КТП Основы религиозных культур и светской этики
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Устинова Наталья Михайловна

КТП по ОРКСЭ (автор учебника Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_osnovy_religioznyh_kultur_.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Основы религиозных культур»

 п/п

Название темы урока

Содержание темы

Дата проведения

п/п

п/ф

Я живу в России ( 2 часа)

Я живу в России

Отечество - Родина. Малая родина. История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации. Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Конституция - основной закон государства.

2.

Какие мы – граждане России

Люди - главное богатство страны. Рассовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Многообразие обычаев и традиций народов страны. Национальные праздники. Граждане России – исторические лица и современники, - составляющие национальную гордость страны.

Экскурсии в краеведческий музеи; местные органы власти (по возможности). Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

Зачем человеку культура (1 час)

3.

Зачем человеку культура

Культура внутри  нас и вокруг нас

Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Человек как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека.

Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию.

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей искусств, Царскосельский лицей, в том числе виртуальные экскурсии, и т.п. (по возможности).

Я среди других (2 часа)

4.

Я среди других

Что такое этика

Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки». Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих.

Ответственность за поступок. Причины поступка.

Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком.

5.

Нравственная культура человека

Взаимосвязь становления нравственности и культуры.

Семья и страна как истоки нравственности.

Источники нравственности. Понятие нрав. культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина.

Драматизации фрагментов сказок, притч, других источников народного и авторского литературного творчества морально-нравственного содержания.  Ситуационные игры.

История - наставница жизни (1 час)

6.

История - наставница жизни. Проектная деяте-льность. «Чему мы можем научиться у истории»

История как часть духовной культуры. Источники исторических знаний. Первые историки. Нравственные ценности в понимании предков.

Современная история. Изучение опыта других людей как источника формирования нравственности.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи (по возможности).

Как мы познаем мир (2 часа)

7.

Как мы познаем мир

Стремление человека к познанию мира. Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира.

Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм.

8.

Язычество

Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев).

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

Религия - часть культуры (10 часов)

9.

Религия - часть культуры. Религии и нравственность

Культура и религия. Религия и нравственность. «Золотое правило нравственности». Понятие веротерпимости. Историческая поликонфессиональность России. Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма.

10-11.

Буддизм

Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Во что верят буддисты. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь.

Священная книга буддизма Трипитака. Символы буддизма. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение.

Правила поведения в храме.

12-13.

Иудаизм

Иудаизм как древнейшая монотеистическая религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Традиции в иудаизме: соблюдение заповедей, шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге.

14.

Христианство

Христианство как мировая монотеистическая религия.

Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историч. связь христианства и иудаизма.

Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди.

Понятие греха. Учение Христа.

15-16.

Православие

Разделение церкви на католическую и православную.

Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры.

Православный храм: символика, убранство, назначение.

Правила поведения в храме.

Православные праздники. Пасха.

17-18.

Ислам

Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран. Сунна. Коран о нравственности.

Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закят, хадж. Мусульманские праздники. Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети.

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

Посещение православного, буддийского храмов, синагоги, мечети (по возможности).

Искусство - часть духовной культуры (2 часа)

19.

Искусство - часть духовной культуры

Искусство как часть духовной культуры. Отличие искусства от науки. Отражение в произведениях искусства действительности и индивидуальности автора. Искусство как отражение прекрасного. Виды искусства. Язык искусства - образы. Автор и зритель, слушатель и читатель.

Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов.

Проектно-исследовательская деятельность (тематика на выбор).

Экскурсии в художественную галерею, музей искусств, знакомство с архитектурными памятниками региона и т.п. (по возможности).

20.

Язык искусства. Проектная деятельность

Природа и мы (2 часа)

21.

Природа и мы

Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Экологические катастрофы.

Влияние природы на человека. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни.

Природа как источник знаний, идей, красоты (природа и наука, природа и искусство).

Фотопроект «Насекомые (птицы, звери) моего края».

Экскурсии в в краеведческий, исторический музеи (по возможности).

22.

Природа – наш учитель

Все начинается с семьи (3 часа)

23.

Все начинается с семьи

Понятие семьи. Семья как первый учитель нравственности.

24.

Связь поколений

Семейные традиции. Воспитание в семье. Связь поколений. Народные промыслы. Семейные династии. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра.

25.

Любить всей душой… Проектная деятельность

Любовь как нравственное чувство. Любовь как источник духовной силы и добра. Проявление любви через поступок.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

Душа согревается добром (3 часа)

26.

Добро как поступок.

Добро как поступок. Добро и зло. Преодоление зла в себе.

Культура против зла. Добрые мысли как источник добрых дел.

Жизнь как наивысшая ценность.

27.

От добрых мыслей -  доброму делу

28.

«Душа обязана трудиться...»

Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Взаимопомощь. Совершенствование души - нелегкий труд.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

«Волшебные» слова (2 часа)

29.

Будем вежливы.

Вежливость как проявление нравственных отношений.

Культура внешняя. Культура внутренняя как потребность в самосовершенствовании.

Понятие этикета. Традиции этикета у разных народов.

Значение этикета в прошлом и настоящем.

Вежливость и благодарность как проявление внутренней культуры.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

30.

Учиться этикету. Добрые чувства – в добрых словах

Я в кругу друзей (2 часа)

31.

Дружбу надо беречь

Понятие дружбы. Черты дружбы: бескорыстие, приятие другого, доверие, стремление к взаимопомощи, желание добра другому. Дружба и товарищество. Ценность дружбы. Дружба как самовоспитание. Дружба как источник искусства.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

32.

Друг – моё второе «Я». Проектная деятельность

В мире с другими и с самим собой (2 часа)

33.

Мир вокруг. Мир в душе.

Мир вокруг. Мир в душе. Как человек влияет на мир. Как мир влияет на человека. Ответственность за свои поступки.

Потребность совершать добро. Потребность познавать и совершенствовать мир: себя, свою семью, свою Родину.

Самопроверка (рубрика «Подведем итоги»)

34.

Я познаю мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...