Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
курс Основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._pravoslavie.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №1 от 29 августа 2017 года Руководитель ШМО ________________ Л.М. Лещенкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова ______________ Винивитина Т.Н. «30» августа 2017 г. Приказ № 540 от 30.08.2017 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова _______________ Гарькавая Т.В. «30» августа 2017 г. Приказ № 540 от 30.08.2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 «Б» класс
Составитель: Савраскина Любовь Николаевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №5);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189 (в действующей редакции от25.12.2013 №3);
- Учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2017-2018 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях от 31 марта 2014 г. № 253, а также приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;
- Письма Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №2929 от 21.07.2017 г. «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2017-2018 учебном году по триместровой системе обучения»;
- Программы курса к учебнику А.В.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, автор-составитель: А.В. Кураев, М.: «Просвещение», 2017г.;
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе отводится 1 час в неделю.
Данная программа составлена для общеобразовательного класса (4 «Б»).
Таким образом, мною составлена рабочая программа модуля «Основы православной культуры» в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1час в неделю, 34 часа в год.
№ | Название раздела | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1ч | 1ч |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16ч | 16ч |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12ч | 12ч |
4 | Духовные традиции многонационального народа России | 5ч | 5ч |
Итого: | 34ч | 34ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧИТЕЛЯ
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
- Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
- «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
Учебно-методический комплект для обучающегося
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
Технические средства обучения, демонстрационные пособия:
1 Персональный компьютер с принтером.
2 Мультимедийный проектор.
3 Интерактивная доска.
4 Интернет-ресурсы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения, обучающие программы по предмету
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ученика будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
- приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Ученик получит возможность научиться:
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик научится:
- объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Ученик получит возможность научиться::
- описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- семье и обществе;
- осознать ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Россия – наша Родина.
Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Основы религиозных культур и светской этики. (12 часов)
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № п/п в теме | Раздел / тема урока. Основное содержание | Тип урока / ИКТ / ЦОР | Дата | Примечание | |
по плану | по факту | |||||
1 | 1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Россия – наша Родина. | объяснение нового материала/ЦОР | 1 нед | 07.09 | |
2 | 1 | Основы религиозных культур и светской этики (16 часов) Культура и религия. | объяснение нового материала/ЦОР | 2нед | 14.09 | |
3 | 2 | Человек и Бог в православии. | урок-лекция/ЦОР | 3нед | 21.09 | |
4 | 3 | Православие и молитва. | урок-лекция/ЦОР | 4нед | 28.09 | |
5 | 4 | Библия и Евангелие. | урок-лекция/ЦОР | 5нед | 05.10 | |
6 | 5 | Проповедь Христа. | урок-лекция/ЦОР | 6нед | 19.10 | |
7 | 6 | Христос и его крест. | урок-лекция/ЦОР | 7нед | 26.10 | |
8 | 7 | Пасха. | урок-лекция/ЦОР | 8нед | 02.11 | |
9 | 8 | Православное учение о человеке. | урок-лекция/ЦОР | 9нед | 09.11 | |
10 | 9 | Совесть и раскаяние. | урок-лекция/ЦОР | 10нед | 16.11 | |
11 | 10 | Заповеди. | урок-лекция/ЦОР | 11нед | 30.11 | |
12 | 11 | Милосердие и сострадание. | урок-лекция/ЦОР | 12нед | 07.12 | |
13 | 12 | Золотое правило этики. | урок-лекция/ЦОР | 13нед | 14.12 | |
14 | 13 | Храм. | урок-лекция/ЦОР | 14нед | 21.12 | |
15 | 14 | Икона. | урок-лекция/ЦОР | 15нед | 28.12 | |
16 | 15 | Творческие работы учащихся. | урок-лекция/ЦОР | 16нед | 11.01 | |
17 | 16 | Подведение итогов. | урок-контроль/ЦОР | 17нед | 18.01 | |
18 | 1 | Основы религиозных культур и светской этики (12 часов) Как христианство пришло на Русь. | объяснение нового материала/ИКТ | 18нед | 25.01 | |
19 | 2 | Подвиг. | урок-лекция /ИКТ | 19нед | 01.02 | |
20 | 3 | Заповеди блаженств. | урок-лекция /ИКТ | 20нед | 08.02 | |
21 | 4 | Зачем творить добро? | урок-лекция /ИКТ | 21нед | 15.02 | |
22 | 5 | Чудо в жизни христианина. | урок-лекция /ИКТ | 22нед | 01.03 | |
23 | 6 | Православие о Божием суде. | урок-лекция /ИКТ | 23нед | 15.03 | |
24 | 7 | Таинство Причастия. | урок-лекция /ИКТ | 24нед | 22.03 | |
25 | 8 | Монастырь. | урок-лекция /ИКТ | 25нед | 29.03 | |
26 | 9 | Отношение христианина к природе. | урок-лекция /ИКТ | 26нед | 05.04 | |
27 | 10 | Христианская семья. | урок-лекция /ИКТ | 27нед | 19.04 | |
28 | 11 | Защита Отечества. | урок-лекция /ИКТ | 28нед | 26.04 | |
29 | 12 | Христианин в труде. | урок-лекция /ИКТ | 29нед | 03.05 | |
30 | 1 | Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Любовь и уважение к Отечеству. | объяснение нового материала/ИКТ | 30нед | 10.05 | |
31 | 2 | Творческие работы учащихся. | урок-практика/ИКТ | 31нед | 10.05 | |
32 | 3 | Экскурсия в храм. | урок-экскурсия/ИКТ | 32нед | 17.05 | |
33 | 4 | Экскурсия в храм. | урок-экскурсия/ИКТ | 33нед | 17.05 | |
34 | 5 | Подведение итогов года. | урок-контроль/ЦОР | 34нед | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....