Сценарий урока по ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
данный сценарий был проведен в 4 классе. Материал использован в конкурсе методических разработок на областном конкурсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok.doc | 803.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рашкевичус Татьяна Александровна, учитель начальных классов
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г.Макарова» Сахалинской области
Предмет: основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: основы православной культуры.
Урок №8
Тема: Пасха
Цель урока : формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.
Задачи:
- познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пробудить интерес к старинным русским обрядам и пасхальным традициям;
- развивать духовные качества личности ребёнка через знакомство с историей празднования Светлого Христова воскресенья;
- воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля ,умение работать в группе, любовь к Родине , уважение к религиозным и культурным традициям своего народа.
Оборудование: видео, мультимедиа проектор, презентация, бумага для письма и рисования, цветные карандаши.
Структура урока:
I.Организационный момент
II. Целеполагание
III. Основная часть.
- Выразительное чтение
- Поиск информации, работа с источниками.
- Традиции праздника
- Творческая работа
- Разучивание пасхальных игр
IV. Рефлексия.
Содержание этапов урока
I.Организационный момент:
Подготовка к восприятию:
- Какие христианские праздники вы знаете?
- Какие из них ваши любимые
Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание и узнать, какой праздник является одним из самых любимых праздников всех христиан.
Задание для определения темы урока:
Учитель: Отгадайте загадки , возьмите первые буквы первых слов и вставьте в синие квадраты.
Семь недель мы готовились к светлому дню
Это строгое время, срок довольно не прост.
Мы не только своё изменили меню,
Свою душу и тело очищаем в …… ПОСТ
Когда ее зажгут под образами,
Она заплачет тихими слезами.
Слеза её светла и горяча
То белая пасхальная ……. СВЕЧА
Друг друга поздравляют
И всем не надоест.
Сегодня говорить …… Христос Воскрес
п | с | х |
Учитель: добавьте гласную, чтобы получилось слово. Это ПАСХА , самый светлый и всеми любимый праздник, он и будет сегодня главным на нашем уроке.
( звучит Пасхальный Гимн, во время которого ребята проходят по кругу и занимают свободные места, разделившись на 5 звеньев_)
II. Целеполагание:
Учитель: Ребята, давайте сегодня вспомним все, что знаем об этом празднике, откроем новые знания и найдем им применение в жизни. Для этой работы выберите у себя сами звеньевого, который будет отвечать за работу всей группы.
Этап 1 : прочитать выразительно две строчки стихотворения:
1 группа | Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит |
2 группа | Заря глядит уже с небес…. Христос Воскрес! Христос Воскрес! |
3 группа | С полей уж снят покров снегов И руки рвутся из оков |
4 группа | И зеленее ближний лес Христос Воскрес! Христос Воскрес! |
5 группа | Вот просыпается земля И одеваются поля, |
Все вместе | Весна идёт полна чудес! Христос Воскрес! Христос Воскрес! |
Учитель: Много поэтов посвятили свои произведения этому празднику, сейчас вы прочитали стихотворение А. Майкова «Христос воскрес». Это не случайно, этот праздник занимает в душе каждого человека особое место, а почему, вы сейчас сами друг другу и расскажете.
У вас в группах есть информация о Пасхе, используя учебник,с.27-32, вам необходимо найти и ответить на вопрос, который дан на втором этапе.
Этап 2: найти нужную информацию из энциклопедии, словаря, статьи в журнале и ответить на поставленный вопрос
1 группа | Как на Руси принято встречать Пасху? |
2 группа | Как появилась традиция красить яйца? |
3 группа | Почему все верующие называют этот день праздником всех праздников? |
4группа | В чём состоит христианский пост? |
5 группа | Как определяется дата празднования Пасхи? |
Учитель: вы сейчас обменялись важной информацией, получили новые знания и закрепили те, которые имели, постарайтесь не забыть то, что сейчас открыли для себя.
Действительно, Пасха очень важный праздник всех христиан. И празднуется он очень давно, поэтому уже сложились традиции, которые соблюдались и соблюдаются сейчас, они передаются из поколения в поколение нашими предками, и мы обязаны их донести до будущих поколений.
Этап 3 : каждая группа по очереди подходит к пасхальной коробочке , достаёт два листочка, готовится и хором зачитывает традицию этого праздника:
№ | Традиции |
1. | Пасхе предшествует семинедельный Великий Пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовному росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу – каши, чёрный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи. |
2. | В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году – пасхальный кулич, творожнуюпаску. |
3. | С вечера Пасхи, по традиции, начинаются массовые, народные гуляния и длятся целую неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы стол был обильным. |
4 | К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображение барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа. |
5 | На Пасху принято «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи, говоря при этом «Христос Воскрес! – Воистину Воскрес!» |
6 | Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свои жилища, мылись в бане, иногда купались в проруби – для того, чтобы избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней): окружали дом магическим кругом ( объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом) |
7 | В Великий четверг молодые девушки стригли кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день постригали первый раз младенцев. |
8 | В России непременной традицией были игры с яйцами – катание и битьё. |
9. | В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые люди собираются в храмах на молитву. |
10. | Только в этот день на столе во всех домах можно увидеть крашеные яйца. |
Учитель:
Вы сейчас озвучили традиции этого праздника, некоторые из них вам были знакомы, какие то прозвучали для вас впервые.
- А кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?
Учитель: Обычай дарить друг другу на пасху крашеные яйца появился ещё в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора. Приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным» тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидельствуя истинность христианской веры.
Впоследствии употребление крашеных яиц стало всеобщим христианским обычаем. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького жёлтого цыплёночка. Пасхальное яйцо своим красным цветом напоминает нам о бесценной крови Спасителя, пролитой во спасение наших душ.
Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами, и из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц. Я предлагаю вам посмотреть презентацию ( приложение 2) о способах раскрашивания, в которых рассказывается об одном из способов расписывания яиц.
Этап 4 : у вас на столах лежат конверты, ваша задача: изучить представленный вам способ , расписать яйцо этим способом и рассказать об особенностях вашего варианта раскрашивания пасхальных яиц.
1группа | Крашенки |
2 группа | Писанки |
3 группа | Драпанки |
4 группа | Рисованки |
5 группа | Крапанки |
Учитель:
Вы большие молодцы, но сейчас мы с вами живём в XXI веке и нам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек, которые без особого труда помогают нам справиться с этой задачей. Однако, сегодня вы узнали пять вариантов окрашивания яиц, возможно, они вам пригодятся в подготовке домашнего праздника.
Образцы раскрашивания пасхальных яиц.
крашенки
писанки
драпанки
рисовалки
крапанки
(Дети выполняют творческую работу по группам, презентуют свои работы , рассказывают о каждом способе окрашивания яиц.)
Этап 5:как и всякий большой праздник , к тому же длящийся неделю, пасха сопровождается играми и развлечениями. Я предлагаю вам сейчас поработать в своих группах, изучить одну игру, рассказать о ней и, научить всех -играть в неё.
1 группа | Игра «Горка». Дети по очереди скатывают свои крашенки с горки. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель. |
2 группа | Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. |
3 группа | Игра «Битки». Играющие выкрикивают «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни!» Игроки бьют яйцами любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, то проиграл. Победивший забирает яйцо у проигравшего. |
4 группа | «Яичко – пазл» Суть её в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников — найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость — кто быстрее соберет пазл. Из реквизита к данному конкурсу понадобятся только ножницы, чтобы разрезать шаблоны на части.
|
5 группа | Пасхальная эстафета Вариантов пасхальной эстафеты может быть очень много, главное, чтобы в ней фигурировали яйца, куличи, кролики и прочие предметы, ассоциирующиеся с этим светлым днем. Вот несколько способов провести эстафету на Пасху: Первый — участнику дается столовая ложка, в которой лежит крашенка. Его задача — пронести ложку от старта до финиша и обратно, не уронив яйцо. Если ценный груз все-же падает, участник возвращается к линии старта и начинает сначала. Второй — дети катят яйцо с помощью руки или ложки к финишу и обратно. Третий — возле финиша ставим тарелку с нарезанным куличом. Ребенок добегает до линии финиша и съедает один кусок. Здесь стоит уточнить, что кусочки должны быть небольшими, а возле тарелки ставим емкость с водой или компотом, чтобы можно было запить. Также перед стартом инструктируем детей, чтобы не бежали, пока не пережуют, иначе могут подавиться. Четвертый — малыши прыгают на одной ноге с яйцом в маленькой корзинке или миске. Задача — про прыгать дистанцию, не потеряв при этом груз. |
(Все группы поочерёдно представляют свою игру, объясняют правила, играют с другими группами)
Этап 6: закрепление полученных знаний, коллективная работа в группе с листком контроля с, проверка по ключам к тесту, самооценка своей работы и оценка работы своих товарищей.
Листок контроля
- С каким событием связан праздник Пасхи?
- Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
- Христос воскрес из мертвых
- С весенним праздником мая
- Почему Христа называют Спасителем?
- Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
- Он спас израильтян от власти римлян
- Он спас людей от глобальных катастроф
- Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
- Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
- Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
- Люди поняли, что о смерти не нужно думать
- Какой день недели называют малой Пасхой?
- Субботу
- Понедельник
- Воскресенье
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | 1 | 1 | 3 |
IV. Рефлексия : может высказаться любой.
Я понял….
Я узнал………….
Мне было интересно………………..
Мне было важно…………………….
Я использую полученные знания…………………………………..
Учитель: заканчивая наш урок, мне хочется сказать, что с окончанием пасхального периода, напоминания о Пасхе не прекращаются, они продолжаются в течение всего года. Каждое воскресенье – это малая Пасха, а значит, еженедельное напоминание каждому о необходимости постоянного проявления с его стороны любви, милосердия и сострадания к ближнему. Любите друг друга! Желайте друг другу добра и делайте только добро! Здоровья и счастья вам, дорогие друзья! Христос Воскрес! Ответим дружно. Воистину воскрес!
В конце урока организован просмотр видеофильма о Пасхе ( приложение №3 ), обсуждение которого послужит началом следующего урока в системе уроков ОРКСЭ в виде повторения.
Литература:
- Потешки, считалки, небылицы.- М., 2009.
- Русские поэты о Пасхе, о весне… // Клубный вестник.-2004.-№4
- Русский фольклор.-М., 2005.
- Якуб С.К. Вспомним забытые игры.- М., 1988
- Интернет – сайты:
Приложение1
Рабочие маршрутки урока для каждого звена:
1 звено
1. | Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит |
2. | Как на Руси принято встречать Пасху? |
3. | Крашенки |
4. | Игра «Горка». Дети по очереди скатывают свои крашенки с горки. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель. |
2 звено
1 | Заря глядит уже с небес…. Христос Воскрес! Христос Воскрес! |
2 | Как появилась традиция красить яйца? |
3 | Писанки |
4 | Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. |
3 звено
1 | С полей уж снят покров снегов И руки рвутся из оков |
2 | Почему все верующие называют этот день праздником всех праздников? |
3 | Драпанки |
4 | Игра «Битки». Играющие выкрикивают «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни!» Игроки бьют яйцами любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, то проиграл. Победивший забирает яйцо у проигравшего |
4 звено
1 | И зеленее ближний лес Христос Воскрес! Христос Воскрес |
2 | В чём состоит христианский пост? |
3 | Рисовалки |
4 | «Яичко – пазл» Суть её в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников — найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость — кто быстрее соберет пазл. Из реквизита к данному конкурсу понадобятся только ножницы, чтобы разрезать шаблоны на части. |
5 звено
1 | Вот просыпается земля И одеваются поля, |
2 | Как определяется дата празднования Пасхи? |
3 | Крапанки |
4 | Пасхальная эстафета Вариантов пасхальной эстафеты может быть очень много, главное, чтобы в ней фигурировали яйца, куличи, кролики и прочие предметы, ассоциирующиеся с этим светлым днем. Вот несколько способов провести эстафету на Пасху: Первый — участнику дается столовая ложка, в которой лежит крашенка. Его задача — пронести ложку от старта до финиша и обратно, не уронив яйцо. Если ценный груз все-же падает, участник возвращается к линии старта и начинает сначала. Второй — дети катят яйцо с помощью руки или ложки к финишу и обратно. Третий — возле финиша ставим тарелку с нарезанным куличом. Ребенок добегает до линии финиша и съедает один кусок. Здесь стоит уточнить, что кусочки должны быть небольшими, а возле тарелки ставим емкость с водой или компотом, чтобы можно было запить. Также перед стартом инструктируем детей, чтобы не бежали, пока не пережуют, иначе могут подавиться. Четвертый — малыши прыгают на одной ноге с яйцом в маленькой корзинке или миске. Задача — пропрыгать дистанцию, не потеряв при этом груз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Урок по ОРКСЭ 4 класс
Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23
Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...
Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.
На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...
Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"
Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....