Милосердие и сострадание. Урок 12. ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Разработка урока ОРКСЭ по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 12.  Милосердие и сострадание

     Ключевые понятия: милосердие, сострадание.

Цели урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация.

Исследовательское задание: разбор слова по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово.  

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

  1. А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

 Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

                а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

                б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

                в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

(Эти задания можно выполнить по вариантам).

Исследовательское чтение текста

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

 Выполнение  опережающего задания после чтения текста

Очень важно  спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

Продолжение обсуждения темы

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Придумайте ролевые игры:

             а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

             б) преступник, осужденный по закону;

             в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.

   Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

Продолжение обсуждения темы

– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

 – Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

   Найдите толкование слова «милостыня».

– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.

Работа с разделом урока «Вопросы и задания»

Дополнительные вопросы

1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я  свободу

И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня –  это…

Подведение итогов.

Сядем в кружок

При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.

- Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений для «затравки»: предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!». Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Милосердие- презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку  Милосердие по учебнику Шемшурина , Брунчукова, изд. Дрофа....

Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие и сострадание"

Тема Милосердие и сострадание.Цельдуховно-нравственное воспитание детей на основе знакомства   с понятиями «милосердие» и «сострадание», выявление, взаимосвязи понятий «милосердие», «бл...