Урок по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Оксана Анатольевна Плотникова

Данную методическую разработку можно использовать как урок по ОРКСЭ в 4 классе или во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_po_orkse.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Софьинская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока для 4 «Б»класса по ОРКСЭ (модуль Основы светской этики)

на тему:  «Добро и зло»

Подготовила и провела учитель начальных классов  

Плотникова Оксана Анатольевна

Информационный дидактико-технологический и методический

модуль урока

Дата

24.11.2017

Класс

 4«Б»

Предмет

Основы светской этики

Тема

«Добро и зло»

Вид урока

Урок изучения новых знаний

Тип урока

Комбинированный

Учебно-методическое оснащение

  • Учебник «Основы светской этики» под редакцией Студеникина М.Т.
  • ПК
  • рабочие тетради
  • смайлики-наклейки
  • «волшебный» стул
  • раздаточный материал

Межпредметные связи

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

  • Русский язык
  • Чтение

словесные

проблемные

частично-поисковые

игровая

групповая

фронтальная
индивидуальная

Технологическая карта урока

Триединые дидактические

цели

Образовательные цели:

  • Формирование у обучающихся представлений по теме данного урока: «Добро и зло»
  • Развитие навыков чтения;
  • Совершенствование навыка точно излагать свои мысли;
  • Развитие у обучающихся умения рационально использовать своё время;

Воспитательные цели:

  • Воспитание интереса к уроку основы светской этики;
  • Формирование установки на позитивное отношение к учителю и другим обучающимся;
  • Воспитание коммуникативных навыков и умения общаться с людьми иных взглядов;
  • Ориентирование на развитие информационной культуры обучающихся.

Развивающие цели:

  • Развитие целостности, предметности, осмысленности восприятия;
  • Развитие логического мышления;
  • Развитие диалогической и монологической речи, развитие содержательности, понятности и выразительности речи;
  • Развитие образной, эмоциональной, словесно-логической памяти;
  • Развитие творческого воображения

Ключевые компетенции

Учитель

Обучающиеся

Языковедческая компетенция

Обеспечение познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения.

Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации.

Профессиональная компетенция

Опыт разнообразной деятельности  в коллективе, группе, команде.

Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов.

Формирование способности к постоянному самообразованию.

Педагогическая компетенция

Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью.

Освоение обучающимися компетентностного подхода.

Овладение знаниями и умениями.

Культуроведческая   компетенция

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа.

Обогащение словарного запаса  определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.

Читательская

компетенция

Формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Овладение техникой чтения, умение правильно, прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения.

Речевая

компетенция

Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль, воспитать потребность к чтению художественной литературы.

Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.

Информационная компетенция

Повышение качества действий учителя на данном  уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе.

Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации.

Организационная

компетенция

Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса. Модернизации столичного образования.

Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.

Личностная компетенция

Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий.

Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.

Основные дидактические принципы

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип диалогичности
  • Принцип успешности
  • Принцип вариативности

Планируемые результаты

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

-Вы вытащили смайлики желтого и красного цвета. А теперь сядьте туда, где столы с таким же смайликом. Так у нас получилось 2 группы. Работать будем сегодня по группам. За каждый правильный ответ будете получать смайлики.

- На парте у каждой группы должен лежать учебник, тетрадь, ручки, карандаши, словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал.

Подготовка  класса к работе.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Рассаживаются по группам.

Личностные:    Самоопределение


Коммуникативные:  Планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками
Умение с ними взаимодействовать,

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Начну урок с притчи  о «Добре и Зле». А вы послушайте и подумайте, о чем она и как связана будет тема урока. (Слайды 2-3)

 Добро и Зло с далѐких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

 «Сильнее Я» - сказало Зло.

 «Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю,

Земные блага подарю,

Машины, деньги мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: « Может быть,

Но только я могу любить.

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню.

 И много счастья в доме том

Не знаю, что ещѐ сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далѐких пор

Не оставляют этот спор.

 Учитель: О чѐм притча, которую я прочитала?

Учитель: Какова основная мысль?

Учитель: Кто уже понял тему нашего сегодняшнего урока?

 -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему будем учиться (Слайд 4)

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока

Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками
Умение взаимодействовать со сверстниками и учителем

3. Освоение (изучение) нового материала

Что же такое добро и зло? 1 группа находит в словаре С.И.Ожегова 1 определение, а вторая группа 2 определение (Слайд 5)

 

- Кого называют добрым человеком?

-Еще в прошлом часто людей называли Добрыня, давали фамилии: Добрынин, Добров, Добролюбов. Найдите об этом в нашем учебнике, в нашей теме.

-Можно ли назвать добрым человека, который:

.делает что-то полезное для людей;

.делает домашнее задание за кого-то;

.переводит старушку через дорогу;

.ждет, когда его позовут на помощь;

.дразнит товарищей.

А сейчас вы поработаете с раздаточным материалом.

Придумайте слова с корнями 1 группа - зло, 2 группа -добро. За каждое слово группа получает смайлик. (Слайд 6)

Соберите и объясни «рассыпавшиеся пословицы» (Слайд 7)

Физкультминутка

-Я буду вам предлагать ситуации, если это добрый поступок, хлопайте в ладоши, плохой- топайте ногами.

. помочь старику перейти дорогу

.помочь маме помыть посуду

.обидеть животное

.поссориться с мамой

.подарить цветы учительнице

.сходить к больному другу.

Но так или иначе бывают ситуации, которые приводят к ссорам и обидам даже лучших друзей. Почему так происходит?  Давайте прочитаем об этом в учебнике с.41

А сейчас мы проверим, можете ли вы делать добрые поступки. Поиграем в игру «Волшебный стул». Садясь на этот стул каждый превращается только в хорошего и доброго человека. А вы будете говорить, что доброго в нем.

-А сейчас на экране появятся герои сказок. В тетради распределите их на 2 группы: добрые и злые. Какой можно сделать вывод? (Слайды 8-13)

Давайте вспомним старые добрые песни. Я буду говорить начало, а вы концовку. А сейчас посмотрим видеоролик с песней «Дорогою добра». Из какого он фильма? И вместе ее споем. (Слайд 14)

Работают со словарем С. И. Ожигова. Формулируют понятия «Добро» и «Зло».

“Добро – всѐ положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”

 “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки».

Рассуждают о том, каким должен быть добрый человек, что некоторые поступки нельзя считать добрыми.

Добрый человек-значит хорошо относящийся к людям, готовый помочь, отзывчивый.

Добро- та

              порядочность

              душие

              сердечность

              совестность

              желательность

Зло- сть

         радство

         деяние

         памятность

         вредность

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Добрая слава лежит

а худая бежит

За добрые дела

добром платят

Доброе слово лечит

Злое - калечит

Добрый человек

В добре живет век

Выполняют упражнение

Читают и анализируют текст в учебнике.

В ходе игры  анализируют добрые поступки и качества участников.

Распределяют сказочных героев по группам и обосновывают свой выбор.

Делают вывод, что в сказках добро побеждает зло.

Впоминают и называют песни о добре. Поют песню «Дорогою добра»

Познавательные: Моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: Планирование, прогнозирование, мысленное представление о достижении цели урока

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование мотивации к добрым поступкам.

4. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

Организует рефлексию. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. А теперь  подведем итог, посчитайте свои смайлики. У какой группы их больше, та группа победитель. А теперь каждый из вас подумает и продолжит фразу:

. Я не думал об этом, но сегодня я понял...

. Я бы хотел научиться быть...

. Свою работу я бы оценил ...(Слайд 15)

 Обеспечивает понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1 группа - найти и записать мудрые высказывания о добре  и зле

2 группа — мини-сочинение «Мои добрые поступки каждый день» (Слайд 16)

  Осуществляют самооценку   собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы

Регулятивные:

-выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения знаний.

Личностные:

самооценка учебной деятельности.

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...