», «Мать», «Россия», «Малая Родина»; развивать исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.
Воспитательная цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, гордость ее многочисленными достижениями, чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.
Формирование УУД:
-Личностные: уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Туле, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
-Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.
-Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать нужную информацию.
-Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «Мать», «Россия», «Родина», «Малая Родина», «Патриотизм».
Оборудование: учебник А.И. Шемшуриной «Основы светской этики 4 класс», презентация «С чего начинается Родина», презентация «Чем гордится Россия», плакат проекта «Что я дарю своей стране», «символы» Тульского края (самовар, гармонь, тульский пряник, оружие, филимоновская игрушка), портрет Ю.Гагарина.
Ход урока
- Организационный момент.
(Приветствие гостей).
- Самоопределение к учебной деятельности
Учитель: У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем передать его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте и подарите ему свою самую улыбку. А теперь давайте и нашим уважаемым гостям пошлем заряд нашего позитива.
- Актуализация знаний и постановка темы урока.
Учитель: Однажды Якуб Колас –белорусский писатель и общественный деятель сказал: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины – нищий человек». Сегодня на уроке нам с вами предстоит разобраться, так ли это.
Внимание на экран (Просмотр презентации «С чего начинается Родина»).
- Работа по теме урока.
Эвристическая беседа.
Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова родина? От какого корня оно произошло?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.
Учитель: Слово «род» означает группу людей, объединенных кровным родством. Род - это и исток, начало жизни, которую мы продолжаем. Какие однокоренные слова можно подобрать?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: (родной, родня, родственник, родиться и т.д.) объясняем их значение.
Учитель: С первых дней нашей жизни нас окружают родные люди, наша семья. Постепенно их круг расширяется. Мы узнаем своих многочисленных родственников, у нас появляются верные друзья, с которыми у нас выстраиваются теплые и добрые отношения, и часто про друзей говорят, что они как родные.
Учитель: А что еще представляем, когда слышим слово «родина»?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ :
- Родина-это место, где человек родился
- Место, где жили и живут родные человеку люди.
Учитель: А что вы считаете своей родиной?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
Учитель: Ребята, ваши ответы меня запутали. Так родина-это город или поселок, где я родился, или наша многонациональная РФ?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
-У каждого человека есть своя малая родина. Для кого-то это небольшая деревушка, для других город с высотными домами и автомагистралями. Малая –потому что это маленькая частичка необъятной страны, родина - потому что здесь живут родные сердцу люди.
Учитель: А бывает так, что родился человек в одном месте, а затем приехал в другой город и живет в нем, работает, создает семью. Может ли он это место считать своей малой родиной?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: да.
Учитель: В таком случае, что для нас малая родина?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Тула.
Учитель: А чем славится земля Тульская?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Пряник, самовар, гармошка, оружие, филимоновская игрушка. (Учитель демонстрирует все названные предметы).
- Физкультминутка.
Учитель: Я предлагаю вам и нашим гостям немного отдохнуть и насладиться чарующими звуками гармони. Алексей сыграет нам композицию «_____________________________». Раньше без гармони не обходился ни один праздник, под ее звуки люди не только пели и танцевали, но и играли. Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поучаствовать в игре «Ручеек».
(Алексей играет на гармошке, учащиеся в это время играют в «Ручеек», ученица угощает гостей тульским пряником).
- Продолжение работы по теме урока.
Учитель: Ребята, подумайте и скажите, а что объединяет туляков и москвичей, жителей далекого северного Мурманска и жаркого Сочи?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Они все жители Российской Федерации.
Учитель: Верно, и тогда что мы понимаем под родиной в широком смысле этого слова?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: : Родина – это земля, государство, где человек рождается, где заботятся о нем и о его будущем.
Учитель: Все правильно. Вы знаете, у каждого человека, живущего в России, очень трепетное отношение к родине, потому что здесь все родно и знакомо. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная. Там, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
7.Закрепление нового материала.
Работа с учебником (над пословицами о родине).
Учитель: Ребята, откройте свои учебники на стр.57. Прочитаем пословицы о Родине и объясним их значение.
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
3. Родная земля и в горсти мила.
4.Где кто родится, там и пригодится.
5.На чужой стороне и весна не красна.
Учитель: Подведем итог. Какую главную мысль выражают эти пословицы?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Они говорят о чувстве Родины, о той невидимой , но крепкой связи, которая есть у любого человека.
Учитель: Верно. Такое чувство крепкой связи с родиной и любви к ней называется патриотизмом. Давайте послушаем стихотворение о родине Е.Евтушенко.
Дети читают наизусть стихотворение Е.Евтушенко.
Я часто спутывался с ложью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру Божью,
То это-Родина моя.
Без славы жить не безнадежно,
Но если все-таки друзья,
Жить без чего-то невозможно,
То это-Родина моя.
На свете все не бесконечно
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
то это –Родина моя.
Я жил с наскока и с налета,
Куда-то сам себя маня,
Но если я умру за что-то,
То это-Родина моя.
Меня не станет-солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это –Родина моя.
Учитель: Как поэт проявляет свою любовь к родине?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:: Поэт сравнивает родину с чем-то божественным, считает святыней. Любовь поэта к родине так сильна, что он готов за нее умереть. Он верит, что родина не забудет о нем даже, когда его не станет.
Учитель: А в чем еще кроме бесконечной любви выражается чувство родины?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: В желании сделать что-то хорошее для своей страны, быть полезным.
Учитель: Пятьдесят семь лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Проектная деятельность.
Учитель: Ребята, ведь для того чтобы приносить пользу Родине необязательно лететь в космос или бить спортивные рекорды, ведь это дано не каждому. Но даже мы с вами можем ежедневно делать что-то нужное и хорошее. Дома я просила вас подумать, что вы дарите своей стране.
(На доске плакат, куда дети приклеивают сердечки)
Я начну. Я дарю родине свой труд учителя. (Далее 8 человек продолжают.)
Игровой метод
Учитель: Наша страна славится многими событиями, достопримечательностями, известными людьми. Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знаете достояние России. Уважаемые гости, присоединяйтесь к нам.
Презентация «Чем гордится Россия».
- Подведение итогов урока.
Учитель : Итак, ребята, какой же мы можем сделать вывод после сегодняшнего разговора, что же такое родина?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
Учитель : Я прошу вас объединиться в творческие группы и составить синквейн по теме нашего урока. 1 группа оформит 2 строку- определения, подходящие к слову Родина, 2 группа подумает над глаголами, подходящими к нашему слову, 3 группа сформулирует фразу, а уважаемые гости подумают над заключительным словом-резюме.
После обсуждения учащиеся представляют свои слова и прикрепляют их на соответствующую строку синквейна на доске.
9.Рефлексия.
Учитель : Понравился ли вам наш урок?
А что показалось наиболее интересным?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
В конце Яндуганова Ангелина читает стихотворение о Родине собственного сочинения.
Учитель : Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...
Конспект открытого урока "Моя малая родина. Города ЕАО" (групповая работа)
Цель урока: расширение кругозора обучающихся, получение новых знаний о Еврейской автономной области.Задачи урока: 1. Формировать...
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Конспект открытого урока по математике в классе-комплекте (3-4 ) с использованием современных технологий.Тема урока: «Повторение пройденного».
Конспект урока по математике в классе- комплекте(3-4) . Тема"Повторение пройденного"....
Конспект открытого урока по математике. 3 класс. Тема урока: "Решение задач. Закрепление"
Цель урока:Образовательная: закреплять навыки решения задач, примеров.Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,; развивать внимание, логическое мышление; разв...