Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету с УУД, требованиями к уровню продготовки оучающихся и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Утверждаю: ______________
Директор МОУ СОШ № 17 Е.П.Митина
Приказ №______от_____________
Рабочая программа по Основам православной культуры
Уровень базовый
4 «А» класс
Составитель ФИО Кувыкова Наталья Валериевна
учитель начальных классов
2018 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной образовательной программы общеобразовательных учреждений (Начальная школа, изд. Просвещение, 2010) и рабочей программой ФГОС (Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4-5 классы). Рабочая программа.– М.: Дрофа, 2012)
Формирование универсальных учебных действий:
Личностным результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Предметные результаты:
1.знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Знакомство с новым предметом (2 ч.)
Урок 1. Россия — наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Родословное древо» (по личному выбору).
Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нрав- ственный закон, традиции.
Введение в православную культуру (8 ч.)
Урок 3. Колокола.
Колокольный звон — один из символов русской культуры. Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории. Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов. Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре. Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков».
Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница.
- Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «История одного колокола» (по личному выбору).
Урок 4. Православный храм.
Храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во внешнем облике православных храмов.
Основные понятия: храм, церковь, собор, часовня.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Наш храм» (по личному выбору).
Урок 5. Как христианство пришло на Русь. Православие.
Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси.
Урок 6. Жизнь Иисуса Христа.
Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.
Основные понятия: Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы.
- Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Апостолы» (по личному выбору).
Урок 7. Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Урок 8. Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре.
Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества.
Уроки 9, 10. О душе.
Представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским представлениям. Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа челове- ческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Основные понятия: душа, свобода воли, выбор.
Храм – дом Божий на земле (7 ч.)
Урок 11. Как вести себя в православном храме.
Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов.
Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.
- Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
- Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору).
Урок 12. Не совсем обычный урок. Экскурсия.Внутреннее строение и убранство храма.
Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно- и священнослужителей.
Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол.
Урок 13. Православная молитва.
Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Основное понятие: молитва.
Урок 14. Фреска и икона.
Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.
Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.
- Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору).
Урок 15. Отличие иконы от картины.
Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору).
Урок 16. Образ Христа в искусстве.
Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И.Н. Крамской «Христос в пустыне». В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».
Основные понятия: образ, впечатление.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору).
Урок 17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь».
Семья – малая церковь. Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности - светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.
Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору).
Православные праздники (3 ч.)
Урок 18. Календарный год в православии.
Православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником Покрова.
Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Мой святой» (по личному выбору).
Урок 19. Рождество. Крещение.
Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.
Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору).
Урок 20. Пасха.
Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход.
Духовные ценности православия (4 ч.)
Урок 21. Чудо. Таинства.
Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение.
Урок 22. Христианские заповеди. Совесть.
Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Основное понятие: заповеди.
Урок 23. Любовь.
Любовь в христианском понимании. Многообразие проявлений любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей.
Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору).
Урок 24. Не совсем обычный урок. Прощение.
Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.
Основное понятие: прощение.
Жизнь по заповедям (6 ч.)
Урок 25. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.
Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского.
Основные понятия: житие, отшельник, столпничество.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору).
Урок 26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.
Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель.
Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.
Основные понятия: христианские добродетели, милосердие.
Урок 27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.
Детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.
Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот.
Уроки 28, 29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.
Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.
Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит.
Учебно−исследовательская и проектная деятельность:
Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору).
Урок 30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви.
Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Рус- ской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной Русской Православной Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода.
Основные понятия: приход, община.
Подведение итогов (4 ч.)
Уроки 31, 32, 33, 34. Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Всего часов |
1 | Знакомство с новым предметом. | 2 |
2 | Введение в православную культуру. | 8 |
3 | Храм – дом Божий на земле. | 7 |
4 | Православные праздники. | 3 |
5 | Духовные ценности православия. | 4 |
6 | Жизнь по заповедям. | 6 |
7 | Подведение итогов. | 4 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | № урока в разделе | Сроки | |
планируемые | корректировка | |||
1 четверть | ||||
Знакомство с новым предметом (2 ч.) | ||||
1 | Россия — наша Родина. | 1(1) | ||
2 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | 1(2) | ||
Введение в православную культуру (8 часов) | ||||
3 | Колокола. | 2(1) | ||
4 | Православный храм. | 2(2) | ||
5 | Как христианство пришло на Русь. Православие. | 2(3) | ||
6 | Жизнь Иисуса Христа. | 2(4) | ||
7 | Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. | 2(5) | ||
8 | Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре. | 2(6) | ||
2 четверть | ||||
9 | О душе. | 2(7) | ||
10 | О душе. | 2(8) | ||
Храм – дом Божий на земле (7 часов) | ||||
11 | Как вести себя в православном храме. | 3(1) | ||
12 | Не совсем обычный урок. Экскурсия.Внутреннее строение и убранство храма. Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. | 3(2) | ||
13 | Православная молитва. | 3(3) | ||
14 | Фреска и икона. | 3(4) | ||
15 | Отличие иконы от картины. | 3(5) | ||
16 | Образ Христа в искусстве. | 3(6) | ||
3 четверть | ||||
17 | Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь». | 3(7) | ||
Православные праздники (3 часа) | ||||
18 | Календарный год в православии. | 4(1) | ||
19 | Рождество. Крещение. | 4(2) | ||
20 | Пасха. | 4(3) | ||
Духовные ценности православия ( 4 часа) | ||||
21 | Чудо. Таинства. | 5(1) | ||
22 | Христианские заповеди. Совесть. | 5(2) | ||
23 | Любовь. | 5(3) | ||
24 | Не совсем обычный урок. Прощение. | 5(4) | ||
Жизнь по заповедям( 6 часов) | ||||
25 | Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта. | 6(1) | ||
26 | Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. | 6(2) | ||
4 четверть | ||||
27 | Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие. | 6(3) | ||
28 | Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям. | 6(4) | ||
29 | Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям. | 6(5) | ||
30 | Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви. | 6(6) | ||
Подведение итогов( 4 часа) | ||||
31 | Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 7(1) | ||
32 | Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 7(2) | ||
33 | Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 7(3) | ||
34 | Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. | 7(4) |
Согласовано
Руководитель ШМО _____________________________________________
Протокол ШМО №_________________ от «_________»_____________________ 20____года.
Согласовано
Зам.директора по УВР ______________________________________
«______»_________________________ 20_________года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...