Особенности преподавания ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
В ФГОС учебный предмет ОРКСЭ определен кака курс,направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, и стории и современности. Особенности данного курса состоит в том,что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установке личности поступать согласно общественным нормам ,правилам поведения и взаимоотношений в обществе,Таким образом ,изучение предмета направлено на образование ,воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_orkse.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания ОРКСЭ
В федеральном государственном образовательном стандарте учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» определен как курс ,направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике ,о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том , что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, изучение предмета ОДНКНР направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Принципы организации обучения
Выделяют следующие педагогические принципы преподавания ОРКСЭ,ОДНКНР
Культуроведческий принцип | Принцип природосообразности | Принцип диалогичности | Принцип краеведения | Принцип поступательности |
Определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно- прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонациональ-ного государства. | В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей, что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. | Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомления с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях , представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка становится коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для её развития. | Продолжающая социализация пятиклассников проходит в естественной среде, частью которой является быт, традиции, этические нормы, нравственные правила. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном городе становится основой формирования системы ценностей ,нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. | Принцип обеспечивает постепенность, последователь-ность и перспективность обучения .При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные проблемные задачи. Учитель использует основные методы обучения , применяемые в начальной школе , постепенно и достаточно осторожно вводит методику обучения , типичную для основной школы. |
Особенности преподавания ОРКСЭ,ОДНКНР
в соответствии с принципами организации обучения
- В связи с тем, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ в содержании ОДНКНР имеет место быть религоведческий аспект, который необходимо раскрывать с позиции культурологического подхода: раскрытие ценностно-культурных традиций социокультурных групп (представителей основных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма); формирование умения распознавать и классифицировать различные явления и факты культуры; выявлять и сравнивать существенные общие и отличительные признаки социокультурных феноменов; выделять и описывать нравственные и эстетические составляющие в объектах религиозной культуры; способствовать освоению обучающимися идей и представлений о направлениях духовной жизни, критериев нравственного здоровья человека, формированию системы ценностных ориентаций, позитивных отношений и социально значимых мотивов поведения и деятельности.
2. Руководствуясь ФГОС ООО п.11.4ст.2, где определены предметные результаты предметной области ОДНКНР, а так же Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где духовно-нравственное воспитание определено как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей и обозначено, что носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Учителю необходимо выстраивать процесс обучения как процесс усвоения и присвоения обучающимися следующих ценностей: любви к Отчизне, малой родине; уважении традиций своего народа, принятие его этических, нравственных, духовных основ; в том числе и семьи как основы формирования ответственного, уважительного отношения друг к другу, к старшим, бережного отношения к младшим, к роду, родине; через последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
- Изучение предметной области ОДНКНР должно быть организовано с учётом возрастных
особенностей обучающихся, основываясь на деятельностном подходе, с позиции принципа со-бытийности.
Следовательно, на занятиях предметной области ОДНКНР методы и приёмы обучения должны быть направлены на формирование ценностно-смысловых компетенций обучающегося: нравственных ценностных ориентиров, способности видеть и понимать окружающий мир, способности осознавать свою роль и предназначение с духовно-нравственной позиции, на основании которых выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умение принимать ответственное решение.
При формировании ценностных ориентиров на уроках важным представляется пробуждать совесть обучающихся, напоминая смысл конкретной ценности, предоставляя ситуацию выбора. С этой позиции можно рекомендовать игровые методики доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой.
Формированию умения критического осмысления информации способствуют диалоговые формы: этический диалог (методика доктора педагогических наук А.И. Шемшуриной), дискуссии, гостиные мудрости и т.п.
Способность ориентироваться в окружающем мире с расстановкой ценностных приоритетов, умение принимать ответственное решение развивает проектная и исследовательская деятельность, а также процесс совместной работы в рамках технологии развития критического мышление, участие в олимпиадах, в социальных и культурных практиках, волонтёрском движении.
Ценностно-смысловые компетенции при обучении отражаются в следующих методических приёмах: работа с персоналиями, смысловое чтение текста с поиском ценностных ориентиров, задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета, что может стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся, умение задавать
вопросы и делать выводы, опираясь на смысл прочитанного или услышанного текста, видеосюжета, сочинение обучающемся собственного текста, эссе на основе заданного или выработанного с педагогом плана, этической проблемы и т.п.
В конструировании занятий с этих позиций можно рекомендовать приёмы педагогической технологии педагога А.А. Гина.
Принцип со-бытийности (доктор психологических наук В.И Слободчиков) как со-бытия ориентирует учителя ОДНКНР на активное применение технологии сотрудничества, сотворчества, привлечение к совместной деятельности родителей.
Особенное место в формировании духовно-нравственной основы личности с позиции принципа со-бытийности занимает рефлексия как способность акцентирования деятельности и личностного приращения обучающегося. В этом случае результат рефлексирования выступает как характеристика уровня субъектности личности, степени нравственного и духовного развития.
Учителю предметной области ОДНКНР важно использовать в своей практике приёмы рефлексии от смыслообразующих теоретических (приёмы: продолжите предложение: Если бы… ,то я.., для меня сегодня было важно…. т.п., составление синквейна, деаманты и т.п., написание эссе на этическую проблему и т.п.) , до практиконаправленных – направленных на приращение личностного опыта в умении выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, например: добровольное участие в акциях, трудовых инициативах, волонтёрском движении и, социальнозначимой деятельности.
При выборе методов и приёмов, рефлексивных моментов необходимо помнить о возрастных
доминантах и ведущего вида деятельности в подростковом возрасте.
С позиции психологии развития у подростка
- сверстник выступает как объект и субъект отношений, взрослый – как старший соратник,
- ведущей деятельностью является общение,
-проблема поиска подростка
- самоопределение себя в системе отношений, профессиональный выбор, автономность,
-психологические новообразования: чувство взрослости, рефлексия,
-формирование системы ценностей, логического интеллекта, дедуктивного мышления, самостоятельность, и как результат развития: формирование системы «я» развитие самосознания, развитие мировоззрения и философского мышления, формирование системы теоретических знаний.
В ряде ведущих педагогических школ современной науки раскрывается данный подход, учителю необходимо обратить внимание на Школу доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой. Н.Е. Щуркова даёт следующую схему восхождения школьника в социально-личностном осмыслении ценностного содержания жизни через возрастные доминантные ценности и направленность: 5-6 класс – Человек; 7-8 класс – Общество; 9 класс – Жизнь.
Ценности выступают в качестве доминантной задачи возрастного этапа школьника. Для
младшего подросткового периода итоговым воспитательным результатом должна стать привычная ценностная ориентация на Человека и готовность содействовать благу Человека.
Старшему подростковому периоду, учитывая притязание на взрослость и поиск своей социальной роли в группе, социально значимой становится ценность «Общество». Итоговый личностный результат – признание законов общества, умение сотрудничать в группе, сопереживание и посильное содействие интересам общества.
При учете становления мировоззрения девятиклассника, эта идея воплощается в
категории «Жизнь». Итоговым новообразованием девятиклассника является Образ жизни как философическое представление и идеальная модель достойной человека жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хочется обратить внимание на соблюдение и руководство
нормативно-правовой базой при реализации предметной области ОДНКНР, на факт преемственности в изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, учёте региональных, национальных и этнокультурных особенностей Санкт-Петербурга.
Программа ОДНКНР должны быть сконцентрирована: на базовых национальных
ценностях, социально-культурологических нормах жизни современного человека, она должна быть практик ориентирована, учитывать социально-психологические особенности обучающихся, обеспечить участие родителей (законных представителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...
Презентация "Особенности преподавания в первом классе при реализации ФГОС НОО"
К данной презентации прилагается текст доклада по теме....
Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/
Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....
Статья "Особенности методики преподавания ОРКСЭ модуль «Светская этика»
Предмет ОРКСЭ имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и делает упор на воспитание в школьнике нравственных ценностей, гуманизма и духовных традиций. Изучени...
Особенности преподавания курса ОРКСЭ
Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.Необходимо уже в конце 3 класса провести родительско...
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....