Основы религиозных культур и светской этики.Модуль "Основы православной культуры".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
«Православный храм»
Урок в 4 классе по модулю «Основы православной культуры»
Огородникова А,Н. учитель начальных классов
Цель урока:
Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока:
Познавательные: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.
Коммуникативные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, составление синквейна
Основные термины и понятия: храм, икона, церковная свеча, иконостас, царские ворота, алтарь
- Орг момент.
- Закройте глаза и послушайте
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
И раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух.
- Что автор стихотворения просит возродить? (Храмы)
- Актуализация знаний.
(на доске тема урока «Православные Храмы»)
- Ребята, как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке, что узнать, определите цель нашего урока. (Ответы детей)
- Ребята а кто–нибудь может уже знает, что такое «храм»? (ответы детей)
3. Постановка проблемы
- Что хотели бы еще узнать? (ответы детей)
- Обо всем этом мы сегодня и поговорим.
- Изучение нового
- Представьте, что мы сегодня идем в гости. И пометим мы с вами волшебное и загадочное место, которое называется «храм». Когда вы ходите в гости вы соблюдаете правила этикета. Вот и посещая храм надо знать определенные правила:
- нельзя в храме разговаривать по сотовому телефону, ничего не жевать, разговаривать тихо.
- заходить в храм нужно спокойно, в храме не бегают.
- мужчины и мальчики при входе в храм снимают головной убор
- женщины и девочки наоборот одевают платок, необходимо надеть юбку
- когда заходят в храм ненужные и злые мысли оставляют
Мы с вами поднимаемся на паперть (крыльцо).
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.
- Что же такое Храм?
Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор.
- Посмотрите в учебнике на стр. 50, чего много в храме? (Свечей. Икон.)
Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.
Свеча ставится около иконы.
Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).
- Посмотрите на стр. 51изображен иконостас. На мой взгляд - это самая прекрасная картина, которую может увидеть человек в свой жизни.
Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием.
- В церкви принято звонить в колокола трижды: к заутренне, к обедне, а также к вечерней службе. Это время суток традиционно считается самым благоприятным для занятий магией.
С незапамятных времен колокольный звон вызывает в людях самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Звон церковных колоколов воспевается поэтами, а музыканты слагают о нем свои песни. Во время Великой Отечественной Войны колокольный звон был тревожным и грозным, призывая людей собраться с силами и дать отпор фашистским захватчикам. В народе в таком случае говорили: «звонят в набат».
Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.
- Вы знаете, какие храмы находятся у нас в Саранске? (Ответы детей)
- А кто из вас видел другие храмы?
- Как вы думаете, они все одинаковые? (Ответы детей.)
- Посмотрите друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Ответы.)
Мы - люди - в чем-то одинаковые. Внешнее строение у нас одинаково. У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.
Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
Храм – это не просто здание, это живой организм.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. И купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
- Повторение изученного материала
- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?
- Где можно молиться Богу? Только в храме?
- Тогда зачем же молиться в храме?
- Подведение итогов
- Отгадайте загадки
- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается. (Колокол)
- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица. (ангел)
- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.(Церковь, храм)
- Дверей много, а входят не все. (алтарь)
- Рефлексия
- А теперь я предлагаю составить синквейны по данной теме и оформить с помощь их нашу доску (некоторые зачитываются).
- Домашнее задание
Нарисовать храм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Презентация по Основам православной культуры и светской этики "Иконы русской православной церкви"
Презентация по Основам православной культуры и светской этики...
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
Технологическая карта урока "Культура и мораль"...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...