"Золотое" правило этики
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №36 им. А.М. Городнянского» г.Смоленска
Урок
по основам религиозных культур и светской этики
(модуль основы светской этики),
проведенный в 4 Б классе
Разработчик: учитель первой категории
Фадеева Ольга Алексеевна
01.02.2017 г
ПРОЕКТ УРОКА
Тема урока «Золотое | правило этики» |
Тип урока | Комбинированный |
Базовый учебник | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики», 2012 |
Цель урока:
дать представление о сути золотого правила этики.
Задачи урока:
- образовательные:
- знания:
- способствовать формированию понятий «этика», «неосуждение»;
- умения:
а) специальные:
- усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания
собственного поведения;
- уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках.
б) общеучебные:
- формировать умение использовать приёмы монологической и диалогической речи;
- формировать умение работать индивидуально и в группе;
- формировать умение определять цельурока;
- формировать умение рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать вывод;
- формировать умение использовать способы самоконтроля и взаимоконтроля;
- навыки:
- развивать навык работы с учебником;
- развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать внимание при коллективной, групповой и индивидуальной работе; развивать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать своего товарища, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения; стимулировать развитие образного и логического мышления в процессе решения проблемной ситуации;
-воспитательные:
- развивать познавательную активность при изучении предмета;
- содействовать активности, взаимовыручке.
Планируемые результаты:
а) предметные: познакомиться с формулировкой «золотого правила этики».
б) личностные: формировать способность слушать и слышать других людей.
в) УУД:
Познавательные: дать представление об этике, этичном поведении.
Регулятивные: развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей, уметь анализировать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные: развивать логическое мышление, память, речь; уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.
Личностные: воспитывать чувство любви к ближнему; умение работать в коллективе; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, дисциплинированность.
Методы обучения: проблемный, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся :
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: этика, светская и христианская (религиозная) этика, нравственность, милосердие, ближний, любовь, «золотое правило этики», неосуждение.
Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Актуализация опорных знаний учащихся
- Постановка учебной проблемы. Целеполагание.
- «Открытие» детьми новых знаний
- Физкультминутка
- Первичное закрепление
- Обобщение. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Начинаем урок. Ребята, я очень рассчитываю на сотрудничество, на взаимоуважение, ведь главная цель каждого урока – это овладение знаниями и развитие каждого из нас.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
- Были ли трудности при выполнении домашнего задания?
Откройте с. 45 учебника. Как вы ответили на вопрос: «Что нужно делать, чтобы быть милосердным?»
- Приведите пример дел милосердия, которые вы совершили в своей жизни.
- Продолжите предложение:
Ближний для меня - это … (по записям в тетрадях).
- Мне важно услышать ваши мнения о ситуации, описанной в рубрике «Это интересно».
Учебники закройте и положите на край парты.
3. Постановка учебной проблемы. Целеполагание.
- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Золотое правило этики». Слайд 1.
- Сформулируйте основную цель урока.
- Все ли слова понятны?
- Какова первая задача урока?
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
а) Работа над понятием «этика».
- Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей)
- На партах у вас лежит информационный лист к сегодняшнему уроку. На нём материал, который поможет лучше понять и осмыслить содержание ключевых понятий урока. Прочитайте определение понятия «этика».
Слайд 2.
- В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.
- Сформулируйте свое определение «нравственности».
- Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
-Что общего в понятиях «этика» и «нравственность? - Чем отличаются?
Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»
Этика и этикет – родственные слова. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где- либо, например: школьный этикет, дипломатический этикет.
- Различают светскую и религиозную этику.
Слайд 3.
Заполнение таблицы.
Слайд 4.
- Запишите в тетрадях номера правильных на ваш взгляд ответов. Можно поработать в парах. Самопроверка.
б) Выдвижение гипотезы.
- Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?
в) Золотое правило этики.
Исследовательская работа с текстом учебника.
Проведём исследование с целью проверки нашей гипотезы.
Откройте учебники на с. 46.
«Жужжащее» чтение1-4 абзацев статьи, выборочный пересказ текста.
-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Слайд 5.
Работа по заданию слайда.
- Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…
- Хотелось бы вам этого? Хорошо ли осуждать других? Что помогает уберечься от осуждения?
Слайд 6.
Чтение по очереди с 46-47 учебника.
Работа по слайду.
Физкультминутка
Клип «Золотое правило»
д) Работа с учебником. Врезка «Это интересно».
Чтение учителем.
Слайд 7.
VI.Первичное закрепление. Групповая работа учащихся.
Разделитесь на группы по 6 человек. Разгадайте кроссворд.
Слайд 8.
Самопроверка (по слайду)
X. Обобщение. Рефлексия.
Слайд 9.
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
1.Выбери верный ответ
● принять участие в осуждении чужих недостатков;
● осудить осуждающих;
● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
Слайд 10.
2. Закончи предложение.
Осуждение других людей …
●просвещает человека
●обогащает человека
●разрушает человека.
- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке?
Возврат к 1 слайду.
VI.Домашнее задание.
Слайд 13.
Читать стр. 46 – 49, ответить на вопросы.
Дополнительное задание по желанию (на выбор):
Провести интервью с членами семьи по вопросу:
«Как взрослые понимают «золотое правило этики».
Написать мини – эссе на тему:
«Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»
Информационный лист урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...