ОРКСЭ "Поговорим о добре и зле"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
формирование у учащихся способности делать осознанный нравственный выбор между добром и злом.
Задачи:
1. Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.
2. Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие».
3. Учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды.
Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_ravnodushii.docx | 151.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Лазаренко Лариса Ивановна, учитель начальных классов
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Поговорим о добре и зле»
Количество часов – 1 час
Класс – 4
Цель урока: формирование у учащихся способности делать осознанный нравственный выбор между добром и злом.
Задачи:
- Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.
- Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие».
- Учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды.
- Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.
Подготовительная работа: 1. детям заранее было предложено вместе с родителями поразмышлять над словом «равнодушие» и по желанию написать сочинение-миниатюру «Кто он, равнодушный человек?» 2. Оформлен стенд пословиц о доброте, сердечности, неравнодушии, подобранных детьми. 3. Подготовить стихотворения М. Скребцовой «Добро помни, а зло забывай», «Сердце живо милостью».
Методы, технологии, используемые в уроке: технология проблемного диалога
Техническое оснащение, наглядность:
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Анализировать явления жизни как служащие добру или злу. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие мотивации к добрым поступкам. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, норма поведения | |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» | |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Конверты с заданиями для проведения ролевых игр (продавец – покупатель и т.п.), м/м презентация с цветными иллюстрациями для решения ситуационных заданий. |
Сценарий урока:
Учитель: Человек постоянно находится среди других людей. Часто даже незначительная встреча со знакомым или незнакомым человеком оставляет глубокий след в душе: радостный или печальный. Внимание, доброжелательность, участие поднимают настроение. А если наоборот? Давайте подумаем, как влияют на отношения людей безразличие, невнимательность, грубость.
(Дети высказывают своё мнение)
Учитель: дома вы должны поразмышлять над смыслом слова «равнодушие» и написать сочинение на тему «Кто он, равнодушный человек?»
(Дети по желанию зачитывают свои работы).
Учитель, обращая внимание учащихся на доску, говорит: прочитайте пословицу
Один из детей читает вслух: «Бойся равнодушных людей».
- Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?
(Дети высказывают своё мнение) Учитель обращает внимание учащихся на «лица», висящие на доске:
- Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили?
(Дети высказывают своё мнение, выбирают сердитое неулыбчивое лицо)
- А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют.
Дети называют слова: завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, неулыбчивый…. Затем чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя «портрет» равнодушного человека.
- Хорошо ли живется такому человеку среди людей? (Рассуждения детей)
Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека?
- Темное, чёрное (прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека)
Учитель: с равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот один из таких случаев, о нём в нашей газете «Районный вестник» рассказала школьница Марина Сергеева: «Несколько лет назад мы с мамой шли по абаканскому парку «Орленок». Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…».
(Пауза... Дети осмысливают услышанное.)
- Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?
(Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах)
- Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
- Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей)
- У кого из прохожих сердце было другого цвета?
- У девочки, её мамы, студентов
- Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
- Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу)
- Какие качества помогают быть неравнодушным?
Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее …. Затем красным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека. Получается веселый и радостный человек.
Учитель: о людях не равнодушных к чужой боли, создано много пословиц, они есть на нашем стенде, давайте прочитаем их:
- У чуткого сердечка ласковы словечки.
- Сердечные дела трогают сердце.
- Добра желаешь, добро и делай и др.
Учитель: Равнодушие проявляется по-разному. У меня на столе иллюстрации с изображением различных ситуаций, предлагаю, рассказать, что изображено, в чём проявляется равнодушие и неравнодушие.
( Примеры иллюстрации: 1. подросток разрушает песочные поделки малышей; 2.мальчик вырезает своё имя на коре дерева; 3. девочка сидит в автобусе, рядом стоит бабушка: 1. ребёнок моет посуду, пока спит мама, 2. старший сын читает сказки младшим детям, 3. мальчик переводит через дорогу бабушку.
После рассказа дети прикрепляют иллюстрацию к равнодушному или неравнодушному лицу на доске.
Учитель: сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько жизненных ситуаций.
Дети делятся на три группы и каждая получает какую-нибудь роль: врач – пациент, покупатель – продавец, мама, папа – ребенок.
Эти роли нужно сыграть дважды: как равнодушный и как неравнодушный человек.
(Идёт ролевая игра)
- Какая роль вам больше понравилось? Почему?
Давайте послушаем стихотворения М. Скребцовой, которые приготовили нам ребята:
«Добро помни, а зло забывай»
Не надо зло копить в душе,
Оно и так вокруг уже.
Не отдавай ему себя,
Живи, прощая и любя.
Попробуй зло на миг забыть!
И сразу станет легче жить!
Мгновенно исчезает зло,
Когда мы помним про добро.
Стихотворение «Сердце живо милостью»
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Веем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и понимания.
- Что нужно сделать, чтобы на земле было меньше равнодушных людей?
(рассуждения детей)
- Давайте «растопим » слово равнодушие теплыми словами.
На лучиках солнца ребята записывают слова: доброта, дружба, любовь, мудрость, вера, сердечность, понимание и прикрепляют на доску.
Учитель: Мудрое и очень доброе сердце у вас, ребята. Люди с такими сердцами никогда не станут равнодушными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...