Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ПНШ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" составлена по учебнику Васильевой Т.Д. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики" для учащихся 4 класса УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_svetskoy_etiki.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/ Аносова С.И. Протокол №______от «____»__________2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 40» _____________/Свириденко Е.В. «___»__________2017г | «Утверждаю» Директора «МАОУ СОШ № 40» _____________/Цыбикжапов Б.Д. Приказ № _____от «___»__________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Лазаревой Ирины Владимировны,
первой квалификационной категории
ПО ОРКСЭ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4«Б» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«___»_________20___г
2017-2018 уч.год
г.Улан-Удэ
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 года №1089;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2014 г., регистрационный номер № 19776;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299;
Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
-от 01.2012 г. № 01/7887 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательныхучреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2014 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства Образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312»;
с учетом Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №40», Положением о рабочей программе на основе авторской программы по курсу «Основы светской этики» 4 класс. Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
Основной целью модуля «Основы светской этики» предмета «Основы религиозных культур и светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, базирующемуся на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи модуля: формирование нравственно-культурного, морально-этического знания о человеке и обществе; расширение кругозора; пробуждение интереса к содержанию модуля, а значит, и к культуре своей страны.
Модуль «Основы светской этики» выбран родителями на родительском собрании.
Курс, раскрывающий «Основы религиозных культур и светской этики», по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания модуля «Светская этика», входящий в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. В авторскую программу изменения не внесены.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Количество часов в неделю по программе: 1 час
Количество часов в год по программе: 34 часа
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место и основные формы контроля:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль.
Фронтальный контроль.
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся.
1. Планируемые результаты освоения содержания модуля
Раздел 1. Введение в предмет. Обучающиеся узнают: что такое философия и этика, что они изучают, на какие вопросы стремятся ответить. В чем и как выражается мудрость, накопленная человечеством за тысячелетия. Какие «вечные» вопросы волнуют человечество с древности и до нашего времени. Что такое мораль и нравственность, как они связаны с этикой. Какое значение имеютмораль и нравственность в жизни человека. Какие традиции отношения к Родине исторически существуют в российском обществе. Что такое «малая родина» и какую роль она играет в становлении человека. Какие этические правила нашли отражение в мифах, легендах и сказках разных народов. Какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять понятия «этика», «мораль», «нравственность» для описания и анализа фактического материала; соотносить этические правила, содержащиеся в учебных и литературных текстах, с явлениями и фактами действительности; сопоставлять тексты на основе общих этических идей.
Раздел 2. Человек и мир. Обучающиеся узнают: какой смысл люди вкладывали в понятия «добро» и «зло» в разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека. Что называется добродетелями и пороками, как они связаны с понятиями «добро» и «зло». Как добродетели и пороки влияют на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Кто такой Конфуций и в чем заключается его учение о добродетелях благородства и справедливости. Как в разные эпохи люди отвечают на вопрос о смысле жизни. Что такое ценности с точки зрения этики. Почему жизнь человека – это самая большая ценность. Чему учит этика буддизма и кто такой Будда. Что такое совесть и что значит «жить по совести».
Обучающиеся получат возможность научиться: различать зло и добро и их проявления в жизни; оценивать с помощью этих понятий явления и факты действительности; различать добродетели и пороки, оценивать их значение в собственной жизни; применять полученные этические знания для самоанализа и самооценки.
Раздел 3. Человек в мире людей. Обучающиеся узнают: что такое толерантность и как проявляются в жизни уважительные отношения между людьми. Что такое конфликт и какие существуют способы разрешения конфликтных ситуаций. Какими этическими правилами регулируются отношения людей в семье. Какими этическими правилами регулируются дружеские отношения между людьми. Что такое этикет, какие существуют правила этикетаи почему их необходимо соблюдать. Как поступать бескорыстно и в чем может проявляться сострадание к другому человеку. О том, что такое нравственный выбор; как и почему люди совершают его. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. О нравственных основах иудаизма, христианства и ислама.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять этические нормы в общении с другими людьми; применять этикетные нормы в повседневной жизни.
Раздел 4. Твой нравственный выбор. Обучающиеся узнают: что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать собственное поведение; определять для себя перспективы личностного роста.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:
• умения работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
• логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность:
• совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
• адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
• совершенствовать умения излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность:
• совершенствовать способность понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения; • формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В области личностных универсальных учебных действий обучающиеся получат возможность:
• формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
• формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
• развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительное и бережное отношение к их культуре;
• развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развить этические чувства как регулятор морального поведения;
• воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
• развивать начальные формы регуляции собственных эмоциональных состояний и рефлексии;
• развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
• формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение в предмет
Россия – наша Родина. Отношение к Родине. Малая родина.
Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источник мудрости. Басни Эзопа.
Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.
Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источник первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.
Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.
Раздел 2. Человек и мир
Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.
Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.
Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».
Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.
Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.
Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.
Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».
Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.
Раздел 3. Человек в мире людей
Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.
Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.
Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы. Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.
Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.
Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.
Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.
Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.
Подвиг. Подвиг в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.
Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл Десяти заповедей.
Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.
Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.
Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммед.
Раздел 4. Твой нравственный выбор
Духовные ценности и их значение в жизни людей.
Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.
Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.
Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.
Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.
Основные термины и понятия:
Благородство, благопристойность, благотворительность; взаимопонимание, воля; героизм, гуманность, гуманизм; добро, добродетель, доброта, достоинство, дружба, духовность; жизнь; закон, заповедь, здоровье, зло; истина; конфликт, красота; любовь; милосердие, мораль, мотив, мудрость, мыслитель, мысль; награда, норма, нравственность; общежитие, обязанность, ответственность; память, патриот, патриотизм, подвиг, правило, право, притча, порок, поступок, потомки, предки; разум, Родина, Россия; свобода, семья, самосовершенствование, совесть, сострадание, спор, справедливость; терпимость, толерантность, труд; уважение; философия, философ; ценность; этика, этикет.
.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Раздел, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Д/З |
Раздел 1. Введение в предмет (5 часов) | |||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | Читать и осмысливать учебные и художественные тексты; работать с информацией; отвечать на учебные вопросы; участвовать в беседе и обсуждении, находить аргументы и представлять их, выражая собственную точку зрения. Развивать представление об образе малой и большой Родины, формулировать понятия: «малая родина», «Родина». Осознавать важность для человека ценить свою Родину, свой дом, семью, город или село и общий дом человечества — планету Земля. Учиться определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Участвовать в выполнении творческих заданий, образно выражать понятия и явления («с чего начинается Родина») | Нарисовать рисунок «С чего начинается Родина» | |
2 | Мудрость, собранная веками | 1 | Осмысливать, оценивать учебные и художественные тексты, отвечать на вопросы. Участвовать в беседе и обсуждении, находить аргументы для представления своей точки зрения. Развивать представления о духовной культуре и морали, роли общечеловеческих ценностей в жизни людей. Осмысливать представление некоторых этических категорий («истина», «правда»). Работать со словарем. Знакомиться с литературными жанрами (притча, пословица). Участвовать в игровых имитациях проблемных ситуаций, искать пути их оптимального разрешения. Сопоставлять примеры народной мудрости и образцы нравственного поведения | Найти притчу о дружбе | |
3 | Этика. Мораль. Нравственность | 1 | Осмысливать, оценивать учебные и художественные тексты, пересказывать тексты. Осмысливать, оценивать и интерпретировать события, описываемые в текстах, явления и факты с использованием новых лексических единиц. Работать со словарем. Участвовать в беседе и обсуждении. Подбирать аргументы для защиты своей позиции. Развивать представления о морали и нравственности, их взаимосвязи и роли в жизни людей. | Уч. стр.20 «Проверь себя» | |
4 | Этика в древности. Мифы, сказки, легенд | 1 | Осмысливать, оценивать и интерпретировать события, явления и факты с использованием новых лексических единиц. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе. Представлять свою точку зрения с использованием аргументов. Выборочно пересказывать тексты. Понимать значение и смысл этики. Уметь находить смысл в мифах, сказаниях и легендах. Выполнять творческие работы. Осмысливать общие элементы культуры, этических учений и религиозных вероучений народов и этносов на земле | Напиши правила поведения, которые люди должны обязательно соблюдать | |
5 | Этика Древней Руси | 1 | Осмысливать прочитанный текст. Работать со словарем (примеры мало- употребляемых слов, архаизмов). Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе и обсуждении. Представлять собственную точку зрения, подбирать и формулировать аргументы в ее защиту. Сравнивать тексты, сопоставлять разные точки зрения. Сопоставлять иллюстрации с текстами. Готовить сообщение: собирать информацию, выстраивать ее в определенной последовательности | Уч.стр.34 «Проверь себя» | |
Раздел 2. Человек и мир (8 часов) | |||||
6 | Добро и зло | 1 | Понимать основную мысль текста. Выделять ключевые слова. Ставить вопросы к прочитанному. Отвечать на учебные вопросы разных видов. Участвовать в обсуждении и беседе. Сравнивать различные жанры произведений (притча и стихотворение). Давать оценку жизненным ситуациям. Сопоставлять разные точки зрения. Высказывать собственную позицию по теме урока, подбирать аргументы в ее защиту. Работать индивидуально. | Уч.стр.42 «Проверь себя» | |
7 | Добродетели и пороки | 1 | Ставить вопросы к тексту. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Работать со словарем. Принимать участие в обсуждении и беседе. Аргументировано представлять свою точку зрения. Давать оценку бытовым ситуациям, изложенным с тексте и изображенным художником, с точки зрения их пользы для приобретения нового опыта. Работать с иллюстрациями: сравнивать, находить фрагменты, детали; использовать иллюстративный материал для подтверждения идеи текста. Выразительно читать стихотворение. | Привести пример щедрости | |
8 | Добродетели благородства и справедливости | 1 | Анализировать прочитанный текст, формулировать выводы из прочитанного. Выделять ключевые понятия. Ставить вопросы к прочитанному. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе, аргументировать свои ответы. Работать со словарем. Выполнять работу по плану. Работать индивидуально, формулировать учебную задачу, цель собственной деятельности | Напиши, чему может научиться современный человек у Конфуция. | |
9 | Смысл и ценность жизни | 1 | Осмысливать прочитанные тексты. Анализировать прочитанный текст, формулировать выводы из прочитанного. Сравнивать полученную информацию. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе. Давать оценку жизненным ситуациям, уметь использовать их в качестве аргументов. | Уч.стр.65 «Проверь себя» | |
10 | Ценности человеческой жизни | 1 | Осмысливать прочитанный текст. Ставить вопросы к прочитанному. Комментировать факты и явления. Выбирать необходимую информацию из текста. Высказывать свое отношение к услышанному. Анализировать свое эмоциональное состояние в процессе чтения. Работать со словарем. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении и беседе. Понимать значение и смысл слов «ценности», «истинные ценности», «ложные ценности», уметь различать их и определять их значимость для людей. Решать проблемную ситуацию на основе полученной информации. | Написать мини-сочинение «Если б у меня был «неразменный рубль» | |
11 | Человеческая жизнь как высшая ценность | 1 | Осмысливать прочитанное: комментировать, анализировать, ставить вопросы к прочитанному. Имитировать проблемную ситуацию, искать выход из нее. Анализировать свое эмоциональное состояние в процессе чтения. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свои суждения, вырабатывать свою точку зрения, аргументировано защищать ее. Сравнивать понятия и явления. Формулировать учебную задачу, цель собственной деятельности. | Сообщение о буддизме. | |
12 | Для чего живет человек | 1 | Осмысливать услышанную информацию. Выделять ключевые понятия. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свое суждение на заданную тему или по прочитанному тексту. Аргументировано представлять соб- ственную точку зрения. Решать творческие задачи (придумайте несколько вариантов продолжения рассказа, попробуйте разгадать… и вы поймете…). Формулировать учебную задачу, цель собственной деятельности. | Уч.стр.85 «Проверь себя» | |
13 | Совесть | 1 | Осмысливать прочитанные тексты, выделять в них главную мысль, ключевые понятия. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Представлять свою точку зрения. Находить аргументы в защиту своей позиции. Развивать внутреннюю установку по- ступать согласно своей совести. | Уч.стр.91 «Проверь себя» | |
Раздел 3. Человек в мире людей (12 часов) | |||||
14 | Толерантность | 1 | Комментировать текст. Осмысливать полученную информацию. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Ставить вопросы к тексту. Представлять свою точку зрения, находить и приводить аргументы в ее пользу. Работать с новыми понятиями и со словарем. Давать оценку жизненным ситуациям, использовать их в качестве примеров. Имитировать игровые проблемные ситуации на уроке, уметь высказывать свое отношение к явлениям, находить выход, подбирая оптимальный и бесконфликтный вариант (разыграй сценку). Овладевать коммуникативными навыками общения и взаимодействия в малой группе, бесконфликтного решения ситуаций. Писать творческую работу (эссе) на заданную тему. Ставить цель учебной деятельности и составить план ее реализации. | Напиши эссе на тему «Почему нужно пытаться ужиться с другими людьми» | |
15-16 | Человек в семье | 2 | Отвечать на учебные вопросы разных типов. Осознавать, что семья - источник нравственных отношений. Участвовать в беседе. Высказывать свою точку зрения, защищать ее. Уметь обосновать свое суждение. Сравнивать различные понятия. Работать со словарем. Выполнять творческую работу – уметь писать мини-сочинение или эссе на заданную тему. Интервьюировать других, отвечать самому на вопросы анкеты. Работать в малых группах. Осуществлять проектную деятельность | Проект «Моя семья» | |
17 | О дружбе | 1 | Осмысливать прочитанное, выделять главную мысль текста. Сравнивать понятия – находить общее и различия. Выделять признаки, по которым можно определить дружбу. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы в ее защиту. Участвовать в беседе, обсуждении. Подбирать аргументы своим высказываниям. Работать со словарем. Работать с иллюстративным материалом, видеть, как он соотносится с текстовой информацией. Сравнивать полученную информацию с имеющимся опытом. | Найти 3-4 пословицы о дружбе | |
18 | Этикет | 1 | Осознавать роль и значение этикета в жизни людей. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Высказывать аргументировано свою точку зрения. Участвовать в беседе, обсуждении. | Выпуск стенгазеты «Человек в школе» | |
19-20 | Милосердие и благотворительность | 2 | Осмысливать услышанную информацию (сопоставить, сравнить, оценить, выделить ключевые понятия). Отвечать на учебные вопросы разных типов. Высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы в ее защиту. Участвовать в беседе, обсуждении. Работать с иллюстрациями – находить их связь с темой урока. Участвовать в организации и проведении виртуальной экскурсии. Участвовать в выполнении мини-проекта и его презентации. Работать в группах. | Нарисовать эмблему волонтёрской организации, прочитать повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» | |
21 | Януш Корчак – врач, писатель, педагог | 1 | Осмысливать полученную информацию. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свои суждения и подбирать к ним аргументы. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в творческой работе. Работать в группах. | Мини-сочинение «Роль учителя в жизни детей» | |
22-23 | В жизни всегда есть место подвигу | 2 | Обсуждать прочитанный текст, уметь ставить к нему вопросы, выделять основную мысль текста. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Уметь работать с иллюстрациями, находить в них подтверждение тексту, общие с текстом фрагменты. Сравнивать иллюстрации с текстом, понимать и объяснять, как одна и та же тема раскрывается в тексте и в сюжете иллюстрации. Комментировать текст фотографиями. Участвовать в выполнении мини-проекта (анкетирование, сбор материала, его представление в виде рассказа, сообщения). Выразительно читать стихотворение. | Проектная работа «Подвиги детей» | |
24 | Свобода и ответственность | 1 | Давать оценку прочитанному. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Высказывать свое мнение, подбирать аргументированное обоснование. Давать характеристики этическим категориям. Приводить примеры литературных произведений, герои которых проявляли ответственность. Высказывать свое отношение к услышанному. Анализировать свое эмоциональное состояние в процессе чтения | Уч.стр.146 «Проверь себя» | |
25 | Заповеди – нравственные законы | 1 | Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Высказывать свое мнение, подбирать аргументированное обоснование. Работать с иллюстративным материалом, с примерами портретной живописи и скульптуры. Сравнивать текст и изображение, находить общие детали. Работать со словарем. Ставить цель индивидуальной деятельности и выбирать средства для ее реализации | Уч.стр.153 «Проверь себя» или сообщение об иудаизме | |
26 | Заповеди любви | 1 | Осмысливать прочитанное, выделять ключевые понятия и категории, давать им характеристику. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Принимать участие в беседе, обсуждении. Аргументировано высказывать свою точку зрения. Работать с иллюстративным материалом. Задавать цель учебной деятельности и составлять план ее реализации. | Сообщение о христианстве | |
27 | Еще о законах человеческого общежития | 1 | Осознавать, что лежит в основе человеческих отношений. Выделять поведенческие модели, давать им характеристику, рассматривать и осмысливать их в контексте ценностей, символов, смыслов разных культурно-религиозных традиций. Сравнивать этические понятия и находить в них общее и различное. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в обсуждении. Выделять цель индивидуальной учебной деятельности и выбирать средства ее достижения | Сообщение об исламе | |
Раздел 4. Твой нравственный выбор (7 часов) | |||||
28 | Духовные ценности | 1 | Осмысливать услышанную информацию. Комментировать тексты, ставить к ним вопросы. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Участвовать в беседе, обсуждении. Высказывать свою точку зрения, подбирать к ней аргументы. Нарисовать рисунки к притче (творче- ская работа) | Уч.стр.174 «Проверь себя» | |
29-30 | О самосовершенство-вании | 2 | Выделять ключевые понятия из текста. Отвечать на учебные вопросы разных типов. Уметь придумывать проблемные вопросы по теме урока. Имитировать игровые ситуации на уроке. Участвовать в обсуждении, беседе. Работать с иллюстративным материалом. Работать со словарем. Работать с мини-проектом. Оценивать ситуацию, опираясь на собственный опыт. | Мини-проект «Кто я?» | |
31 | Этика для себя | 1 | Осмысливать услышанную информацию. Осознавать значение этических норм в своей жизни и жизни других людей, уметь сопоставлять эти примеры. Понимать проявление этических норм в своей жизни. Отвечать на учебные вопросы разных видов. Участвовать в обсуждении, беседе. Высказывать свое мнение, находя аргументы в его поддержку. Написать мини-сочинение на заданную тему | Мини-сочинения «Отличия между людьми» | |
32 | Твои права или Конвенция о правах ребенка | 1 | Осмысливать и комментировать прочитанное. Участвовать в обсуждении, беседе. Сравнивать разные позиции, находить в них общее и различное. Высказывать свою точку зрения, находить аргументы и контраргументы. Работать в группах. Овладевать навыками публичного выступления. Написать заметку в школьную газету. | Напиши заметку в стенгазету «Я имею право…» | |
33 | Что должны знать дети о правах и законе | 1 | Обсуждать учебные тексты. Работать с различными источниками информации. Имитировать игровые учебные ситуации. Выбирать позиции в обсуждении. Участвовать в обсуждении, объяснять свой выбор. Придумать и сделать иллюстрации к тексту (творческая работа). Работать в парах, группах. Инсценировать ситуации, в котором ребёнок должен защищать свои права. | ||
34 | Твой багаж в дорогу жизни | 1 | Осмысливать услышанное. Отвечать на вопросы текста. Участвовать в беседе, обсуждении. Аргументировать свою точку зрения, сравнивать ее с другими. Написать мини-сочинение на заданную тему. | Мини-сочинение «Мир, в котором я хочу жить» |
Учебно-методический комплект:
Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. Примерная рабочая программа по учебному предмету. М.: Академкнига/Учебник.
Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник (электронная и печатная формы).
Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И., Яковлева Л.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/ Учебник.
Методическая поддержка: www.akademkniga.ru; www.pnh.eokom.ru
Приложение 1
Лист самоанализа
Ф.И.ученика______________________________________________________________________________________4 класса______
Тема урока | Ключевые слова темы | Главные мысли урока | Смог(ла) ли ты ответить на вопросы блока «Проверь себя» |
Да | |||
Частично | |||
Нет | |||
Да | |||
Частично | |||
Нет | |||
Да | |||
Частично | |||
Нет | |||
Да | |||
Частично | |||
Нет | |||
Да | |||
Частично | |||
Нет | |||
Да | |||
Частично | |||
Нет | |||
Да | |||
Частично | |||
Нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....