Доклад на тему "Влияние курса ОРКСЭ на личностное развитие младшего школьника на основе семейных ценностей"
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Влияние курса ОРКСЭ на личностное развитие учащихся на основе семейных ценностей».
Постановка проблемы:
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители единогласно поддержали введение нового учебного курса.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности ( конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ).
Цель: Изучение возможностей духовно-нравственного воспитания и личностного развития младших школьников в процессе учебной деятельности на основе семейных ценностей.
Задачи : Углубить и расширить личностно –ориентированный компонент образования за счет использования в процессе обучения по курсу ОРКСЭ ( модуль «Основы светской этики») методов семейного воспитания, потенциала семейного, духовного и житейского опыта.
Гипотеза : Я предполагаю, что сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
Основополагающий вопрос моей работы:
Как курс ОРКСЭ и его взаимодействие с семьёй влияют на личностное развитие младшего школьника?
Проблемный вопрос:
- Что значит личностное развитие?
С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
С 1 сентября 2012 года в учебный процесс образовательных школ Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента России вводится новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов.
- Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- Основная задача курса – сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей, по выбору родителей ученики нашей школы приступили к изучению модуля «Основы светской этики» Данный курс успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем и поколения к поколению. Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать интерес к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, её культуре. В рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладываю основу для формирования нравственных идеалов, чувства гордости за свою Родину, свой народ. Данный курс успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем и поколения к поколению.
Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать интерес к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, её культуре. В рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладываю основу для формирования нравственных идеалов, чувства гордости за свою Родину, свой народ.
Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов
В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
Что значит «личностное развитие» учащегося?
Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки.
Действия самоопределения на уроках ОРКСЭ
- самопознание
-самооценка
-идентичность
Действия смыслообразования на уроках ОРКСЭ
- Сформированная учебная мотивация
-Осознанность учения и личная ответственность
-Адекватное реагирование на трудности
Положительные нравственные качества;
-Адекватное оценивание своих и чужих поступков
-Нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровья .
-Действия нравственно-этического оценивания на уроках ОРКСЭ
Технология проектной деятельности на уроках ОРКСЭ
-Технология проблемного диалога на уроках ОРКСЭ
-Информационные и коммуникационные технологии на уроке ОРКСЭ
-Технология уровневой дифференциации на уроках ОРКСЭ
Данные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Они позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Наша «Верхнежиримская СОШ успешно реализует один из шести модулей курса - Основы светской этики, который был единогласно выбран родителями учащихся.
Каким же образом стараюсь привлекать родителей в учебный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:
• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;
• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
Первым шагом стало проведение родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации.
Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы.
Также было проведено анкетирование. На данных родительских собраниях родители определились с тем модулем, который будет изучаться их детьми.
На одном из мини-конференций я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
В начале работы поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса.
В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:
• 1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;
• 2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;
• 3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;
• 4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.
В своей практике организации педагогической деятельности использую массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей. Этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.
2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки-(20 декабря по теме «Дружба»), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.
Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:
1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.
3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным
Таким образом, изучая роль курса ОРКСЭ на личностное развития на основе семейных ценностей я пришла к выводу, что активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
«Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения. (Система Л.В. Занкова)»
Обобщение опыта воспитательной работы...
Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника
В данной статье рассматривается вопрос об особенности содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...
Роль чтения в образовательном процессе и личностном развитии младшего школьника"
В статье приводятся примеры тренировочных упражнений, которые помогаю ребёнку правльно и грамотно научиться читать (под руководством учителя и родителей). Упражнения помогают правильно дышать при чтен...
Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...
Физическое и психологическое здоровье – основа личностного развития младшего школьника
В настоящее время внимание многих педагогов и психологов во всем мире привлечено к проблемам детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживает...
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей...