Тема: «Этикет».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Трошина И.Н., МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа №1»
Модуль «Основы светской этики»
Тема: «Этикет».
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представлений об этикете.
Задачи:
1.Познакомить с понятиями «этикетка»; «этикет»;
2.Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм.
3.Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях;
Планируемые результаты
Личностные
Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
Регулятивные
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные
Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Основные термины и понятия: Этикет. Правила этикета.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивирование к учебной деятельности. Цель: вызвать интерес у школьников для решения проблемы. | Для создания мотивации используется приём «появление гостя». Учитель показывает изображение сказочных героев: Мальвины и Буратино». Слайд №1 - Что случилось с Буратино? - Предположите, что может говорить Мальвина? | - Он огорчён. Чем – то озадачен. - Ешь культурно! Как ты разговариваешь? Привыкай к хорошим манерам. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - Вам приходилось когда – либо слышать подобное? В какой ситуации? - С возмущение Буратино восклицает… Слайд №2 А кому нужны эти хорошие манеры? Не всё ли равно, как есть? И вообще, кто всё это выдумал? - Задавались ли вы подобными вопросами? Давайте вместе с Буратино разберёмся в этой проблеме. | Дети высказывают своё мнение. Слушают учителя. |
3.Выявление места и причины затруднения. | Слайд №3 - Что вы знаете об этикете? | Дети высказывают своё мнение. |
4.Открытие новых знаний. Цель: познакомить с понятием этикет. Работа по учебнику. | Объяснение с использованием карточек – этикеток. (Учитель достаёт из большого конверта, на котором написано «секрет», различные этикетки и прикрепляет их на доске). - Что это? - Зачем они нужны? - О чём говорят? - Этикетками стали пользоваться очень давно торговцы, чтобы каждый человек мог узнать, кто изготовил этот товар и определил к нему своё отношение. Чем лучше был товар, тем лучше он продавался. И по этикеткам его искали. Слайд №4 - На одном из пышных приёмов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. - От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. (Учитель предлагает выбрать из текста термины для записи в тетрадь. - Определите содержание понятия этикетка. - Определите содержание понятия этикет. | - Этикетки. Дети отвечают. Выбирают из текста термины. Записывают их в тетрадь. (Этикет в переводе с французского языка – описание образцов поведения.) (Этикетка – это описание товара). Обобщают, делают вывод. - По внешнему виду мы можем определить содержание. Если это этикетка, то содержание товара. - Если это этикет, то содержанием его будет являться выполнение правил. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах. Физминутка 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа по учебнику. 8.Включение в систему знаний и повторение. 9.Рефлексия. 10.Домашнее задание | - Как назывались правила поведения в России? Слайд№5 - Оказывается, что русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения: «Юности честное зерцало». - На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо – русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать. «Переводчики»№1 …У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить, но ожидать пока они выговорят… «Переводчики»№2 …Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок не драчлив… «Переводчики»№3 Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой. Или отворота рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться. «Переводчики»№4 Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его… «Переводчики»№5 Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать… «Переводчики»№6 Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори. - Какой, ребята, можно сделать вывод? -Да! Это так. И сегодня на уроке мы познакомимся лишь с некоторыми из них. Слайд №6 - О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и этикет огромное значение предает ей. По тому, как человек говорит, какие слова употребляет в речи, уже можно предположить, какой это человек. - Что же такое культура речи? Слайд№7 - Произнесём все вместе слово: Здравствуйте разным тоном. -Доброжелательным. -Раздражённым. -Ласковым. -Злым. - Пренебрежительным. - Изменился ли смысл слова? - Этикет запрещает оскорбительный, унизительный тон речи. - Ребята, пользуясь учебником, составьте для себя правила речи с не… (не перебивай говорящего). Дети сделайте вывод. Что такое культура речи? Слайд №8 - О чём мы сейчас поговорим? -Выбор одежды тоже очень важен для соблюдения правил этикета. (Учитель читает стихотворение.) - Послушайте и скажите. Какой одежды требуют нормы школьного этикета? Смотрика – ка, Саш, Посмотри – ка,кто такой? То ли спортсмен, то ли ковбой? Забыл, наверно он, Что школа здесь, не стадион. - От чего будет зависеть выбор костюма? Слайд №9 -Сделайте выбор костюмов для мероприятия. - Мы познакомились с многими правилами этикета. У всех правил одна основа – здравый смысл и уважение к другим людям. Итак, на какие из вопросов Буратино мы сможем дать ответ? Я узнал(а)… Я научился(сь)… Я буду стараться… - Посмотрите мультфильм Винни – Пух в гостях у Кролика. Составьте правила этикета за столом. | Дети объясняют, инсценируют, называют правила этикета. «Уважение к старшим». «Уважение к старшим». «Поведение в общественных местах». «Правила приветствия» «Столовый этикет» «Столовый этикет» Дети делают вывод: В этикете много правил. Ребята произносят, слово здравствуйте разным тоном. Ученики работают в паре. Ребята делают вывод: - Культура речи – это умение правильно, ясно, точно излагать свои мысли. -Нормы школьного этикета требуют деловой костюм. (От времени года, вкусов, финансовых возможностей человека) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательское занятие на тему: "Этикет" (презентация)
Рассказать детям об этикете и его разновидностях....
Классный час на тему:"Этикет общения по телефону"
Классный час на тему "Этикет общения по телефону"....
Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"
Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....
Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс
Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Этикет"
Конспект урока по теме "Этикет"....
Конспект урока по теме "Этикет"
ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...
Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе с использованием ИКТ...