"Золотое" правило этики
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Фадеева Ольга Алексеевна

Урок посвящён изучению главного правила этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №36 им. А.М. Городнянского» г.Смоленска

Урок  

по основам религиозных культур и светской этики

(модуль основы светской этики),

проведенный в 4 Б классе

Разработчик: учитель  первой категории

Фадеева Ольга Алексеевна

        

01.02.2017 г

ПРОЕКТ УРОКА

Тема  урока        «Золотое

правило этики»

Тип урока

Комбинированный

Базовый учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики», 2012

Цель урока:

дать представление о сути золотого правила этики.

Задачи урока:

- образовательные:

  • знания:

- способствовать формированию понятий «этика», «неосуждение»;

  • умения:

а) специальные:

              -  усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания

                 собственного поведения;

             -  уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках.

б) общеучебные:

- формировать умение использовать приёмы монологической и диалогической речи;

- формировать умение работать индивидуально и в группе;

- формировать умение определять цельурока;

- формировать умение рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать вывод;

- формировать умение использовать способы самоконтроля и взаимоконтроля;

  • навыки:

- развивать навык работы с учебником;

- развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать внимание при коллективной, групповой и индивидуальной работе; развивать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать своего товарища, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения; стимулировать развитие образного и логического мышления в процессе решения проблемной ситуации;

-воспитательные:

- развивать познавательную активность при изучении предмета;

- содействовать активности, взаимовыручке.

Планируемые результаты:

а) предметные: познакомиться с формулировкой «золотого  правила  этики».

б) личностные: формировать способность слушать и слышать других людей.

в) УУД:

Познавательные: дать представление об этике, этичном поведении.

Регулятивные: развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей, уметь анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: развивать логическое мышление, память, речь; уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.

Личностные: воспитывать чувство любви к ближнему; умение работать в коллективе; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: этика, светская и христианская (религиозная)  этика, нравственность, милосердие, ближний, любовь, «золотое правило этики», неосуждение.

Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

         Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Постановка учебной проблемы. Целеполагание.
  2. «Открытие» детьми новых знаний
  3. Физкультминутка
  4. Первичное закрепление
  5. Обобщение. Рефлексия
  6. Домашнее задание

                      Ход урока:

1. Организационный момент.

- Начинаем урок. Ребята, я очень рассчитываю на сотрудничество, на взаимоуважение, ведь главная  цель каждого урока – это овладение знаниями и развитие каждого из нас.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

-  Были ли трудности при выполнении домашнего задания?

Откройте с. 45 учебника. Как вы ответили на вопрос: «Что нужно делать, чтобы быть милосердным?»

- Приведите пример дел милосердия, которые вы совершили в своей жизни.

- Продолжите предложение:

Ближний для меня - это … (по записям в тетрадях).

- Мне важно услышать ваши мнения о ситуации, описанной в рубрике «Это интересно».

Учебники закройте и положите на край парты.

3. Постановка учебной проблемы. Целеполагание.

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Золотое правило этики». Слайд 1.

- Сформулируйте основную цель урока.

- Все ли слова понятны?

- Какова первая задача урока?

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

а) Работа над понятием «этика».

- Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей)

- На партах у вас лежит информационный лист к сегодняшнему уроку. На нём материал, который поможет  лучше понять и осмыслить  содержание ключевых понятий урока. Прочитайте определение понятия «этика».  

Слайд 2.

- В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.

- Сформулируйте свое определение «нравственности».
- Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

-Что общего в понятиях «этика» и «нравственность?  -  Чем отличаются?

Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»

Этика и этикет – родственные слова. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где- либо, например: школьный этикет, дипломатический этикет.

- Различают светскую и религиозную этику.

Слайд 3.

Заполнение таблицы.

Слайд 4.

- Запишите в тетрадях номера правильных на ваш взгляд ответов. Можно поработать в парах. Самопроверка.

б) Выдвижение гипотезы.

    - Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?

в) Золотое правило этики.

Исследовательская работа с текстом учебника.

Проведём исследование с целью проверки нашей гипотезы.

Откройте учебники на с. 46.  

 «Жужжащее» чтение1-4 абзацев статьи, выборочный пересказ текста.

-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Слайд 5.

Работа по заданию слайда.

- Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

- Хотелось бы вам этого? Хорошо ли осуждать других? Что помогает уберечься от осуждения?

Слайд 6.

Чтение по очереди  с 46-47 учебника.

Работа по слайду.

Физкультминутка

                               Клип «Золотое правило»

д) Работа с учебником. Врезка «Это интересно».

 Чтение учителем.

Слайд 7.

VI.Первичное закрепление.  Групповая  работа учащихся.

Разделитесь на группы по 6 человек. Разгадайте кроссворд.

Слайд 8.

https://lh4.googleusercontent.com/fU_9vIyCvg_Q3YAvQr40P4V3G1x-Fbf1KGUrFFlTHX4E9gDyvGkEhZK62j5HZvJ20gma6i5nviXcrGfVNvX_8YtVbWW8-CDTY7bcS_eDsc_jXgmkqgMBWCXf8ryXxhazczgm_u2Oo-E

Самопроверка  (по слайду)

X. Обобщение. Рефлексия.

Слайд 9.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

   1.Выбери верный ответ

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

Слайд 10.

   2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке?

Возврат к 1 слайду.

VI.Домашнее задание.

Слайд 13.

Читать стр. 46 – 49, ответить на вопросы.

Дополнительное задание по желанию  (на выбор):

Провести интервью с членами семьи по вопросу:

«Как взрослые понимают «золотое правило этики».

Написать мини – эссе на тему:

«Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»

Информационный лист урока

Этика

наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей

Нравственность

внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами

Этикет

установленный порядок поведения где- либо, например: школьный этикет, дипломатический этикет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...