урок в 4 классе по ОРКСЭ "Добро и зло "
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области
Гусева Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
Номинация:
«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения»
Урок№5 Тема : «Добро и зло»
Класс: 4
Цель формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло»
Задачи :
- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;
- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
- приобрести опыт коммуникативной деятельности.
- Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе
Планируемые результаты
Личностные
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные
1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;
3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.
Предметные
1. Знание смысла понятий «Добро и зло»;
2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;
3.Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков.
Предварительная подготовка к уроку: рисунки детей, иллюстрации на заданную тему
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лучи солнышка, деревья, домик, цветы, бабочки, карточки
Ход урока
- Организация деятельности учащихся. (1мин.)
Учитель: Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
- Сообщение темы . (1мин.)
Учитель: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Ребята, сегодня будем говорить об основных понятиях –
добро и зло.
Вы узнаете:- Что такое добро и что такое зло.
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
3. Актуализация знаний.(3мин.) СЛАЙДЫ
- Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Но есть и противоположное действие , слову добро-(это зло.)
- Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)
Быть легче добрым или злым?
Как вы думаете? Почему? (ответы детей)
3. Подготовка к изучению нового .(3мин)
А) - Понятны ли вам слова добро и зло?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Б) - Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
Какое отношение вызывают у вас злые люди?
В) Работа в группах.(5мин)
Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. (Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут)
Задание 1 группе:
1. - Какое слово «лишнее» в ряду? Подчеркните:
ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ
- Какое понятие объединяет эти слова? Напишите ________________
2. - Найти и дать определение : что такое зло? (из учебника)
ЗЛО - это ____________________________________________________
___________________________________________________________.
3. Расшифруйте слово: З ___________________
Л ___________________
О ___________________
Задание 2 группе:
1. - Какое слово «лишнее» в ряду? Подчеркните:
МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ
- Какое понятие объединяет эти слова? Напишите ________________
2. - Найти и дать определение : что такое доброта? (из учебника)
ДОБРОТА - это ____________________________________________________
___________________________________________________________.
3. Расшифруйте слово: Д ___________________
О ___________________
Б ___________________
Р ___________________
О ___________________
Задание 3 группе:
1. Каким словам даёт начало слово ДОБРО?
ДОБРО, ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .
2. Соберите пословицы:
ХУДО ТОМУ, КТО | ТЕБЯ НЕ ПОГУБИЛО ЗЛО. |
ЗЛА НЕ ВЕРШИ, ЧТОБЫ | НО ЗЛО ТВОРИТСЯ БЕЗ ТРУДА, ДОБРО ТВОРИТЬ ТРУДНЕЙ. |
ТВОРИ ДОБРО, ЧТОБЫ | ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ. |
ДОБРО И ЗЛО ТВОРИТЬ ВСЕГДА ВО ВЛАСТИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, | ЛЮБЯ ДОБРО НАШЛО ТЕБЯ. |
- Прочитайте, попробуйте объяснить.
4. Знакомство с рисунками детей(2мин.) СЛАЙДЫ
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)
-Ребята, а каких рисунков оказалось больше?
- А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках?(солнце)
-А как вы думаете почему?
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили дерево
5. Изготовление солнышка(2мин.)
- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.
- Сейчас вы изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.
(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида., любовь)
-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?
- Игровой момент: соберите пословицу.(3мин.)
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы прикрепить)
Добро помни, а | пожнёшь | |
Что посеешь, то и | зло забывай | |
За добро | добра не делает никому | |
Худо тому, кто | добром плати |
А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Вывод делает учитель: Пословицы нас учат:
- Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;
- Шутить по -доброму;
- Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили дерево
Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело.
7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (3мин.)(ответы детей) СЛАЙДЫ
- Как бы мы могли им помочь?
- Бездомным собакам и кошкам;
- пожелтевшим от жары цветам;
- своей бабушке, которая несёт сумки;
- пожилым, больным людям в общественном транспорте;
- уставшей маме.
8. «Волшебные слова» (2мин.)
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
- Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
- И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.
- Притча о добре и зле.(6мин.) СЛАЙДЫ
Притча – это рассказ с нравоучением .А теперь прослушайте притчу Притча о Добре и Зле.(слайд)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Скажите, о каких двух волках говорил старик?
Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
Как вы понимаете последнюю фразу?
– Надо ли учиться доброте?
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка»
10.Игра «Сказка».(2мин)
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора, помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
- ИГРА С МЯЧОМ: КРУГОВАЯ БЕСЕДА,(3мин.)
Я чувствую себя счастливым, когда……………………….
(хорошо всем, все улыбаются и т. д.)
12. «Правила доброты» (2мин.)
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
- Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
- Делать добро для близких и друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)
13.Звучит песня "Дорогою добра ” (2мин.)
Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами, домиком, бабочками, облаками, зверями.
Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)
Получается красивая аппликация.
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.
ЛИТЕРАТУРА
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.; А. Я. Данилюк.; 4 кл. М.: Просвещение, 2012.
- Основы светской этики.; Студеникин.; 4 кл.; М,: Просвещение, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение. 2012
- Пословицы русского народа.; В.И. Даль в 3 т. М, 1994
- Семейная педагогика и домашнее воспитание.; Куликова Т.А.; м.. 2000
- Хрестоматия по этике.; В.А. Сухомлинский.; М., 1990
- Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Правила доброты»
«Спешите делать добро»
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
- Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
- Делать добро для близких и друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...