рабочая программа по ОРКСМ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
цели и задачи программы по ОРКСМ
тематическое планирование
Перечень федеральных документов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по ОРКСЭ | 56.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 «А» класса составлена на основе
- авторской программы А.Л.Беглова, Е.В.Саплина – М.: Просвещение, 2016г.; (УМК «Перспективная начальная школа»)
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- - на основе основной образовательной программы (начального общего образования).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ | |
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» | |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобразования РФ от 29.12.14 №1643) | |
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 | |
Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48 | |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26 января 2016 года, приказ Минобрнауки РФ от 05.07.2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253) | |
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» | |
Сборник нормативных документов. ____предмет (Издательство, год) | |
Оценка качества подготовки _______ по ___________ предмет. (Изд., год) | |
Могут быть авторские программы (Название, издательство, год) | |
Учебный план МБОУ СШ № 6 г. Гуково на 2018-2019 учебный год. |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
• А.Л.Беглова, Е.В.Саплина, Основы мировых религиозных культур: 3 класс: учебник: в 1 ч. А.Л. Беглова, Е.В. Саплин / – М.: Просвещение, 2016г..
•Беглов А.Л., Основы мировых религиозных культур: 3 класс: методическое пособие для учителя / А.Л. Беглов – М.: Просвещение, 2016 год.
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урок в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 33 урока.
I четверть | 9 |
II четверть | 7 |
III четверть | 9 |
IVчетверть | 8 |
Всего | 33 |
I полугодие | 16 |
II полугодие | 17 |
Всего | 33 |
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
Нормативная основа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03. 2004, №1312;
- Приказ Минобразования РФ №74 от 01.02. 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ» от 09.03.2004. №1312»;
- Приказ Минобразования РФ № 69 от 31.01.2012г. « О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;»
- Устав образовательной организации МБОУ СШ №6 г. Гуково;
- Основные образовательные программы НОО МБОУ СШ №6 г. Гуково;
- Примерные программы по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» УМК «ПНШ», авторы А.Л.Беглова, Е.В.Саплина – М.: Просвещение, 2016г.;
- Учебный план образовательной организации на 2018-2019уч. год МБОУ СШ №6 г. Гуково;
- Примерная государственная программа по ОРКСЭ, созданная на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ А.Л.Беглова, Е.В.Саплина М.: Просвещение, 2016г;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;
- Содержательно раскрыть понятие российской культурно-религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
- Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ключевые идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
1.Планируемые результаты
Освоение школьниками учебного курса «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
2.Основное содержание курса
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История религии в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Религия и мораль. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Место учебного предмета в учебном плане.
В базисном учебном плане на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Так как 25.02 выпадает на праздничную дату, рабочая программа в 4 «А» классе будет реализована за 33 часа.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
- Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.
Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
- Основные требования к системе оценивания.
Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом:
-установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
-дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Оценивание результатов деятельности осуществляется по безотметочной системе, в конце учебного года проводится защита наработанных проектов, которая оценивается отметкой «зачёт», «незачёт».
Формы контроля:
- формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий;
- форма итогового контроля - защита презентации.
Курс рассчитан на 33 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.
3.Тематическое планирование
№п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Практические работы | Контрольные работы | Всего часов | ||
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 | |
2. | Основы религиозных культур
| 13 | 27 | |
3. | Духовные традиции многонационального народа России | 1 | 1 | 5 |
33 |
4.Календарно-тематическое планирование 4 «А» класс
№ п/п | Вид контроля | Содержание материала | Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения) | Основные виды деятельности | Оборудование | Дата | ||||||||
план | факт | |||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||||||||||||
Входной | Россия – наша Родина. Мини-проект «Донская земля – моя малая Родина» | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | Работа с учебником, картой России. Работа с иллюстрированным материалом. Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, гос-ые символы; духовный мир человека, культурные традиции. | Иллюстрации «Моя Родина», карта России, карта Ростовской области | 03.09 | |||||||
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов) | ||||||||||||||
Культура и религия Мини-проект «Религия народов моего края» | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Беседа о различных религиях. Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Презентация «Религии и культура народов мира» Создание мини-проектов | Презентация «Религии и культура народов мира» «Вероисповедание народов Ростовской области» | 10.09 | ||||||||
Текущий | Культура и религия Мини-проект «Религия народов моего края» | Формирование понимания связи между культурой и религией. | Формирование познавательных УУД: структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Рубрики «Обсудим вместе», «Это интересно». Создание мини-проектов. Культура и религия. Культурный человек, культура поведения. | Презентация «Культура и религии России» Создание мини-проектов | 17.09 | ||||||||
Возникновение религий. Древнейшие верования | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Чтение отрывков из священных книг. Пантеон. Многобожие. Завет. Храм. Работа с материалами учебника. | Священная книга «Новый завет» | 24.09 | ||||||||
Текущий | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Беседа по иллюстрациям учебника. Чтение отрывков из священных книг. Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм | Презентация священной книги «Коран» | 01.10 | ||||||||
Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Чтение отрывков из священных книг. Веды, Типитака, Танах. Работа с материалами учебника. | Презентация священных книг «Ведах, Авесте, Трипитака» | 08.10 | ||||||||
Текущий | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Чтение отрывков из священных кгиг. Рубрики «Это интересно», «Обсудим вместе». Тора, Библия, Коран. Работа с материалами учебника. | Презентация священных книг«Библия, Тора, Коран» | 15.10 | ||||||||
Хранители предания в религиях мира | Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Беседа по иллюстрациям учебника. Рубрика «Это интересно» Работа с толковым словарём. Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама. | Толковые словари. | 22.10 | ||||||||
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Мини-проект «Добрыми делами един человек» | Формирование знания о возникновении в мире зла. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Рубрика «Обсудим вместе». Работа с толковым словарём. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция. Работа с материалами учебника. | Толковые словари Презентация «Добрыми делами един человек» | 29.10 | ||||||||
Текущий | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Мини-проект «Добрыми делами един человек» | Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Рубрика «Обсудим вместе». Работа с толко вым словарём. Работа с материалами учебника. Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция | Презентация «Добром славен человек» | 12.11 | ||||||||
Человек в религиозных традициях мира | Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Рубрика «Это интересно». Работа с материалами учебника. Молитва, таинства, намаз, мантра. | Презентация «Религиозные традиции Мира: молитва, таинство, намаз, мантра» | 19.11 | ||||||||
Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Работа с иллюстрациями учебника. Храм, икона, синагога, мечеть | Презентация «Священные сооружения в религиях мира» | 26.11 | ||||||||
Текущий | Священные сооружения Мини-проект «Священные сооружения Г. Гуково» | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Работа с иллюстрациями. Презентация. Минарет, ступа, пагода Рубрика «Обсудим вместе». | Иллюстрации«Минарет»,«Ступа», «Пагода» Презентация «Храмы, памятники» | 03.12 | ||||||||
Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Рубрика «Это интересно». Искусство. Икона, каллиграфия, арабески. | Иллюстрации икон, арабесков. | 10.12 | ||||||||
Текущий | Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. | Работа с иллюстрациями учебника. Семисвечник, способы изображения Будды. Обсуждение творческих работ «Искусство в религиозной культуре» | Презентация «Искусство в религиозной культуре» | 17.12 | |||||||||
Мини-проект Творческие работы ученика «Традиции моего народа» | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Обсуждение творческих проектов. Презентация «Религиозно-культурные традиции народов» | Презентации уч-ся «Культурные традиции моего народа» | 24.12 | ||||||||
Текущий | Мини-проект Творческие работы ученика «Культура моего народа» | Презентации уч-ся «Культурные традиции моего народа» | 14.01 | |||||||||||
17. | История религий в России | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Рубрика «Обсудим вместе».Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты. Работа с материалами учебника. | Творческие работы учащихся «Староверы, старообряд-цы, их особенности жизненного уклада». | 21.01 | |||||||
Текущий | История религий в России | Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. | Творческие работы учащихся «Староверы, старообряд-цы, их особенности жизненного уклада». | 28.01 | ||||||||||
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Мини-проект «Обряды на Дону» | Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Презентация. Ритуалы, обряды. Обсуждение отрывков из священных книг. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин | Презентация. «Ритуалы, обряды моего народа» | 04.02 | ||||||||
Текущий | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Мини-проект «Обряды на Дону | Презентация «Обычаи и обряды» | 11.02 | |||||||||||
Паломничества и святыни. Мини-проект «Паломнические места России» | Формирование представления о главных святынях мировых религий. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Обсуждение отрывков из священных книг. Рубрика «Это интересно» Паломничество, мощи. Хадж. Накхор. | Видеофильм «Паломнические места России» | 18.02 | ||||||||
Праздники и календари Презентация «История Рождества» | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России | Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Рубрика «Обсудим вместе» Презентация Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид. Сообщения детей о наиболее известных праздниках в России. | 04.03 | |||||||||
Текущий | Праздники и календари Мини-проект «История Пасхи» | Презентация «Религиозные праздники. Их история» | 11.03 | |||||||||||
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Чтение отрывков из священных книг. Заповеди, притча, бодхисатва. Работа с материалами учебника. | Презентация «Заповеди в религиях мира» | 18.03 | ||||||||
Текущий | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Презентация «Заповеди в религиях мира | 01.04 | |||||||||||
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Мини-проект «Милосердие в нашей жизни» | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Рубрика «Обсудим вместе» Милосердие, сострадание, милостыня. Работа с материалами учебника. | Презентация «Милосердие в нашей жизни» | 08.04 | ||||||||
Текущий | Семья. Мини-проект «Моя семья» | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | Творческие проекты детей. Семья. | Презентация «Отношение традиционных религий к семье» | 15.04 | |||||||
Долг, свобода, ответственность, труд. Мини – проект «Мои права и обязанности» | Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат. | Рубрика «обсудим вместе» Долг, свобода, ответственность, труд. Работа с материалами учебника. | Презентация «Мои права и обязанности» | 22.04 | ||||||||
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | ||||||||||||||
Текущий | Любовь и уважение к Отечеству. Мини-проект «Я- Гражданин России» | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Рубрика «Обсудим вместе» Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. Творческие проекты. | Презентация « Я гражданин России» | 29.04 | |||||||
Подготовка творческих проектов «Основные ценности: семья, Родина, патриотизм» | Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России | Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Обсуждение творческих проектов. | Презентации к творческим проектам«Основные ценности: семья, отечество…» | 06.05 | |||||||||
Итоговый | Выступление учащихся со своими творческими работами «Служение отечеству» | Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | Презентация «Что я знаю об Отечестве» | 13.05 | ||||||||||
Итоговый | Выступление учащихся со своими творческими работами «Любовь к Родине» Презентация творческих проектов «Патриотизм моего народа» | Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | Презентация «Великая страна – Россия»» Презентация блюд наров России «Герои России» | 20.05 |
V.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Учебный комплект:
1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур». Рекомендован Российской академией образования и науки РФ.
М.: Просвещение, 2016 год.
2. Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».
Интернет-ресурсы:
- Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
- Государственный музей истории религии - http://www.gmir.ru;
Информационно-коммуникативные средства.
- Электронное приложение к учебнику. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур».
Технические средства обучения.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Телевизор
Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
- Список литературы
- Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
- Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.
- Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
- Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...