"Культура и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.
Задачи:
- знакомство с понятиями культура и мораль, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- развивать представлений о культурных ценностях, составляющих основу традиций разных народов;
- создавать условия для развития доброго начала - любви к ближнему, уважения к старшим, любви к родине.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения;
- проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности
Основные термины и понятия
Культура, материальная культура, духовная культура, политическая, правовая культура, мораль
Словарик к уроку
Культура - в переводе с латинского «возделывание земли».
Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.
Культура - предметы человеческого труда, представления, идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила.
Культура – ценности и нормы человеческого существования.
Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.
Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.
Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.
Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Средства наглядности: презентация, иллюстрации из учебника, «неваляшка» - игрушка
Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, , презентация к уроку, учебник, рабочие тетради
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа, работа с тренажерами, рефлексия.
Основные вопросы урока
·Что означает слово «Культура»?
·Почему культуру называют «второй природой»?
·Как возникла мораль?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_moral.doc | 82.5 КБ |
kultura_moral.ppt | 1013.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по основам светской этики с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: Культура и мораль.
Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.
Задачи:
- знакомство с понятиями культура и мораль, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- развивать представлений о культурных ценностях, составляющих основу традиций разных народов;
- создавать условия для развития доброго начала - любви к ближнему, уважения к старшим, любви к родине.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения;
- проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности
Основные термины и понятия
Культура, материальная культура, духовная культура, политическая, правовая культура, мораль
Культура - в переводе с латинского «возделывание земли».
Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.
Культура - предметы человеческого труда, представления, идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила.
Культура – ценности и нормы человеческого существования.
Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.
Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.
Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.
Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Средства наглядности: презентация, иллюстрации из учебника, «неваляшка» - игрушка
Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, , презентация к уроку, учебник, рабочие тетради
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа, работа с тренажерами, рефлексия.
Основные вопросы урока
- Что означает слово «Культура»?
- Почему культуру называют «второй природой»?
- Как возникла мораль?
Ход урока.
- Мотивация к уроку.
- Что за игрушку вы видите? (Неваляшка)
- Почему ее так назвали? (Варианты ответов).
- Если ее толкнуть, что произойдет?
(Она вернется в исходное положение)
- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее - она смолчит.
- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему? (Варианты ответов)
- Но ведь в жизни все по-другому. Если ты так поступишь с другом, что произойдет? (Возможные варианты: друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)
- А кто еще тебя осудит за такое поведение? (Варианты - мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)
- А что у нас есть какие- то правила в поведении?
- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей? (Если проще, то : как называется внешний контроль поведения, если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?).
И так, о чем же сегодня пойдет речь?
Предполагаемые ответы учащихся: культурном человеке, морали.
2.Актуализация знаний.
Работа над понятием «культура».
Какого человека можно назвать культурным?
Что значит вести себя культурно? (ответы)
Почему человек поступает так или иначе?
Вы все рассуждаете правильно.
- Выявление места и причины затруднения
Вы многое уже по этой теме знаете. А как вы думаете все или нет?
На какие вопросы вы хотели получить сегодня ответы по этой теме?
- Построение проекта выхода из затруднения
Работа по учебнику
Некоторые из ваших вопросов совпадают с планом учебника.
Откройте учебник на с.8 и прочитайте план урока. (Один ученик читает вслух)
- Что означает слово «Культура»?
- Почему культуру называют «второй природой»?
- Как возникла мораль?
Прочитайте про себя 1 и 2 абзац.
Задайте вопросы к 1 абзацу, ко 2 абзацу.
Прочитайте про себя 3 абзац.
Учитель: - Как иногда называют культуру? (Второй природой)
-Чем она отличается от естественной природы? Прочитайте.
-Почему важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран?
- Реализация построенного проекта.
Рассмотрите схему на экране.(электронное пособие «Основы светской этики» интерактивный момент.)
Культура | ||
материальная | духовная | |
Политическая | Правовая | |
Мораль |
На какие две группы делится культура? (Материальная и духовная)
Найдите в следующем абзаце, что включает в себя материальная и духовная культура?
Запишите в тетрадь. (приложение 1)
Существуют различные виды духовной культуры. Дальше на экране открывать по очереди: правовая, политическая, мораль. (Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
Работа с понятием мораль.
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно сложились правила, в которых говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие -плохими. О том, что нельзя грубить, лгать, воровать, причинять боль другому. Но практически все можно объединить в одно золотое правило:
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»
- Первичное закрепление
Выполнение заданий.
- Сейчас потренируемся в умении определять те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются.
Обсуждение ситуаций на рисунках (презентация «Золотое правило морали»)
- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.
Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.
“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”
- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали). Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость.
- А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.
Работа в группах - мини сценки.
Материал к рабочей тетради (приложение 1)
Урок 3. Тема урока ______________________________________
Задание 1. Словарная работа Культура -____________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ | |||
Духовная культура | Материальная культура | ||
______________________________________ ______________________________________ | ______________________________________ ______________________________________ |
Соедините линиями соответствующие понятия
Мораль - _________________________________________________
Культура - в переводе с латинского «возделывание земли».
Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.
Культура - предметы человеческого труда; представления, идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила.
Культура – ценности и нормы человеческого существования.
Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.
Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.
Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.
Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
- Самостоятельная работа с самопроверкой
Электронное пособие
Выполнение заданий
О чем говорится в поговорках
- Доброму человеку и чужая беда к сердцу.
- За добрые дела всегда похвала.
- Доброе братство — дороже богатства.
- Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
- Добрые слова дороже богатства.
- Добрые дети — дому венец, злые — дому конец.
Ты часто слышишь слово нельзя, когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему не разрешают это делать. Для этого выполните задание на листочках в парах. Проверка с места.
Тренажеры (электронное пособие)
Тренажер 1.
Вставьте пропущенное слово
Каждый народ создает свою собственную (культуру)
Тренажер 2.
Вставьте пропущенное слово
- это нормы и правила поведения человека с точки зрения представлений о добре и зле (Мораль)
Тренажер 3.
Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла
- умение говорить правду
- уважение к родителям
- неопрятность
- нежелание выполнять домашнюю работу
Тренажер 4.
Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки зрения добра и зла
- невыполнение домашнего задания
- помощь другу
- соблюдение режима дня
- опоздание в школу
8. Включение в систему знаний и повторение(диск)
Контроль
1.понятие культура появилось …
- в Древнем Китае
- в Древнем Египте
- в Древней Греции
- в Древнем Риме
2. Материальная культура – это
- животный мир
- природа
- предметы человеческого труда
- правила поведения
3. духовная культура –это…
- предметы материального быта
- традиции и обычаи
- природа
- здание музея
4. правила поведения человека в обществе определяют…
- правила гигиены
- моральные нормы
- законы природы
- технические нормы
9.Рефлексия
Проверка знаний по теме.
Какая тема урока? С чем познакомились? Как узнать, кто как понял тему урока?
В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..
С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу, в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)
Самооценка.
Домашнее задание: вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
1.__________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2.__________________________________________________________ ____________________________________________________________ 3.__________________________________________________________ ____________________________________________________________ 4.__________________________________________________________ ____________________________________________________________ 5.__________________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 4 5 6 3
1 2 3 4 А Г В А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...
Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок»....
Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"
Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....
Урок по ОРКС "Культура и мораль"
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихсяЗАДАЧИ:Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.Применение ...
Культура и мораль
Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс...