Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по светской этики по УМК "Перспективная начальная школа". Автор: Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetskaya_etika.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад г.Можайска»
Адрес: 143200, Московская область, г.Можайск, ул.Школьная, д.9, т/факс 8 (496)38-45-269
e-mail : School-Himik@yandex.ru
Утверждаю.
Директор МОУ – «Начальная школа –
- детский сад г.Можайска»
_________ Ю.В.Петрова
04.09.2017 год
Рабочая программа по основам светской этики в 4 классе на 2017 -2018 учебный год учителя Алёшкиной В. Г.
Согласовано.
Руководитель ШМО ________ Е.В. Филиппова
Протокол № 1 от 31.08.2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ),
модуль: основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по ОРКСЭ и на основе авторской программы Т.Д. Васильевой, К.В. Савченко, Т.И. Тюляевой (УМК «Перспективная начальная школа).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
- познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание курса
Раздел 1. Введение в предмет (5 ч)
Россия – наша Родина. Отношение к Родине. «Малая родина».
Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.
Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.
Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.
Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.
Раздел 2. Человек и мир (8 ч)
Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.
Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.
Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».
Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.
Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.
Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.
Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».
Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.
Раздел 3. Человек в мире людей (11 ч)
Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.
Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.
Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы.
Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.
Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.
Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.
Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.
Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.
Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.
Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей.
Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.
Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.
Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммад.
Раздел 4. Твой нравственный выбор (7 ч)
Духовные ценности и их значение в жизни людей.
Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.
Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.
Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.
Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.
Календарно-тематическое планирование
по основам светской этики
№ п/п | Тема урока | Планиру-емая дата | Дата корректи-ровки |
1 | Россия - наша Родина. | 1.09.17 | |
2 | Россия-наша Родина | 4.09.17-8.09.17 | |
3. | Мудрость, собранная веками. | 11.09.18-15.09.18 | |
4. | Этика. Мораль. Нравственность. | 18.09.17-22.09.17 | |
5. | Этика в древности. Мифы, сказки, легенды. | 25.09.17-29.09.17 | |
6. | Этика в Древней Руси. | 2.10.17-6.10.17 | |
7. | Добро и зло. | 16.10.17-20.10.17 | |
8. | Добродетели и пороки. | 23.10.17-27.10.17 | |
9. | Добродетели благородства, справедливости. | 30.10.17-3.11.17 | |
10. | Смысл и ценность жизни. | 7.11.17-10.11.17 | |
11. | Ценности человеческой жизни. | 13.11.17-17.11.17 | |
12. | Человеческая жизнь как высшая ценность. | 27.11.17-1.12.17 | |
13. | Для чего живет человек. | 4.12.17-8.12.17 | |
14. | Совесть. | 11.12.17-15.12.17 | |
15. | Толерантность. | 18.12.17-22.12.17 | |
16 | Человек в семье. Подготовка и защита проекта «Традиции моей семьи». | 25.12.17-29.12.17 | |
17. | О дружбе. | 9.01.18-12.01.18 | |
18 | Этикет. .Проектные работы по темам. | 15.01.18-19.01.18 | |
19 | Милосердие и благотворительность. | 22.01.18-26.01.18 | |
20 | Януш Корчак - врач, писатель, педагог. | 29.01.18-2.02.18 | |
21 | В жизни всегда есть место подвигу. | 5.02.18-9.02.18 | |
22 | Свобода и ответственность. | 12.02.18-16.02.18 | |
23 | Заповеди - нравственные законы. | 1.03.18-.2.03.18 | |
24 | Заповеди любви. | 12.03.18-16.03.18 | |
25 | Еще о законах человеческого общежития. | 19.03.18-23.03.18 | |
26 | Духовные ценности. | 26.03.18-30.03.18 | |
27 | О самосовершенствовании. | 2.04.18-6.04.18 | |
28 | Этика для себя. | 9.04.18-13.04.18 | |
29 | Твои права или Конвенция о правах ребенка. | 23.04.18-28.04.18 | |
30 | Что должны знать дети о правах и законе. | 3.05.18-4.05.18 | |
31 | Твой багаж в дорогу жизни. Подготовка проектов. | 7.05.18-11.05.18 | |
32 | Презентации творческих работ и их обсуждение. | 14.05.18-18.05.18 | |
33 | Презентация творческих работ и их обсуждение | 21.05.18-25.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....