"Культура и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.

Задачи:

  • знакомство с понятиями культура и мораль, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • развивать представлений о  культурных ценностях, составляющих основу  традиций разных народов;
  • создавать условия для развития  доброго начала - любви к ближнему, уважения к старшим, любви к родине.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности

Основные термины и понятия

Культура, материальная культура, духовная культура, политическая, правовая культура,  мораль

Словарик к уроку

Культура - в  переводе с латинского «возделывание земли».

Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.

Культура - предметы человеческого труда, представления, идеи, ценности, идеалы,  традиции, обычаи, нормы и правила.

 Культура – ценности и нормы человеческого существования.

Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.

Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.

Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Средства наглядности: презентация, иллюстрации из учебника, «неваляшка» - игрушка

 

 

Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, , презентация к уроку, учебник, рабочие тетради

Виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная   работа, работа с тренажерами, рефлексия.

Основные вопросы урока

·Что означает слово «Культура»?

·Почему культуру называют «второй природой»?

·Как возникла мораль?                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_moral.doc82.5 КБ
Office presentation icon kultura_moral.ppt1013.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам светской этики с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: Культура и мораль.

Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.

Задачи:

  • знакомство с понятиями культура и мораль, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • развивать представлений о  культурных ценностях, составляющих основу  традиций разных народов;
  • создавать условия для развития  доброго начала - любви к ближнему, уважения к старшим, любви к родине.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности

Основные термины и понятия

Культура, материальная культура, духовная культура, политическая, правовая культура,  мораль

Словарик к уроку

Культура - в  переводе с латинского «возделывание земли».

Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.

Культура - предметы человеческого труда, представления, идеи, ценности, идеалы,  традиции, обычаи, нормы и правила.

 Культура – ценности и нормы человеческого существования.

Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.

Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.

Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Средства наглядности: презентация, иллюстрации из учебника, «неваляшка» - игрушка

Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, , презентация к уроку, учебник, рабочие тетради

Виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная   работа, работа с тренажерами, рефлексия.

Основные вопросы урока

  • Что означает слово «Культура»?
  • Почему культуру называют «второй природой»?
  • Как возникла мораль?        

Ход урока.

  1. Мотивация к уроку.                                                  logo[1]

- Что за игрушку вы видите? (Неваляшка)

- Почему ее так назвали? (Варианты ответов).

                 - Если ее толкнуть, что произойдет?

(Она вернется в исходное  положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее - она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему? (Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по-другому. Если ты так поступишь с другом,  что произойдет? (Возможные варианты: друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение? (Варианты - мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

- А что у нас есть какие- то правила  в поведении?

- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей? (Если проще, то : как называется внешний контроль поведения, если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?).

И так, о чем же сегодня пойдет речь?

Предполагаемые ответы учащихся: культурном человеке, морали.

2.Актуализация знаний.

Работа над понятием «культура».

Какого человека можно назвать культурным?

Что значит вести себя культурно? (ответы)

Почему человек поступает так или иначе?

Вы все рассуждаете правильно.

  1. Выявление места и причины затруднения

 Вы многое уже по этой теме знаете. А как вы думаете все или нет?

На какие вопросы вы хотели получить сегодня ответы по этой теме?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Работа по учебнику

Некоторые из ваших вопросов совпадают с планом учебника.

Откройте учебник на с.8 и прочитайте план урока.  (Один ученик читает вслух)

  • Что означает слово «Культура»?
  • Почему культуру называют «второй природой»?
  • Как возникла мораль?

Прочитайте про себя 1 и 2 абзац.

Задайте вопросы к 1 абзацу, ко 2 абзацу.

Прочитайте про себя 3 абзац.

Учитель:   - Как иногда называют культуру? (Второй природой)

                 -Чем она отличается от естественной природы?  Прочитайте.

                  -Почему важно изучать культуру не только своей страны, но и    других стран?

 

  1. Реализация построенного проекта.

  Рассмотрите схему на экране.(электронное пособие «Основы светской этики» интерактивный момент.)

Культура

материальная

духовная

Политическая    

Правовая

                           Мораль

На какие две группы делится культура? (Материальная и духовная)

Найдите в следующем абзаце, что включает в себя материальная и духовная культура?

Запишите в тетрадь. (приложение 1)

Существуют различные виды духовной культуры. Дальше на экране открывать по очереди: правовая, политическая, мораль. (Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)

Работа с понятием мораль.

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно сложились правила, в которых говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие -плохими. О том, что нельзя грубить, лгать, воровать, причинять боль другому. Но практически все можно объединить в одно золотое правило:

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»

  1. Первичное закрепление

 Выполнение заданий.

- Сейчас потренируемся в умении определять те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются.

 Обсуждение ситуаций на рисунках (презентация  «Золотое правило морали»)

- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.

Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”

 “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана

    “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали). Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

- А сейчас, я предлагаю вам  выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

Работа в группах - мини сценки.

Материал к рабочей тетради (приложение 1)

Урок 3. Тема урока ______________________________________

Задание 1. Словарная работа Культура -____________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Духовная культура

Материальная культура

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Соедините линиями соответствующие понятия

 

Мораль - _________________________________________________

Культура - в  переводе с латинского «возделывание земли».

Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.

Культура - предметы человеческого труда; представления, идеи, ценности, идеалы,  традиции, обычаи, нормы и правила.

 Культура – ценности и нормы человеческого существования.

Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.

Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.

Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Электронное пособие

 Выполнение заданий

О чем говорится в поговорках

  1. Доброму человеку и чужая беда к сердцу.
  2. За добрые дела всегда похвала.
  3. Доброе братство — дороже богатства.
  4. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
  5. Добрые слова дороже богатства.
  6. Добрые дети — дому венец, злые — дому конец.

Ты часто слышишь слово нельзя, когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему не разрешают это делать. Для этого выполните задание на листочках в парах. Проверка с места.

Тренажеры (электронное пособие)

Тренажер 1.

Вставьте пропущенное слово

Каждый народ создает свою собственную                               (культуру)

Тренажер 2.

Вставьте пропущенное слово

-                              это нормы и правила поведения человека с точки зрения представлений о добре и зле  (Мораль)

Тренажер 3.

Выберите из предложенного списка те поступки, которые  общество одобряет с точки зрения добра и зла

- умение говорить правду

- уважение к родителям

- неопрятность

- нежелание выполнять домашнюю работу

Тренажер 4.

Выберите из предложенного списка те поступки, которые  общество осуждает с точки зрения добра и зла

- невыполнение домашнего задания

- помощь другу

- соблюдение режима дня

- опоздание в школу

8. Включение в систему знаний и повторение(диск)

Контроль

1.понятие культура появилось …

- в Древнем Китае

- в Древнем Египте

- в Древней Греции

- в Древнем Риме

2. Материальная культура – это

- животный мир

- природа

- предметы человеческого труда

- правила поведения

3. духовная культура –это…

- предметы материального быта

- традиции и обычаи

- природа

- здание музея

4. правила поведения человека в обществе определяют…

- правила гигиены

- моральные нормы

- законы природы

- технические нормы

9.Рефлексия

Проверка знаний по теме.

Какая тема урока? С чем познакомились? Как узнать, кто как понял тему урока?

В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..

        С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу,  в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)

Самооценка.

 Домашнее задание: вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

1.__________________________________________________________

____________________________________________________________

2.__________________________________________________________

____________________________________________________________

3.__________________________________________________________

____________________________________________________________

4.__________________________________________________________

____________________________________________________________

5.__________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 2 4 5 6 3

Слайд 3

1 2 3 4 А Г В А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Урок по ОРКС "Культура и мораль"

ЦЕЛЬ:   Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихсяЗАДАЧИ:Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.Применение ...

Культура и мораль

Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс...