Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Балашова Елена Викторовна

Аннотация к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики»

4 классы

Наименование программы

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Дата утверждения

Принята на заседании методического объединения ГБОУ Школа №1078 Протокол №5 от 05 июня 2018 года. Утверждено директором ГБОУ Школа №1078 Ивановой Ю.В. от 21 июня 2018 года

Фундаментальное ядро знаний

Рабочая программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово»  «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я. Данилюк., М.: Просвещение, 2010 г. Основы православной культуры: учебник для  4 класса общеобразовательных учреждений /О..Л. Янушкявиченко, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор дорофеев, О.Н.Яшина; под ред. И.В. Метлика. Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник»)

 

Цель программы

Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Формирование мысли о единстве многонациональности российского народа и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе. Получение представления о том, что такое духовность, традиция, нравственные ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Формирование представления о том, что народы России при их явном различии взглядов на мир, едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. У всех народов, населяющих Россию, есть общая история, государство, сходные нравственные основы.

 

Основные задачи

- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

- воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления с воем поведении;

- передача современным школьникам знаний в области религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм; - знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

 - обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

Сроки реализации

2018– 2019 гг.

Количество часов в неделю

1 час в неделю – итого 34 часа в год

Ожидаемые результаты

Основы православной культуры

 

Предметные УУД

- познакомить учащегося с новыми терминами, понятиями;

- формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование нравственной и духовной культуры учащегося;

- воспитание достойного гражданина;

- формирование у учащихся к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрения;

- развитие представления о том, как нравственные нормы и ценности влияют на формирование достойной жизни личности, семьи, общества;

- знакомство с основными нормами религиозной морали, их значение в формировании отношений в семье и обществе;

- формирование представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, формирование в учащихся поступать согласно своей совести.

 

Метапредметные УУД

 

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

- осуществлять поиск средств ее достижения;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

 

Результативные УУД

 

- приобретение школьником социальных знаний – понимание общественных норм, устройства общества, социальных нормах поведения;

- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития;

- обладание учащихся общей культурологической подготовкой;

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- ознакомление и с традициями и историей становления России.

 

 

 

 

Основы светской этики

 

Предметные УУД

 

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни.

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

 

Метапредметные УУД

 

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

 

Результативные УУД

 

-  приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- получение опыта самостоятельного общественного действия;

- получение представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- усвоение норм светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получение возможности приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

 

Формы контроля

При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование: компьютер,   

- мультипроектор.

Экранно-звуковые пособия: дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Используемые технология:

- учебный диалог, дискуссия;

- групповая робота;

- работа в тетради;

- самостоятельная работа с текстом;

- выполнение заданий повышенной сложности в  семье;

- ролевые игры.

 

Структура рабочей программы

1.Титульный лист

2. Планируемые  результаты

3.Содержание курса

4. Тематическое планирование

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этики. В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

I. Планируемый результат курса:

Основы светской этики:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с    задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни.

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

 Основы православной культуры:

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

- осуществлять поиск средств ее достижения;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 

- познакомить учащегося с новыми терминами, понятиями;

- формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование нравственной и духовной культуры учащегося;

- воспитание достойного гражданина;

- формирование у учащихся к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрения;

- развитие представления о том, как нравственные нормы и ценности влияют на формирование достойной жизни личности, семьи, общества;

- знакомство с основными нормами религиозной морали, их значение в формировании отношений в семье и обществе;

- формирование представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, формирование в учащихся поступать согласно своей совести.

Конечный результат курса

Основы светской этики:

-  приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- получение опыта самостоятельного общественного действия;

- получение представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- усвоение норм светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получение возможности приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Основы православной культуры:

- приобретение школьником социальных знаний – понимание общественных норм, устройства общества, социальных нормах поведения;

- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- формирование нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития;

- обладание учащихся общей культурологической подготовкой;

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- ознакомление и с традициями и историей становления России.

II. Содержание программы курса

Основы светской этики:

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

На уроках светской этики устанавливаются и реализуются меж предметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом «Окружающий мир»

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним.  Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Основной принцип, заложенный в содержание курса, -  общность в многообразии, многоединство, поли культурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, много единство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Основы православной культуры:

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

III. Тематическое планирование модуля

Основы светской этики

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Контроль

1

Россия – наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Творческая работа «Составление

Предложений со словами Россия, Отечество,

Патриот, президент, духовные ценности».

2

Что такое светская этика.

Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает.

Творческая работа «Составление

Предложений со словами культура, моральный, этический.».

3

Культура и мораль.

Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Электронном сопровождении к уроку.

4

Особенности морали.

В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Самостоятельная работа «Выписать из

Пособия основные особенности морали как

Вида духовно-нравственной культуры».

5

 

Добро и зло.                                  

Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

Предложения, которые показались особенно

Важными» .

6

Добро и зло.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Электронном сопровождении к уроку .

7

Добродетель и порок.

Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.

Самостоятельная работа «Найти в тексте два

Определения добродетели, подчеркнуть их» .

8

Добродетель и порок.

Самостоятельная работа «Найти в тексте слова с противоположным значением.

Выписать две- три пары».

9

Свобода и моральный выбор человека.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

10

Свобода и ответственность.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности».

11

Моральный долг.

Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

12

Справедливость.

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия».

13

Альтруизм и эгоизм.

Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма».

14

Дружба.

Добродетельные отношения. Дружба.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

15

Что значит быть моральным.

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это

значит…»

16

Подведение итогов.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

17

Подведение итогов.

Презентации творческих работ  

18

Род и семья-исток нравственных отношений.

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

19

Нравственный поступок.

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие.

Результат.

Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка».

20

Золотое правило нравственности.

Золотое правило нравственности.

Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке».

21

Стыд, вина и извинение.

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

22

Честь и достоинство.

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

23

Совесть.

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Самостоятельная работа «Составить план статьи».

24

Нравственные идеалы.

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей».

25

Нравственные идеалы.

Джентльмен. Леди.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

26

Образцы нравственности   в культуре  Отечества.

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.

Защитник Отечества. Коллективист.  

Словарный диктант по содержанию 18-24

уроков.

27

Этикет.

Этикет. Образец. Правила этикета.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

28

Семейные праздники.

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

29

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

31

Подведение итогов.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.

32

Подведение итогов.

Презентации творческих работ.  

33

Подведение итогов.

Презентации творческих работ .

34

Подведение итогов.

Презентации творческих работ .

                                                         

                                                                          Основы православной культуры

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Контроль

1

Введение в предмет

2

Россия – наша Родина

Дети должны знать понятия Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Уметь работать с текстом и иллюстрациями.

Понимать и различать в общей системе, что такое Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности.

Словарная работа

3

Самая главная встреча.

Дети должны знать понятия Культура. Религия. Христианство. Православие. Изучить и понять взаимосвязь религии с культурой, уметь работать с текстом и иллюстрациями. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Ответы на подготовленные вопросы

4

Введение в православную традицию.

Божественное Откровение, Священное Предание, Церкви и его основных составляющих, православная традиция, Православная культура. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

5

Есть только одна книга.

Священное Писание. Православие. Библия. Пророки. Евангелие. Священное Писание. Откровение. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Ответы на подготовленные вопросы

6

Бог – Творец мира.

Творец, Господь, прародитель, по образу и подобию Божьему. Беседа, работа в группах, взаимооценивание, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

7

История одного предательства.

Грехопадение прародителей, грех, первородный грех. Познакомить учащихся с библейским повествованием о грехопадении прародителей, его сущности и последствиях.

8

В ожидании Спасителя.

Каин и Авель, зависть, Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, избрание Авраама. Работа с иллюстративным материалом, умение вести диалог, работа с устойчивыми выражениями. Поиск понятий и нравственных законов, раскрывающихся в библейских текстах. Соотнесение своих поступков с нравственными законами.

Ответы на подготовленные вопросы.

9

Возлюби Господа Бога твоего.

Пророк Моисей, Десять заповедей, содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу, кумир, благоговенье.. Участие в учебном диалоге. Самостоятельная работа с источниками информации. Сравнение семейных традиций.

Творческая работа

10

Возлюби ближнего твоего.

Шесть последних заповедей Закона Божия об отношении к людям. Душа. Внутренний мир человека. Тело. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Ответы на подготовленные вопросы.

11

Девочка, которая стала Храмом.

Иоаким и Анна, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы.

Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями.

12

«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос»

Евангелие, Рождество Иисуса Христа, Иисус-Спаситель, Христос Мессия, Святки. Работа с текстом.

Творческая работа.

13

Сын Человеческий.

Бог-Троица, Иоанн Креститель, Богоявление, Богочеловек, спасение Петра, суеверия, исцеление расслабленного Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

14

Притчи Иисуса Христа.

Притча, покаяние, милосердие, ближний. Научить понимать содержание притч. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

15

Как стать счастливым.

Нагорная проповедь, блаженство, девять заповедей блаженства, смирение. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом. Создание творческих работ

Творческая работа в зависимости от уровня подготовки

16

Как стать счастливым

Покаяние, кротость, милосердие, чистота сердца. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

17

Как стать счастливым

Миротворцы, изгнанные за правду, заповедь Иисуса Христа о совершенстве человечка. Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Презентация творческих работ. Защита творческих работ.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы

18

Планирование творческих проектов.

Определение тематики проектных работ учащихся, состава исполнителей проектов и распределение их функций.  Закрепление основных понятий урока.

19

Подвиг христианской жизни.

Золотое правило нравственности, подвиг, духовное усилие, не осуждение, заповедь Иисуса Христа к врагам.

Групповая работа с источниками информации. К коллективная рефлексия

20

Крестный путь и Воскресение.

Вход Господень в Иерусалим. Страстная неделя, Воскресение Христово (Пасха), Вознесение Господне. Развитие навыка смыслового чтения, вывода следствий.

21

Церковь – корабль спасения.

Сошествие Святого Духа, апостолы, благодать, Церковь. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

22

От рождения до вечности.

Таинства, священнослужители, три степени священства. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Коллективная рефлексия.

Ответы на подготовленные вопросы

23

Каждый день праздник.

Месяцеслов, праздник. Двунадесятые праздники. Святой, подобие Божие, именины. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Коллективная рефлексия.

Составить несколько предложений о праздниках в семье.

24

Дорога к храму.

Православный храм, алтарь, иконостас, Царские врата. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Ответы на подготовленные вопросы

25

Икона – окно в Божий мир.

Икона, нимб, добродетели, Красный угол. Групповая работа с источниками.

26

«Героем тот лишь назовётся…»

Молитва, молитвослов, пост, воздержание. Милосердие. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

27

Пастырь Добрый

Духовность, святитель, Пастырь Добрый. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Составить несколько предложений о духовности.

28

«Не в силе Бог, а в правде!»

Родина, власть, благоверный князь, защитник. Групповая работа с источниками.

Составить несколько предложений о защитниках.

29

Жизнь как горящая свеча.

Монах. Инок, монастырь. Знакомство с подвигом монашества и монастырями как центрами русской культуры.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

30

Любовь сильнее смерти

Мученики, исповеди, страстотерпцы, семья императора России Николая II, «я люблю» и «мне нравится». Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом.

Запись в тетрадь терминов и понятий.

31

Заключение. Богатыри.

Труд, труд души –дела добра и любви, духовная жизнь. Дать понимание неразрывной взаимосвязи духовной жизни и труда.

«Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей».

32-33

Подготовка творческих проектов.

Работа со всеми понятиями курса. Помощь учащимся в подготовке проектных работ.

Творческие работы

34

Представление творческих проектов.

Представление подготовленных по итогам обучения по курсу творческих проектов.

Фестиваль духовной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....