КТП Основы религиозных культур и светской этики
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
КТП по ОРКСЭ (автор учебника Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_osnovy_religioznyh_kultur_.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Основы религиозных культур»
№ п/п | Название темы урока | Содержание темы | Дата проведения | |
п/п | п/ф | |||
Я живу в России ( 2 часа) | ||||
Я живу в России | Отечество - Родина. Малая родина. История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации. Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Конституция - основной закон государства. | |||
2. | Какие мы – граждане России | Люди - главное богатство страны. Рассовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Многообразие обычаев и традиций народов страны. Национальные праздники. Граждане России – исторические лица и современники, - составляющие национальную гордость страны. Экскурсии в краеведческий музеи; местные органы власти (по возможности). Проектно-исследовательская деятельность (на выбор). | ||
Зачем человеку культура (1 час) | ||||
3. | Зачем человеку культура Культура внутри нас и вокруг нас | Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Человек как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека. Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию. Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей искусств, Царскосельский лицей, в том числе виртуальные экскурсии, и т.п. (по возможности). | ||
Я среди других (2 часа) | ||||
4. | Я среди других Что такое этика | Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки». Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих. Ответственность за поступок. Причины поступка. Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком. | ||
5. | Нравственная культура человека | Взаимосвязь становления нравственности и культуры. Семья и страна как истоки нравственности. Источники нравственности. Понятие нрав. культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина. Драматизации фрагментов сказок, притч, других источников народного и авторского литературного творчества морально-нравственного содержания. Ситуационные игры. | ||
История - наставница жизни (1 час) | ||||
6. | История - наставница жизни. Проектная деяте-льность. «Чему мы можем научиться у истории» | История как часть духовной культуры. Источники исторических знаний. Первые историки. Нравственные ценности в понимании предков. Современная история. Изучение опыта других людей как источника формирования нравственности. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи (по возможности). | ||
Как мы познаем мир (2 часа) | ||||
7. | Как мы познаем мир | Стремление человека к познанию мира. Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира. Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм. | ||
8. | Язычество | Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев). Проектно-исследовательская деятельность (на выбор). | ||
Религия - часть культуры (10 часов) | ||||
9. | Религия - часть культуры. Религии и нравственность | Культура и религия. Религия и нравственность. «Золотое правило нравственности». Понятие веротерпимости. Историческая поликонфессиональность России. Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма. | ||
10-11. | Буддизм | Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Во что верят буддисты. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь. Священная книга буддизма Трипитака. Символы буддизма. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме. | ||
12-13. | Иудаизм | Иудаизм как древнейшая монотеистическая религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Традиции в иудаизме: соблюдение заповедей, шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге. | ||
14. | Христианство | Христианство как мировая монотеистическая религия. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историч. связь христианства и иудаизма. Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа. | ||
15-16. | Православие | Разделение церкви на католическую и православную. Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры. Православный храм: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме. Православные праздники. Пасха. | ||
17-18. | Ислам | Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран. Сунна. Коран о нравственности. Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закят, хадж. Мусульманские праздники. Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети. Проектно-исследовательская деятельность (на выбор). Посещение православного, буддийского храмов, синагоги, мечети (по возможности). | ||
Искусство - часть духовной культуры (2 часа) | ||||
19. | Искусство - часть духовной культуры | Искусство как часть духовной культуры. Отличие искусства от науки. Отражение в произведениях искусства действительности и индивидуальности автора. Искусство как отражение прекрасного. Виды искусства. Язык искусства - образы. Автор и зритель, слушатель и читатель. Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов. Проектно-исследовательская деятельность (тематика на выбор). Экскурсии в художественную галерею, музей искусств, знакомство с архитектурными памятниками региона и т.п. (по возможности). | ||
20. | Язык искусства. Проектная деятельность | |||
Природа и мы (2 часа) | ||||
21. | Природа и мы | Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Экологические катастрофы. Влияние природы на человека. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни. Природа как источник знаний, идей, красоты (природа и наука, природа и искусство). Фотопроект «Насекомые (птицы, звери) моего края». Экскурсии в в краеведческий, исторический музеи (по возможности). | ||
22. | Природа – наш учитель | |||
Все начинается с семьи (3 часа) | ||||
23. | Все начинается с семьи | Понятие семьи. Семья как первый учитель нравственности. | ||
24. | Связь поколений | Семейные традиции. Воспитание в семье. Связь поколений. Народные промыслы. Семейные династии. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра. | ||
25. | Любить всей душой… Проектная деятельность | Любовь как нравственное чувство. Любовь как источник духовной силы и добра. Проявление любви через поступок. Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»). | ||
Душа согревается добром (3 часа) | ||||
26. | Добро как поступок. | Добро как поступок. Добро и зло. Преодоление зла в себе. Культура против зла. Добрые мысли как источник добрых дел. Жизнь как наивысшая ценность. | ||
27. | От добрых мыслей - доброму делу | |||
28. | «Душа обязана трудиться...» | Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Взаимопомощь. Совершенствование души - нелегкий труд. Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»). | ||
«Волшебные» слова (2 часа) | ||||
29. | Будем вежливы. | Вежливость как проявление нравственных отношений. Культура внешняя. Культура внутренняя как потребность в самосовершенствовании. Понятие этикета. Традиции этикета у разных народов. Значение этикета в прошлом и настоящем. Вежливость и благодарность как проявление внутренней культуры. Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»). Проектно-исследовательская деятельность (на выбор). | ||
30. | Учиться этикету. Добрые чувства – в добрых словах | |||
Я в кругу друзей (2 часа) | ||||
31. | Дружбу надо беречь | Понятие дружбы. Черты дружбы: бескорыстие, приятие другого, доверие, стремление к взаимопомощи, желание добра другому. Дружба и товарищество. Ценность дружбы. Дружба как самовоспитание. Дружба как источник искусства. Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»). | ||
32. | Друг – моё второе «Я». Проектная деятельность | |||
В мире с другими и с самим собой (2 часа) | ||||
33. | Мир вокруг. Мир в душе. | Мир вокруг. Мир в душе. Как человек влияет на мир. Как мир влияет на человека. Ответственность за свои поступки. Потребность совершать добро. Потребность познавать и совершенствовать мир: себя, свою семью, свою Родину. Самопроверка (рубрика «Подведем итоги») | ||
34. | Я познаю мир |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...