Работа с притчами на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ на тему
Работа с притчами на уроках ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_pritchami_na_urokah_orkse.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Работа с притчами на уроках ОРКСЭ
(возраст детей, на которых рассчитана данная работа- 10-15 лет)
Брага Наталья Вениаминовна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10»
г. Подольск
2018 год
Читать – значит мыслить, мыслить – значит действовать. К сожалению, немногие способны пережить творение писателя, художника, как акт собственной жизни, готовы к общению с письменным словом. Как и любой другой язык, язык искусства надо знать и уметь изъясняться на нем. Именно поэтому уроки «Основ религиозных культур и светской этики» - это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из них является метод художественно-педагогической драматургии. Эффективное введение в идейно-эмоциональную сферу художественных произведений, необходимое для организации заинтересованного, осмысленного целостного восприятия, может быть обеспечено, в частности, за счет перехода к методам художественно-педагогического воздействия. Метод художественно – педагогической драматургии (театральный) тесно связан с информационно - коммуникативными, проектными технологиями и технологиями проблемного обучения. Метод работает и на формирование всех ключевых компетенций Он, делает уроки более яркими, запоминающимися, организует развитие ребенка через постановку проблемы по «вечным вопросам жизни». Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься».
Этот метод позволяет выстраивать целенаправленные действия учителя на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии, организовывать на уроке общение учащихся с произведениями искусства различных религиозных жанров, в том числе и с притчами, использовать силу эмоционального воздействия слова и, на его основе развивать восприятие художественного мира и получать знания, необходимые для понимания такого литературного жанра, как притча.
Говоря об уроке «Основ религиозных культур и светской этики» в рамках работы с притчами, мы чаще всего используем такие понятия, как урок–образ, урок-погружение и урок-спектакль. Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. Собственный опыт показал, что при использовании метода художественно-педагогической драматургии для нас наиболее важными являются следующие моменты:
- Тщательная проработка замысла урока.
- Логическая последовательность смысловых частей учебного материала - притчи;
- Событийный анализ притчи, как цепь «экстремальных ситуаций»;
- Факты-раздражители для основных событий урока;
- «Оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;
- Предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
- Образное осмысление смысловых частей в событийной цепи притчи (ассоциации, сравнения, метафоры);
- Предвидение реакции учащихся на запланированные события.
В принципе сам замысел у каждого из нас рождается по-своему. И не всегда все указанные выше параметры осознаются и продумываются. Основными шагами разработки режиссерского замысла при работе с притчей для нас являются ответы на следующие вопросы:
Каков ожидаемый результат? Что я хочу получить в конце этой работы? Какое новообразование сформируется у учащихся в итоге воплощенного замысла? Какие «провокационные» вопросы, суждения будут «двигать» урок от этапа к этапу? Чем будут заняты учащиеся на каждом этапе? Как будут реагировать?
На наш взгляд, самым трудным является этап разработки композиции урока, т.е. логической последовательности смысловых и событийных элементов урока, объединяемой в единое режиссерско-педагогическое действие.
Рассмотрим основные композиционные элементы притчи.
Экспозиция или исходное событие. Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу.
Завязка или основное событие. Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи.
Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы.
Кульминация (центральное событие) – это критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы притчи .
Развязка (финал, главное событие) – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока.
И этап «Последействие» - это самостоятельный творческий поиск. самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства.
Учитель курса «Основ религиозных культур и светской этики», должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению — артистизм.
При инсценировке притчи важно помнить о следующих моментах: организация сюжета, выстраивание конфликта. Богато используется символика, образность. Взаимоотношения строятся без большого психологического оправдания. Не добавляя ни единого слова, точно по тексту, мы можем превратить весь текст в слова героя, то есть сделать его действенным. При той сжатости, которая существует в притче, где каждое слово несет смысловую нагрузку, - сокращение сделать трудно.
Два принципа инсценировки притчи:
1) Найти такой вариант сценического решения, чтобы не было лица от автора, то есть ведущего, а все слова включались бы в диалог.
2) Позволяет ввод в инсценировку лица, комментирующего косвенной речью.
А теперь приведем фрагмент урока в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Милосердие».
Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. Например, когда человек любит кого-то, он радуется встрече с ним. Его лицо словно светится счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН
Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий.
Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие».
Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
- Прочитай притчу и ответь на вопросы:
- Какой вопрос был задан Христу?
- Как ответил Христос?
- Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло?
- Кто шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи?
- В чем проявляется милосердие христианина?
Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви.
2. Обсуждаем – размышляем. «Доброта человека и его добрые дела».
Ответь на вопросы.
- Можно ли требовать за совершённое доброе дело оплату или оно должно быть бескорыстным?
- Назови те добрые дела, которые ты сможешь выполнить.
- Подумай, готов ли ты быть добрым, если знаешь, что вся твоя работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит?
- Готов ли ты делать добрые дела, если никто тебя за них не похвалит и их не заметит?
- Можно ли приобрести (купить) доброту за деньги?
- Можно ли просить плату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане?
- Ответь на эти вопросы письменно в небольшом сочинении-эссе на поставленную тему.
Таким образом, встреча с книгой через чтение, инсценировки текстов, беседы с авторами – это одно из основных орудий школы, которым она должна действовать и влиять как на умственное, так и на нравственное развитие своих питомцев. Осуществляется приобщение школьников к мировым духовным и культурным ценностям.
Известный американский писатель Уильям Ченнинг сказал: «Книги делают нас наследниками духовной жизни минувших веков», поэтому духовно – нравственное воспитание школьников с использованием школьного музея и курса «Основ религиозных культур и светской этики» невозможно без книг.
О приложении к положению о конкурсе – 06
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ
Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....
Притчи для уроков ОРКСЭ
Материал можно использовать при подготовке к урокам ОРКСЭ....
Притчи на уроках ОРКСЭ
Работа написана с целью показать значение притчи в жизни современного человека....
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...
Работа с притчей на уроках ОРКСЭ
Работа с притчей на уроке ОРКСЭ по теме "Дружба и порядочность"...
Христианские притчи на уроках ОРКСЭ.
В курсе ОРКСЭ притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения....
Работа с притчей на уроках ОРКСЭ
Работа с материалом притчи на уроках ОРКСЭ. Построение беседы по прочитанному тексту....