Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Пояснительная записка, содержание образования по учебному предмету, планируемы результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_osnovam_mirovyh_religiy.docx | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Майского»
4 класс
2016-2017 учебный год
Букина А. В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и модулю «Основы мировых религиозных культур», концепции духовно – нравственного воспитания для 4 класса составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ, в соответствии ФГОС НОО, на основе основной образовательной программы МКОУ «Гимназия №1 г. Майского», положения о рабочей программе педагога гимназии.
Рабочая программа составлена для учебника Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С. (Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.- М.: Просвещение)
В соответствии с учебным планом программа составлена по программе авторов Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С.. из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
1 четверть- 9 ч
2 четверть- 7 ч
3 четверть- 11 ч
4 четверть- 7 ч
Проектная деятельность учащихся предусмотрена 2 часа за учебный год.
Содержание образования по учебному предмету.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трех основных тематических разделов:
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
- основы мировых религиозных культур;
- духовные традиции многонационального народа России.
Первый и второй разделы являются общими для всех учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».
Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты
изучения курса "ОРКСЭ", 4 класс
Личностными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- различие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Общие требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го года обучения
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
− адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
− умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
− овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
− определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
− формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основные виды учебной деятельности
Моделирование ситуаций, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религии; Объяснение смысла символов нашего Государства. Разыгрывание воображаемых ситуаций общения с носителями других языков.
Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучение основы разных религиозных традиций. Давать определения основных понятий религиозной культуры.
Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей. Описание священных книг. Сравнение священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Ориентирование в понятиях и терминах. Инсценирование притч, чтение по ролям.
Участие в драматизации, передаче особенности героев, использование различных выразительных средств. Наблюдение связи между мировыми религиозными культурами.
Анализ особенностей культур разных народов. Участие в диалоге.
Извлечение необходимой информации из учебника, дополнительных источников знаний и обсуждение полученных сведений.
Сбор материала из дополнительных источников о праздниках и традициях многонационального народа России.
Проявление уважения к религиозным праздникам различных верований.
Моделирование ситуаций общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛУ.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во проектов |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1ч | ||
Основы мировых религиозных культур | 28ч | 1 | |
Духовные традиции многонационального народа России. | 5ч | 1 |
Календарно – тематическое планирование
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Е. В. Саплина
34 ч в год 1 ч в неделю
№ темы | Наименование тем | Кол-во часов | Дата проведения | ||||
план | факт | ||||||
1 четверть (9 ч) | |||||||
I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч | |||||||
Россия - наша Родина. | 1ч | ||||||
I I Основы мировых религиозных культур 28ч | |||||||
Культура и религия | 1ч | ||||||
Культура и религия | 1ч | ||||||
Возникновение религий | 1ч | ||||||
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1ч | ||||||
Священные книги религий мира | 1ч | ||||||
Священные книги религий мира. | 1ч | ||||||
Хранители предания в религиях мира. | 1ч | ||||||
Добро и зло. | 1ч | ||||||
2 четверть (7ч) | |||||||
1.Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 1ч | ||||||
2.Человек в религиозных традициях мира. | 1ч | ||||||
3.Священные сооружения. | 1ч | ||||||
4.Священные сооружения | 1ч | ||||||
5.Искусство в религиозной культуре | 1ч | ||||||
6.Искусство в религиозной культуре | 1ч | ||||||
7.Проектная работа: «Праздники и традиции многонационального народа России». | 1ч | ||||||
3 четверть (11ч) | |||||||
1.Презентация творческих работ. | 1 | ||||||
2.История религий в России. | 1 | ||||||
3.История религий в России. | 1 | ||||||
4.Религиозные ритуалы. | 1 | ||||||
5.Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 1 | ||||||
6.Паломничества и святыни. | 1 | ||||||
7.Праздники и календари. | 1 | ||||||
8.Праздники и календари. | 1 | ||||||
9.Религия и мораль. | 1 | ||||||
10.Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1 | ||||||
11.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | ||||||
4 четверть (7ч) | |||||||
1.Семья. | 1 | ||||||
2.Долг, свобода, ответственность, труд | 1 | ||||||
III.Духовные традиции многонационального народа России 5ч | |||||||
3.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | ||||||
4.Подготовка творческих проектов. | 1 | ||||||
5.Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | ||||||
6.Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | ||||||
7.Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Притча о талантах
Мудрец 1 – В давние времена, когда Иисус Христос ходил по земле, он рассказал своим ученикам притчу против лени нашей и небрежности. Хотите ее услышать? Один богатый человек перед отъездом в другую страну на долгое время призвал к себе своих слуг и поручил им управлять имением.
Мудрец 2 – Одному слуге хозяин дал пять талантов (талант – крупная денежная единица), другому – два таланта, третьему – один талант. И тотчас отправился в путь.
Мудрец 3 – Получивший 5 талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел и закопал его в землю.
Мудрец 4 – Прошло много времени. Возвратился господин и потребовал у своих слуг отчета о их работе. Первый слуга, получивший пять талантов принес еще пять талантов, и подойдя к господину, говорит:
1 слуга – Господин! Пять талантов ты мне дал. Я на них приобрел для тебя землю, на которой пахал и сеял, собирал урожаи, продавал людям и получил другие пять талантов, вот они.
Господин – Очень хорошо! Ты трудолюбивый, добрый и хороший человек! Ты верен мне. Я многое тебе дам. Ты будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя ни горестей, ни нужды.
Мудрец 5 – Подошел к Господину и второй слуга, получивший два таланта, и сказал:
2 слуга – Господин! Два таланта ты дал мне. На них я приобрел домашний скот, я ухаживал за ним, молоко, сыр продавал людям и приобрел еще два таланта. Вот они.
Мудрец 5 – Господин слушал второго слугу с улыбкой на устах. И сказал: Господин – Молодец. Ты хорошо поработал. Ты добрый и верный слуга. Ты тоже будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя никаких горестей.
Мудрец 6 – Подошел к Господину и третий слуга, который получил один талант и сказал:
3 слуга – Господин! Я знаю, что ты жестокий и несправедливый. Ты собираешь урожаи там, где не сеял. И чего я буду стараться увеличивать таланты? Я отдыхал. Я тебе ничего не должен, вот твой один талант, забери его, мне он не нужен.
Мудрец 6 – Господин с опечаленным лицом сказал в ответ:
Господин – Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя. Ты должен был не лениться, а работать и увеличивать талант. И я наградил бы тебя. Но ты сам отказываешься от награды. Имеющий 10 талантов! Подойди ко мне и возьми еще один талант. Слуги! Возьмите этого ленивого раба и отведите в темницу!
Мудрец7 – Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары: жизнь, здоровье, способности, ученье, житейские блага и многое другое. Чтобы этими дарованиями приносить пользу себе и людям.
Мудрец 8 – Все эти дары Божьи и разумеются в притче под именем талантов. Господь знает, сколько нужно дать каждому, по его трудолюбию и старанию. Поэтому люди получают, кто-то больше, а кто-то и меньше.
Мудрец 9 – Кто употребил дары Божьи на пользу себе и другим людям, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости, а ленивые люди будут страдать.
Притча о мытаре и фарисее
Мудрец 1 – 2000 лет назад Иисус Христос рассказал ученикам эту притчу о мытаре и фарисее. Для чего? Чтобы мы не были хвастливыми, горделивыми. Не унижали других людей. Чтобы уважали своих родителей, учителей, всех ближних.
Мудрец 2 – Эта притча о том, что мы должны учиться видеть свои ошибки и стараться исправлять их.
Мудрец 3 – Смысл этой притчи также и в том, чтобы мы не осуждали других людей, а искали недостатки в себе и исправляли их.
Мудрец 4 – Только добрый, смиренный человек возвышается душой к Богу. Итак, послушайте притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей (начальник), а другой – мытарь (слуга, сборщик налогов).
Мудрец 5 – Фарисей встал впереди с гордо поднятой головой и молился так:
Фарисей: - Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как другие! Ведь вокруг меня грабители, тупицы, беспутные, коварные, злодеи, как позади меня мытарь. Я такой положительный! Работаю лучше всех. Даже пост соблюдаю, не то, что другие. В храм деньги даю. Я очень собою доволен.
Мудрец 6 – Мытарь же стоял в конце храма. Он не смел поднять глаз своих к небу. Он молился так:
Мытарь – Боже! Я так виноват. Я обижал людей. Я грешник! Прости меня. Будь милостив ко мне.
Мудрец 7 – Мытарь вышел из храма домой более оправданным, нежели фарисей. Иисус Христос сказал, что возвышающий сам себя, унижен будет. А унижающий себя – возвысится.
Соломоново решение
Ведущий 1 – Царь Соломон при вступлении на царский престол так молился Богу: Господи! Ты поставил меня царем. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим. И Бог дал Соломону великую мудрость.
Ведущий 2 – Мудрость свою Соломон показал на суде. Пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой родился младенец. Ночью одна из женщин во сне придавила младенца. Когда она увидела ребенка мертвым, то от горя обезумела.
Ведущий 3 - Она пошла к другой женщине, подложила ей своего мертвого младенца, а живого унесла. Утром женщины стали спорить.
1 Женщина – Этот мертвый ребенок не мой. Мой ребенок живой, это ты украла моего ребенка. Отдай мне моего малыша.
2 Женщина – Этот живой младенец мой! Никому его не отдам.
1 Женщина – Побойся Бога. Отдай моего ребенка.
2 Женщина – Не отдам. Этот ребенок мой.
Ведущий 3- Так спорили он пред царем. Выслушав их, Соломон сказал:
Соломон - «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой»
Ведущий 4 – Женщины при этих словах сказали:
2 Женщина – Ну, и пусть не достанется никому.
1 Женщина - Нет! Не убивайте ребенка. Отдайте лучше ей. Пускай мне будет плохо, лишь бы ребенку было хорошо.
Соломон - Отдайте ребенка вот этой женщине, она его настоящая мать.
Ведущий 4 - Мудрость свою царь Соломон выражал и в управлении народом и во всех царских делах. И разнеслась онам слава за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.
Ведущий 5 – Царствование Соломона было мирным и счастливым. Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен, среди них были язычницы, для которых он построил языческие капища. Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в народе. А после смерти Соломона царство его ослабело разделилось на два: иудейское и израильское.
Иудаистская притча «По-человечески»
Мудрец 1 – В очень давние времена у одного уважаемого человека по имени Иоханана Заккая умер сын. Пришли к нему его ученики, чтобы утешить его. Первым вошел Элиэзер. Сел перед учителем и сказал:
Элиэзер – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.
Учитель – Говори.
Элиэзер – Прародитель Адам имел сына, и когда сын его пал мертвым, Адам утешился так, сказав: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля».Утешься и ты, учитель.
Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне?
Мудрец 2 – Вошел другой ученик по имени Иошуа и сказал:
Иошуа– Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.
Учитель – Говори.
Иошуа – Иов имел сыновей и дочерей, и все погибли в один день. Но Иов сказал: «Бог дал и Бог взял». Утешься и ты, учитель.
Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне?
Мудрец 2 – От слов учеников учитель еще больше помрачнел и опечалился. Подошел третий ученик по имени Симеон и сказал:
Симеон – Учитель, позволь мне утешить тебя….
Учитель – (кивает головой)
Симеон – Царь Давид имел сына, сын умер. Но Давид утешился другим младенцем, которого назвал Соломон. Утешься и ты, учитель.
Учитель – У меня такое горе, умер мой любимый сын, а ты мне напоминаешь о горе царя Давида? Никто не может утешить меня.
Мудрец 3 – В этот момент вошел мудрый человек по имени ЭлазарАзария и обратился к учителю с такими словами:
Элазар – Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. Бог дал тебе сына, который изучал Священное Писание, поучения мудрецов и чистым ушел он из этого мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?
Учитель – Элазар! Благодарю тебя. По-человечески утешил ты меня.
Мудрец 3 – Очень поучительная история, не правда ли?
Исламская притча «Мудрый маленький муслим»
1)-Много лет назад, во времена Табиинов (следующее после сподвижников Пророка Мухаммеда поколение мусульман), Багдад являлся центром исламского знания. Однажды в Багдад приехал язычник и сообщил, что у него есть к мусульманам три сложных вопроса, и он бросает им вызов: смогут ли они на них ответить?
2)-Тогда халиф приказал созвать к себе во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек:
Язычник-- “Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, то мой владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот мои вопросы: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?”
2)-Толпа мудрецов оставалась безмолвной... И вдруг среди толпы послышался тонкий голосок:
Мальчик - “О дорогой папа, можно я отвечу на них ?”
3)-Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом - халифом , и правитель дозволил ему говорить.
3)-Язычник обратился к молодому мусульманину и повторил свой первый вопрос:
Язычник --“Что было до Аллаха?”
Мальчик: “Умеешь ли ты считать?”
Язычник -- “Да”,
Мальчик -- “Тогда посчитай обратно с десяти!”
4) - Язычник начал считать: “десять, девять восемь,7,6,5,4,3,2, “один”………
Мальчик - - “Ну, а что дальше после единицы?”
Язычник - “После единицы нет ничего, она самая последняя”
Мальчик - “Если нет ничего после арифметической единицы, то как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Скрытым?”
4) - -Язычник не ожидал получить такой прямой ответ, который он не в силах был опровергнуть. Он задал свой второй вопрос:
Язычник - “Тогда скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?”
Мальчик - “Принеси свечу, зажги ее и скажи, в каком направлении смотрит ее свет”.
Язычник - “Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток... Он не смотрит в каком-либо одном из них”
-Мальчик: “Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена”.
5) - Язычник не мог поверить своим глазам: перед ним мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать в его опровержение... Тогда мужчина повторил свой последний вопрос:
Язычник - “Скажи мне, что Аллах делает сейчас?
Мальчик:- “ Всемогущий Аллах каждый день занят делом, и он все видит, и все слышит”. 5) -И язычнику ничего не оставалось делать, как поверженному возвратиться в родной город.
6) - Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский ученый. Пусть Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на детей-мусульман, подрастающих сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"
рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний
В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....
Рабочие программы по предметам 4класс Школа России
Рабочие программы по предметам 4класс Школа России...
Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро
Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.
Пояснительная записка по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...