Технология лэпбук «Рождество Христово» (для младших школьников в рамках факультатива «Основы православной культуры».)
методическая разработка по орксэ (3 класс) на тему
Технология лэпбук «Рождество Христово» (для младших школьников в рамках факультатива «Основы православной культуры».)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_rozhdestvo.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология лэпбук «Рождество Христово» (для младших школьников в рамках факультатива «Основы православной культуры».)
Нравственное воспитание учащихся обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».
Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений школьников. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.
Нравственная деятельность формирует у обучающихся нормы морали, принятые в обществе, способствует пониманию их значимости. Знание норм морали служит для подрастающего поколения основой нравственных действий, поведения, формирует привычку следовать этим нормам в повседневной жизни. Обучающийся учится анализировать поступки, соотносить их со своими, осуществлять выбор нравственных решений. Важно, чтобы в учебном заведении, учебной группе царила культура нравственных отношений, носителями которой являются педагоги. Педагоги развивают у обучающихся способность осмысливать жизненные явления, критически воспринимать противоречивые идеи, самостоятельно искать истину.
«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть, прежде всего, работа организатора». По отношению к деятельности педагога это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая обучающихся в разнообразную практическую деятельность, учитель может закалить характер обучающихся, сформировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту.
Одной из инновационных технологий, способствующей развитию духовно-нравственного воспитания учащихся, является лэпбук. Лэпбук (тематическая папка) – набирающее популярность в России средство обучения. Лэпбук представляет собой прочную картонную основу, на которую наклеены картинки, миникнижки, кармашки, в которых организован и записан изучаемый материал. При работе с лэпбуком дети учатся самостоятельно собирать и организовывать, структурировать информацию, которая лучше и прочнее запоминается. Это отличный способ для повторения пройденного материала, прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Тема: «Рождество Христово»
Цель: знакомство детей с повествованием о Рождестве Христовом;
воспитание любви и благоговейного отношения к Богу;
воспитание желания потрудиться для того, чтобы на праздник порадовать близких; знакомство с традиционным видом рождественского театра – вертепом.
I.План лэпбука «Рождество Христово»:
1.Загадки.
2.Пословицы.
3.Интересные факты Рождества Христова.
4.Игра " Рождественские звезды ".
5. Рождественское лото.
6.Игра- пазл " Собери рождественскую картинку".
7. Поделка ангела.
8. Изготовление вертепа.
9. Колядки.
II. В начале занятия педагог беседует с детьми о наступившей зиме, задает им вопрос о зимних праздниках. Дети перечисляют праздники, называя и праздник Рождества Христова.
Педагог показывает лэпбук, сообщает, что занятие будет посвящено большому православному празднику Рождества Христова. Рассказывает детям о том, что в нашем календаре годы отсчитываются от важного и замечательного момента в истории – Рождения в образе человека Господа
Бога, сотворившего весь мир.
(Можно уточнить, знают ли дети, какой год от Рождества Христова вот-вот наступит? Столько лет назад и родился Господь Иисус Христос).
III. Учитель: Две с небольшим тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Сам Бог. Пришел для того, чтобы спасти людей от зла, греха и смерти.
Сегодня я расскажу вам о Рождестве Христовом? Вот как это было.
Римский правитель – император Август – захотел узнать, сколько у него подданных и повелел произвести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом.
Жили в то время в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой и трудной. Путники очень устали: Иосифу было уже много лет; а у Марии скоро должен был родиться ребенок.
На перепись в Вифлеем пришло столько людей, что все гостиницы и постоялые дворы были заполнены народом, и Иосиф с Марией не могли найти дом, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города они увидели пещеру: там во время непогоды укрывались пастухи и их скот. Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Счастливая Мать запеленала Своего Сына в белые пелены и, целуя Его, говорила: «Чадо моё пресладкое, как могу держать в объятиях своих Того, который сотворил весь мир?» Мария положила Божественного Младенца в ясли – кормушку для скота – и поклонилась Ему. А холодная пещера стала, как небо: она наполнилась светлыми Ангелами, которые пели радостные хвалебные песни своему Творцу и Господу. Та ночь была тихая и ясная. А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по-особому яркая звезда. Об этой звезде некоторое время назад узнали мудрецы из далеких стран на востоке. Им открылась тайна, что звезда эта взошла на небо не случайно, но явилась как знак, указывающий на рождение в образе человеческого младенца Самого Господа Бога – Царя вселенной. И мудрецы-волхвы решили пойти в страну, где родился этот Младенец, чтобы поклониться Ему. Чудесная звезда светила и днем, и ночью, двигаясь по небу и ведя мудрецов за собой. Будто бы светлый Ангел под видом звезды указывал
путь волхвам…
Никто в Вифлееме не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи сторожили свое стадо в поле, недалеко от пещеры, где родился Иисус Христос. Вдруг предстал пастухам Ангел. Пастухи испугались этого явления. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь, а радуйтесь, потому что родился сегодня Спаситель мира. Вы сами можете пойти и увидеть Его, завернутого в пелены и положенного в кормушку для скота». И множество Ангелов вдруг явилось с неба и прославило Бога, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках – благоволение!» Пастухи поверили Ангелу, что родившийся Младенец – действительно Господь Бог. И поспешили к пещере, чтобы поклониться Ему...
IV. Инсценировка. (Находят в лэпбуке кармашек "Рождественский театр"и обыгрывают стихотворение с помощью вырезанных из бумаги фигурок).
Один ученик читает стихотворение
И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слёз,
И свет её сиял…
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
И на соломе там нашли
Они Царя царей
Глафира Галина
V.Учитель: Ангел явился пастухам и возвестил о рождении Иисуса Христа. Ангел — с давних времен считается символом Рождества. Еще давным-давно появилась традиция украшать дом и елку различными ангелочками, а также дарить их. Люди покупали ангелов и делали их сами. Шили, вязали, вырезали из дерева и из других материалов. А также ангелов преподносили в подарок больным людям, желая скорейшего выздоровления. (Кармашек «Ангелы из бумаги»). Шаблоны частично изготовлены, дети под руководством педагога мастерят поделку Ангела.
VI. Педагог предлагает детям отдохнуть и найти в лэпбуке кармашек с загадками. Дети их читают и отгадывают.
VII.Учитель: А знаете ли вы ребята, что в старину рождественскую историю не просто вспоминали и рассказывали накануне праздника Рождества Христова и в праздничные дни. Рождественскую историю еще и показывали в особом кукольном театре, который назывался «вертеп». В большой коробке вертепа, как в пещере, помещались фигурки персонажей Рождественской истории: Ангелы, пастухи с их овечками, волхвы-мудрецы. Фигурки Марии, Иосифа и Младенца Христа иногда тоже аккуратно изготовлялись и помещались в вертепе, а иногда в углубление пещеры внутри коробки ставилась подходящая по размеру икона праздника. Давайте мы с вами попробуем сделать к празднику Рождества Христова свой маленький вертеп, чтобы с его помощью рассказать о событиях праздника нашим родителям.
Педагог показывает ребятам материал для вертепа: сено, икона Рождества Христова, фигурки животных, лапки елок, дары для младенца. Предлагает взять картонную коробку (её заранее изготовили родители), поставить так, чтобы открытая сторона была повернута к зрителям. Внутрь коробки положите сено, поставьте небольшую икону праздника Рождества Христова, а перед иконой - фигурки животных и ларец с дарами для младенца.
VIII. Дети выполняют работу. Педагог помогает им.
Учитель: Теперь о дарах. Их тоже три – по числу волхвов. Подарки Младенцу-Христу также имеют глубокий смысл. Волхвы принесли ему золото, ладан и смирну.
Золото – классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Он указывал на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при хождении, являлся подарком Христу-Богу.
А смирна – еще одно тоже очень дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение».
IX. Исполнение Рождественских колядок.
X. Закрепление изученного материала:
1. Игра «Рождественские звёзды». (Правила игры: карточки из кармашка перемешиваются и выкладываются «рубашкой» вверх. Игроки по очереди поднимают две карточки. Если картинки одинаковые, игрок забирает их себе и делает ещё один ход. Если разные, кладёт на те же места. Выигрывает тот, кто соберёт больше пар).
2.Игра «Рождественское лото».
3.Игра «Собери рождественскую картинку».
XI.Рефлексия. «Волшебный мешочек»
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».
XII.Домашнее задание: создать свой рождественский лэпбук.
С тематическим лэпбуком можно работать из года в год, дополняя его новыми подробностями. Сложные темы об истинном смысле и глубине Рождества Христова раскрываются в доступной детям форме. Но взрослые тоже могут открыть для себя что-то новое! Такая книга станет отличным подарком и хорошей доброй традицией в семьи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Роль предмета «Основы православной культуры» в повышении нравственного уровня младших школьников
Данное сообщение поможет учителям, преподающим предмет "Основы православной культуры", расширить своё представление о данном учебном курсе и его возможностях....
Проект урока по модулю "Основы православной культуры" по теме "Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения"
Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским собором в 325 году.Слово « Пасха» означает переход от см...
Урок по теме: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. ОРКСЭ / модуль ОПК (основы православной культуры)
город Армавир Краснодарский край МАОУ СОШ № 18 Тема урока: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (продолжительность урока – 45 минут) ОРКСЭ / модуль ОПК (основы православной культур...
Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»
В этом учебном году я работала над методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...
Открытое мероприятие внеурочной деятельности : «Основы православной культуры Крыма» 2 класс Тема: Пасха – праздник светлого Христова Воскресенья!
Создать условия для расширения знаний детей о праздновании православного праздника Светлой Пасхи....
Формирование познавательного интереса и духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы Православной культуры"
В предлагаемом материале представлен мой опыт работы с младшими школьниками на уроках курса "Основы православной культуры". В новом федеральном государственном образов...