Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа по светской этики по УМК "Перспективная начальная школа". Автор: Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_etika.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад г.Можайска»

Адрес: 143200, Московская область, г.Можайск, ул.Школьная, д.9, т/факс  8 (496)38-45-269

e-mail : School-Himik@yandex.ru

Утверждаю.

Директор МОУ – «Начальная школа –

- детский сад г.Можайска»

_________ Ю.В.Петрова

04.09.2017 год

Рабочая программа                                                                                                                                                            по основам светской этики  в 4 классе                                                                                                                              на 2017 -2018 учебный год                                                                                                                                     учителя  Алёшкиной В. Г.

Согласовано.

Руководитель ШМО ________ Е.В. Филиппова

Протокол № 1 от 31.08.2017 год

                                 Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «основы религиозных культур и светской этики  (ОРКСЭ),

модуль: основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по ОРКСЭ и на основе авторской программы Т.Д. Васильевой, К.В. Савченко, Т.И. Тюляевой (УМК «Перспективная начальная школа).

                     Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
  • познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Содержание курса

Раздел 1. Введение в предмет (5 ч)

Россия – наша Родина. Отношение к Родине. «Малая родина».

Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.

Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.

Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.

Раздел 2. Человек и мир (8 ч)

Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.

Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.

Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».

Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.

Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.

Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.

Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».

Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.

Раздел 3. Человек в мире людей (11 ч)

Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.

Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.

Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы.

Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.

Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.

Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.

Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.

Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.

Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей.

Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.

Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.

Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммад.

Раздел 4. Твой нравственный выбор (7 ч)

Духовные ценности и их значение в жизни людей.

Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.

Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.

Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.

Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.

                                   Календарно-тематическое планирование

                                       по основам светской этики

№ п/п

                                               Тема урока

Планиру-емая дата

Дата корректи-ровки

1

Россия - наша Родина.

1.09.17

2

Россия-наша Родина

4.09.17-8.09.17

3.

Мудрость, собранная веками.

11.09.18-15.09.18

4.

Этика. Мораль. Нравственность.

18.09.17-22.09.17

5.

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды.

25.09.17-29.09.17

6.

Этика в Древней Руси.

2.10.17-6.10.17

7.

Добро и зло.

16.10.17-20.10.17

8.

Добродетели и пороки.

23.10.17-27.10.17

9.

Добродетели благородства, справедливости.

30.10.17-3.11.17

10.

Смысл и ценность жизни.

7.11.17-10.11.17

11.

Ценности человеческой жизни.

13.11.17-17.11.17

12.

Человеческая жизнь как высшая ценность.

27.11.17-1.12.17

13.

Для чего живет человек.

4.12.17-8.12.17

14.

Совесть.

11.12.17-15.12.17

15.

Толерантность.

18.12.17-22.12.17

16

Человек в семье. Подготовка и защита проекта «Традиции моей семьи».

25.12.17-29.12.17

17.

О дружбе.

9.01.18-12.01.18

18

Этикет. .Проектные работы по темам.

15.01.18-19.01.18

19

Милосердие и благотворительность.

22.01.18-26.01.18

20

Януш Корчак -  врач, писатель, педагог.

29.01.18-2.02.18

21

В жизни всегда есть место подвигу.

5.02.18-9.02.18

22

Свобода и ответственность.

12.02.18-16.02.18

23

Заповеди - нравственные законы.

1.03.18-.2.03.18

24

Заповеди любви.

12.03.18-16.03.18

25

Еще о законах человеческого общежития.

19.03.18-23.03.18

26

Духовные ценности.

26.03.18-30.03.18

27

О самосовершенствовании.

2.04.18-6.04.18

28

Этика для себя.

9.04.18-13.04.18

29

Твои права или Конвенция о правах ребенка.

23.04.18-28.04.18

30

Что должны знать дети о правах и законе.

3.05.18-4.05.18

31

Твой багаж в дорогу жизни. Подготовка проектов.

7.05.18-11.05.18

32

Презентации творческих работ и их обсуждение.

14.05.18-18.05.18

33  

                                                                                          Презентация творческих работ и их обсуждение

21.05.18-25.05.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....