Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Икона"
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Икона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikona.rar | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Икона»
Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4, Подольская Дарья Геннадьевна
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.
Это праздник глазам моим».
Иоанн Дамаскин
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,
- познакомить с историей развития древнерусской иконописи;
- познакомить с особым «языком » иконы;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Ход урока
- Организация класса.
- Постановка темы и целей урока.
Отгадайте кроссворд. (Слайд 2)
Слово, которое вы получите по вертикале, и будет темой нашего сегодняшнего урока.
- Священная книга христиан. (Библия)
- Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
- Как называется обращение к Богу? (Молитва)
- Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
- Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
У кого из вас дома есть иконы?
Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.
А кто изображается на иконах?
Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.
Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону.
Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний
Икона «Взыскание погибших» и стихотворение “Стоял бы и смотрел…”. Р.Матюшин.
Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона – чудо! Кротость и печаль.
“Взыскание погибших”. Как живая!
Струится покрывало по плечам,
Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далёкий Крестный час.
Пока ещё ручонки не пробиты,
Но ты глядишь на каждого из нас.
О Мати Света! Все мы виноваты.
История кружит в который раз.
Растут иуды, воины, пилаты,
Кто пред тобой сейчас?
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Учитель: Да. Вы правы. Сегодня мы поговорим об иконах и образе Пресвятой Девы Марии. Но ещё нам предстоит выяснить различие между иконами и картинами.
Знакомство с новой темой.
Учитель: Что вы знаете об иконах? (Обмен мнением учащимися).
Слайд №2 Икона.
- Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ».
- Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека в том числе и богочеловека Христа.
- Икона может изображать событие из Библии.
Учитель: Дайте обоснование того, по какому признаку вы разделили иллюстрации на две группы.
Учитель: Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).
Учитель: Как вы понимаете слово гармония?
Слайд №3 Гармония
- Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь.
- Мир приходит в душу человека. И эту внутреннюю гармонию иконописец передает через гармонию внешнюю. На иконе целостная гармония человеческого тела слагается так, что пластика линий мягко скользит к лику и глазам. Главное в иконе лицо, а все остальное как бы вбирается в него. Икона преодолевает обычную рассеянность ума своей плоскостностью и ровным золотым или цветным фоном, гармонией линий и их устремленностью к лику.
Учитель: Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах?
Работа с карточками.
Учитель: Перед вами портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Служил в царской армии в конце 18 в начале 19 веков. Ф. Ф. Ушаков посвятил всю свою жизнь военно-морскому флоту и служению Родине. Он не проиграл ни одного военного сражения и всегда заботился о сохранении жизни простых моряков. После ухода в отставку приобрёл деревню Алексеевку в Тамбовской губернии и последние годы жизни провёл там.
Впервые в российской истории и истории Русской Православной Церкви рассматривался вопрос о канонизации воина-моряка. Адмирал Ф. Ф. Ушаков причислен к лику святых.
- История русской иконописи.
- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.
- А что такое икона?
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:
« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4)
Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5)
Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов. (Слайд 6)
- Отличия иконы от картины.
Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?
Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.
Вопрос: Что такое картина?
Изображение предметов, людей, событий.
Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 7). И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.
Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.
Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.
- Какие бывают иконы.
Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 8)
Праздничные иконы
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.
Образы святых
Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
- Работа с учебником.
- Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)
Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)
Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)
Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.
В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.
- Как называли человека, который писал иконы?
- Где вы можете встретить иконы?
- С какой же целью пишется икона?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».
- Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"
Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....
Разработка урока по ОРКСЭ с презентацией на тему: "Икона"
Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ с презентацией на тему: "Икона"Если кого-то заинтересовала презентация к уроку вышлю по электронной почте. ProcenkoGA@yandex.ru...
Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди
Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.· способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...
Урок по Основам православной культуры "Отличие иконы от картины"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шап...
Комментарии
Салимьянова Мария Владимировна
Очень интересный урок! Соблюдаются все этапы урока,а главное, Дарья Геннадьевна в доступной и понятной форме для детей излагает материал