рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы: ___________________/Серова Н.М./
«___»_________________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(базовый уровень)
4КЛАСС
Составитель: Грибоченкова Ольга Анатольевна
учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
- Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
- Авторской программы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин М: АСТ: Астрель; Москва: 2013 УМК «Планета Знаний»
По учебному плану на изучение предмета отводится 1 часов в неделю, что составляет 34 часа в год
Содержание учебного предмета.
Раздел 1 «Моя Родина — Россия»(5)
Введение. Знакомство с предметной областью «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».
Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.
Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство.
Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Раздел 2 «Основы традиционных религий России»(15ч)
Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).
Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.
Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.
Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.
Раздел 3 «Основы светской этики» (14ч)
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.
Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе.
Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.
Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.
Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.
Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.
Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.
Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
• знание основ вероучений религий России;
• доброжелательное отношение к различным культурными религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению курса;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся будут иметь представления:
• о религиях народов России;
• о возникновении религий народов России;
• о священных текстах религий народов России;
• об основных нравственных заповедях религий народов России;
• об основных праздниках разных религиозных конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять самопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно - популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Раздел 1 Моя Родина – Россия (5 ч) | ||||
1 | Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура». Различать культурные и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстративный материал) Задавать вопросы по иллюстрациям сверстникам и взрослым. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материалы темы. Высказывать свое мнение, предположение. | ||
2 | Страна. Государство. | Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать материал темы. Высказывать свое отношение к родной стране, своему народу. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. | ||
3 | Отечество. Патриотизм. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Давать устные ответы. Обсуждать материал темы. Высказывать свое мнение, предположение. Находить информацию о патриотах страны, использовать региональный компонент. Обсуждать материалы видеопросмотра. Участвовать в проектной работе. Представлять результат своей деятельности. | ||
4 | Наше многонациональное государство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника. | ||
5 | Обобщение по теме «Моя Родина – Россия» | Извлекать из учебника необходимую информацию. Уметь выделять главное в тексте. Делать обобщение. Составлять логический рассказ о событии, правильно употреблять ключевые слова темы. | ||
Раздел 2 Основы религиозных религий России (15 ч) | ||||
6 | Возникновение религий. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. | ||
7 | Традиционные религии России. | Готовить рассказ по иллюстрациям. Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать материал темы. Извлекать из учебника необходимую информацию. | ||
8 | Христианство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рассказывать на основе своего жизненного опыта. | ||
9 | Христианство в России | Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение. | ||
10 | Христианские праздники. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника. Рассказывать на основе жизненного опыта о семье. | ||
11 | Другие христианские конфессии России. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. | ||
12 | Ислам. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части. | ||
13 | Ислам в России. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рекомендовать прочитанные по теме книги. | ||
14 | Иудаизм. | Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение. Работать с текстом учебника. Соотносить текст и иллюстрации. Обсуждать материал темы. | ||
15 | Иудаизм в России. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Анализировать пословицы | ||
16 | Буддизм. | Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение. Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя. | ||
17 | Буддизм в России | Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя. Рекомендовать прочитанные по теме книги. | ||
18 | Обобщение по теме «Основы религиозных религий России» | Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты. | ||
19 | Повторение по теме «Религии России» | Уметь работать со справочной литературой. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение. | ||
20 | Презентация проектов по теме «Религиозные праздники». | Участвовать в проектной работе. Представлять результаты своей деятельности. | ||
Раздел 3 Основы светской этики (14) | ||||
21 | Что такое светская этика. Мораль. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. | ||
22 | Семья. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение. | ||
23 | Милосердие. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем. Искать дополнительный материал | ||
24 | Добро и зло. Совесть. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | ||
25 | Свобода и ответственность. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем. | ||
26 | Честь и достоинство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | ||
27 | Общение. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. | ||
28 | Дружба. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Готовить рассказ по иллюстрациям. | ||
29 | Труд. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | ||
30 | Обобщение по теме «Добро и зло» | Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты. | ||
31 | Повторение по теме «Светская этика» | Уметь работать со справочной литературой. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение. | ||
32 | Работа над проектами по теме «Светская этика» | Участвовать в проектной деятельности. | ||
33 | Защита проектов. | Представлять результаты своей проектной деятельности. | ||
34 | Экскурсия в храм | Представлять результаты своей проектной деятельности. | ||
34 часа | часа |
СОГЛАСОВАННО
Протокол заседания МО учителей начальных классов
«__29__»_____августа_____2018 г. №1___
Согласованно
Заместитель директора по УВР __________ /Калныня С.В./
«_____»________________2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...