Язык, как источник межэтнических конфликтов.
статья по орксэ на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык, как источник межэтнических конфликтов
Большинство особенностей в этнических конфликтах, на мой взгляд, носит социокультурный характер. По мнению известного российского лингвиста, доктора филологических наук, профессора С. Г. Тер-Минасовой, именно культура и язык являются основными барьерами, снижающими эффективность взаимодействия и взаимовлияния культур. Разница языков и культур являются факторами, тормозящими процесс глобализации со времён Вавилонской Башни и до наших дней. Социокультурные различия при проявлении межэтнических конфликтов, проявляющиеся и на уровне языковых барьеров, воспринимаются как угроза разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, вызывают противодействие со стороны либо целой этнической общности, либо ее представителей, в связи с чувством второсортности. Глубинные корни подобных проявлений – отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях. Так, в Африке, английский язык был обвинён в расизме, в связи с тем, что всё черное ассоциировалось с плохим английским языком, а всё белое - с хорошим. В США считалось, что необходимо убрать из языка то, что оскорбляет и унижает человека, его достоинство по национальному признаку. Слово «нигер» являлось проявлением политической некорректности, подвергающей человека осуждению. В ряде школ из программ стали удалять произведения Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», М. Твена « Приключения Тома Сойера», как несущие некорректные и уничижающие определения афроамериканцев, что, якобы, способствовало межэтническим конфликтам в США.
Этническая группа или отдельный представитель этноса может чувствовать себя дискриминированным по таким духовным показателям, как ограничение возможности использования своего языка, что с большой вероятностью может стать причиной конфликтов. В Литве, местный учитель истории, хранитель музея национальной культуры г. Вилькия, рассказывал мне в далёком 1984 году, о распространенном, весьма болезненном восприятии проявления русификации при царской власти, выраженной в некотором вытеснении русским языком литовского из общественной жизни и введение обучения в школах на русском языке. Данное обстоятельство и поныне является причиной межнациональной неприязни. В Вильнюсе, в 2017 году, были удалены названия улиц, написанных на русском языке, а названия улиц на английском языке - приветствовалось. Проявление языкового шовинизма, отсутствие условий для изучения и использования родного языка ведёт к межэтнической напряжённости и конфликту. Придание государственного статуса языку только титульной нации ущемляет значение языков иных этнических групп и становится средством обеспечения представителей титульной нации определёнными привилегиями. С.Г.Тер-Минасова справедливо полагает, что язык - средство общения людей и взаимообогащения культур различных этнических групп, а не разрушения и агрессии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городская научная конференция педагогов Статья "Воспитание толерантности, межэтнической терпимости и чуткости "
Данная статья поможет учителю наладить воспитательнкю работу в многонациональных классах, раскроет приёмы толерантного воспитания. Теоретические приёмы раскрывают опытные педагоги и воспитатели, а пра...
«Использование потенциала курса "Основы религиозных культур и светской этики" в гармонизации межэтнических отношений» доклад
В докладе показаны приемы воспитания толерантных отношений среди учащихся различных национальностей на уроках "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...
Конфликты. Методы разрешения конфликтов в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 1.1. ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ1.3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ К...
Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.
Все споры разрешает не война,как пережиток варварской эпохи,А человек, чья мысль и речь сильна,...
Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности.
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантн...
Значение музея в формировании межэтнической культуры подрастающего поколения
Обобщение педагогического опыта в области воспитанияпатриотизма через работу школьного историко-краеведческого музея....
«Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»
Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у...