Урок по ОРКСЭ "Милосердие(проявление альтруизма)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Очирова Долгор Кимовна

Сегодня мы познакомимся с притчей «Горчичное зёрнышко».

Чтение притчи.

Можно сказать , что эта притча, это реальная история из нашей жизни. Почему?


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritcha_ochirova_dolgor_kimovna_.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Милосердие (проявление альтруизма)

Тип урока

Урок  «открытия» нового знания.

Цель, задачи

Цель урока: способствовать формированию у обучающихся представлений о сострадании, стремлению быть благородным в жизни, осмысление понятия «альтруизм» как нравственного постулата;

Задачи:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Необходимое оборудование

компьютер, карточки.

Формы и виды деятельности:

 работа со словарём, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, беседа, участие в учебном диалоге.

Планируемые результаты

Личностные: Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Предметные: Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести.

Метапредметные: - ориентироваться в учебном пособии, находить ответы на вопросы в тексте,  уметь делать выводы в результате совместной работы  класса и  учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах.  

- самостоятельно формулировать тему и цель, уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с  иллюстрациями и   текстами учебного пособия;  в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение  степени успешности своей работы и работы других в           соответствии с этими критериями.

-уметь договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в паре, группе;  уметь выполнять различные роли (лидера, исполнителя);  уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

                         

                                                                   

                                                                                Фрагмент урока по работе с притчей.

Этап урока

Деятельность учителя,

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Формулирование темы урока, постановка целей.

Сегодня мы познакомимся с притчей «Горчичное зёрнышко».

Чтение притчи.

 Можно сказать , что эта притча, это реальная история из нашей жизни. Почему?

Что такое горчичное зёрнышко?

Кто из вас знаком со словом альтруизм?

Была ли известна эта притча вам ранее? 

Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, которые возникли, когда вы слушали притчу.

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям.

-Почему женщина пела, стирая бельё?

- Эта притча заставляет задуматься о том, что кому-то бывает труднее, чем мне, нам. У людей бывают сложные жизненные ситуации. Все познается в сравнении. Не нужно замыкаться в себе и думать, что только тебе тяжело.

Это вера с горчичное зерно, если есть столько у человека, то может помочь всем кто нуждается в помощи, особенно это проявляется это у святых, они могут исцелять больных, управлять природными стихиями.

Это- бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами, активная любовь к чужим проблемам, бескорыстие

бескорыстная забота о благе других

  • все другим, ничего себе
  • готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами
  • ничего себе, а все другим
  • человеколюбие

Альтруизм-это  понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму

- Я впервые читаю эту притчу.

-У всех людей бывают проблемы. Не бывает абсолютно счастливых людей.

-Некоторые люди считают возникающие проблемы безвыходными. Что только у них бывают непонятные ситуации.

-Если помогаешь кому-то, то нужно делать это бескорыстно.

-Прежде чем просить у кого либо помощь, надо подумать, смогут ли они вам помочь. Возможно они сами нуждаются в вашей поддержке.

Потому что, она забыла о своей печали. Женщина прониклась состраданием к чужим людям и решила помочь им в первую очередь, забыв о себе.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

 

 Групповая работа.

 -Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек.

 (милосердие, сострадание, долг, человечность, альтруизм, доброжелательность, бескорыстие. настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту).

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

-Чего хочет альтруист?

-А какой принцип у эгоиста?

-Выберите пословицы, которые подходят к теме.

 
Всякому своя рубаха к телу ближе.
За чужой щекой зуб не болит.
Легка ноша на чужом плече.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Мы горели, а они штаны грели.
Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Злой человек не проживет в добре век.

- Чему вас научила притча?

-Милосердие, сострадание, долг, человечность, альтруизм, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту.

-Это плохие качества,  они не приносят пользы и радости никому.

-Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо.

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Личностные УДД

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Буддийская притча «Горчичное зёрнышко» (о милосердии как проявлении альтруизма)

Однажды Будда встретил пожилую женщину. Она горько плакала - жизнь её была нелёгкой. Женщина попросила Будду помочь ей.

- Твоя жизнь вряд ли отличается от жизни других людей, - ответил Будда. - Но я помогу тебе избавиться от печали. Для этого мне нужно горчичное зёрнышко, которое ты должна принести из жилища, в котором никогда не знали горя.

Ободрённая словами самого Будды, женщина начала поиски, а Будда пошёл своим путём. Много позже он встретил её снова - женщина полоскала в речке бельё и напевала.

Будда сразу понял, что случилось, но все-таки подошёл и спросил, смогла ли она найти жилище, жизнь в котором была абсолютно счастливой и беззаботной. «Нет, - ответила женщина, - куда бы я ни приходила, я везде видела неприятности куда тяжелее моих!»

- Ты будешь искать ещё? - спросил Будда.- Позже, - ответила женщина, - а пока я должна помочь одним людям - им повезло ещё меньше, чем мне.

- Знаешь, тебе не нужно горчичное зёрнышко, - решил Будда, - ты уже нашла то, что искала.  Материал с сайта //iEssay.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  со...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм".

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"....

конспект урока "Альтруизм и эгоизм"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Альтруизм и эгоизм" 4 класс содержит конспект урока, презентацию и приложения...