Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета ОРКСиЭ
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии:основы религиозных культур народов России | • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России; • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; • осознание ценности человеческой жизни. раскрывать содержание основных составляющих православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) – ориентироваться в истории возникновения православной, исламской, буддийской, иудейской религиозной традиции, истории её формирования в России; – на примере религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, -регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. | Регулятивные УУД - применять подбор информации для составления сообщений. - работать по предложенному учителем плану - определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя Познавательные УУД: - отвечать на простые вопросы учителя -составлять рассказы на основе простейших моделей - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов -проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями Коммуникативные УУД: -соотносить свою позицию до других. -оформлять свою мысль в устной и письменной речи -слушать и понимать речь других -умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи -участвовать в диалоге -высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства | - Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос- сии, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Содержание учебного предмета.
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Основы православной культуры | Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиального народа России. | 14 |
Основы исламской культуры | Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 8 |
Основы буддийской культуры | Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 7 |
Основы иудейской культуры | 5 |
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету ОРКСиЭ
«Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров 4 кл: Просвещение, 2012.
№ | Тема урока | Кол во часов | Характеристика деятельности учащихся | Календарные сроки | |
План | Факт | ||||
Основы православной культуры (14ч) | |||||
1 | Введение в предмет.Наш дом-Россия. | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | 2.09 | 2.09 |
2 | Древние предания христиан | 1 | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею . Десяти заповедей на горе Синай. Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека. | 10.09 | 10.09 |
3 | Древние предания христиан | 1 | 17.09 | 17.09 | |
4 | Возникновение христианства | 1 | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа. | 24.09 | 24.09 |
5 | Возникновение христианства | 1 | 1.10 | ||
6 | Христианская церковь | 1 | Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством | 8.10 | |
7 | Христианство на Руси | 1 | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. | 14.10 | |
8 | Повторение изученного.Проверочный тест | 1 | Закрепление ,повторение знаний умений навыков | 21.10 | |
9 | Христианские святые.Православный храм | 1 | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме. | 28.10 | |
10 | Христианские святые.Православный храм | 1 | 11.11 | ||
11 | Христианские праздники и таинства | 1 | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Понимать смысл основных христианских таинств и сознавать их важность в жизни христианина. | 18.11 | |
12 | Христианские праздники и таинства | 1 | 25.11 | ||
13 | Католики и протестанты | 1 | - Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия «чистилище». Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров. | 2.12 | |
14 | Проверочный тест | 1 | Закрепление ,повторение знаний умений навыков | 9.12 | |
Основы исламской культуры (8ч) | |||||
15 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | 1 | Знать основные события жизнедеятельности пророка Мухамада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат | 16.12 | |
16 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | 1 | 23.12 | ||
17 | Во что верят мусульмане | 1 | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман. | 13.01 | |
18 | Во что верят мусульмане | 1 | 20.01 | ||
19 | Повторение изученного .Тест | 1 | Закрепление ,повторение знаний умений навыков | 27/01 | |
20 | Мусульманские обряды и обычаи | 1 | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети. | 3.02 | |
21 | Мусульманские обряды и обычаи | 1 | 10.02 | ||
22 | Творческий проект. «Семейные праздники и традиции»» | 1 | Систематизация знаний по теме «Ислам» | ||
Основы иудейской культуры( 7ч ) | |||||
23 | Иудаизм-древняя религия | 1 | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России. | 24.02 | 3.03 |
24 | Иудаизм-древняя религия | 1 | 3.03 | ||
25 | Во что верят иудеи | 1 | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа. | 10.03 | |
26 | Во что верят иудеи | 1 | |||
27 | Обычаи и обряды иудеев | 1 | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге. | 24.03 | |
28 | Внеклассное мероприятие.Заочная экскурсия «Обычаи и обряды иудеев» | 1 | Систематизация знаний по теме «Иудаизм» | 7.04 | |
29 | Проект « «Значение религии в жизни человека» | 1 | Систематизация знаний по теме «Иудаизм» | 14.04 | |
Основы буддийской культуры(5ч) | |||||
30 | Кто такой Будда | 1 | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма | ||
31 | Во что верят буддисты | 1 | Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма | ||
32 | Во что верят буддисты | 1 | |||
33 | Промежуточная аттестация в форме проекта | 1 | Систематизация знаний | ||
34 | Направления и обряды буддизма | 1 | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....