конспект урока "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Альтруизм и эгоизм" 4 класс содержит конспект урока, презентацию и приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
altruizm_i_egoizm.rar | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 2 минуты | Прозвенел и смолк звонок, -Прочитайте высказывание Плутарха: «Хороший человек тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем» (слайд 2) -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? В жизни по-разному можно жить- Можно в беде, а можно в радости Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать шалости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною, солнце достать И подарить его людям. Предлагаю вам организовать сотрудничество в группах. Для эффективной работы вы разделились на 3 группы | Приветствие, подготовка рабочих мест Психологический настрой уч-ся на работу (о людях, которые делают благородные дела) | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
Актуализация знаний. 3 минуты | Группы получают конверты с заданиями (см.Приложения): 1 группа - познакомиться с рассказом В. Осеевой «Печенье», оценить поведение героев, используя карточку со словами. 2 группа - познакомиться с рассказом В. Осеевой «Просто старушка», оценить поведение героев, используя карточку со словами. 3 группа: найти в словарях значение терминов «альтруизм», «эгоизм» подобрать синонимы к ним, используя карточку со словами. | Работа с текстами. Обсуждение в группах. Работа со словарём | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, анализ объектов с целью выделения признаков Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами | ||||
Постановка учебной задачи 3 минуты | Послушаем ответы каждой группы (выбранные слова появляются на доске) (слайд 3) (выбранные слова появляются на доске) (слайд 4) - Для определения поступков мальчиков можно подобрать и другие слова. -Послушайте выступление 3 группы и определите, какие слова можно добавить в каждую группу. Выступление 3 группы, термины «альтруизм», «эгоизм», синонимы появляются на доске (слайд 5,6,7) -Определите тему урока -В каких понятиях нужно разобраться на уроке? (слайд 8) | Выступление 1 группы Выступление 2 группы | Регулятивные: Целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели | ||||
Первичное закрепление 15 минут | -Запишите в тетрадь тему урока -Давайте обратимся к нашему учебнику и на с.30 найдем определение, что такое альтруизм.(слайд 9) -Запишите определение в тетрадь -Кто такой альтруист, прочитайте. - Кого из мальчиков можно назвать альтруистом? Почему? -Еще раз назовите синонимы к слову альтруизм. Одним из синонимов слова «альтруизм» является милосердие. Этот термин не популярен в настоящее время. А ведь движение милосердия имеет целую историю. (слайд 10) Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. (слайд 11) Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Представители Царского Дома участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. (слайд 12) В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. В тридцать шесть лет Тереза основала новый религиозный орден для ухода за больными и умирающими обитателями трущоб, воспитания уличных детей, заботы о нищенствующих, предоставления приюта покинутым. С той поры она всегда оказывалась там, где разворачивались трагедии. (слайд 13) В наше время примером милосердия является доктора Леонид Рошаль и Елизавета Глинка. Доктор Рошаль - выдающийся педиатр и хирург, спасавший детей во всех точках земного шара во время войн, землетрясений и революций. Он спасал маленьких пациентов в России и за рубежом, вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Стараниями врача в Москве появился научный медицинский центр с вертолетной площадкой и современным оборудованием. (слайд 14) Доктор Лиза по образованию врач-реаниматолог, специалист в области паллиативной медицины (т.е. призванной облегчить состояние больного) (США), исполнительный директор фонда «Справедливая помощь». Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В 1999 году основала первый хоспис при Онкологической больнице Киева. В 2010 году Елизавета Глинка осуществляла от своего имени сбор материальной помощи в пользу пострадавших от лесных пожаров. Доктор Лиза в 2014 году неоднократно посещала Юго-восток Украины с гуманитарными миссиями для передачи медикаментов и медицинских инструментов, для эвакуации больных детей из зоны боев. В конце сентября Глинка перевезла из Донецка в Россию 13 тяжелобольных детей. Девиз Доктора Лизы: «Я всегда на стороне слабого» -А как вы думаете, заслуженно ли слово милосердие относят к устаревшим? -Нужно ли милосердие сегодня? -Необходимо ли помогать пожилым, больным, бедным людям? - Кому бы вы смогли помочь сейчас в первую очередь? -Альтруизму противостоит эгоизм. Найдите в учебнике на с. 31 определение. -Что такое эгоизм? (слайд 15) -Запишите определение в тетрадь -Кто такой эгоист, прочитайте. -Кого из мальчиков можно назвать эгоистом? Почему? - Итак, кто же делает благородные дела, альтруист или эгоист? | Работа в тетрадях Работа с учебником Дети зачитывают значение понятия и записывают в тетрадь Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию. Обсуждение в группах. Высказывают своё отношение. Работа с учебником Дети зачитывают значение понятия и записывают в тетрадь | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор | ||||
Физминутка 3 минуты | (см.Приложения) | ||||||
Закрепление. Работа в группах
| Выполните задания (см.Приложения) :
1 группа: Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает. Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет. 2 группа: Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. 3 группа: После меня хоть трава не расти. Жизнь дана на добрые дела.
-Назовите пословицы об альтруизме, об эгоизме, назовите альтруистов, эгоистов (слайд 16) (слайд 17) | Работа в группах, обсуждение. Выступления групп Проверка | Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка его действий Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено | ||||
Закрепление 5 минут | Посмотрите на рисунок на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите внимательно, обсудите в группе, что происходит. -Как ведёт себя человек по отношению к другим людям? (он отдаёт всё, что имеет) -Это хорошо? - А что происходит в конце? (он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку) -Как вы думаете, хорошо или плохо быть альтруистом? А эгоистом? Почему? -Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. Есть такое понятие - разумный эгоизм. (слайд 18) Прочитайте об этом в учебнике на с.31. -Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? -А сейчас я предлагаю вам в тетрадях изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия «альтруизм» и «эгоизм» - Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – «альтруизма» или «эгоизма»? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным. -Где на этом отрезке находится разумный эгоизм? | Обсуждение в группах. Работа с учебником Высказывания уч-ся обсуждение | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор | ||||
Самостоятельная работа 3 минуты | -Проверим, как вы усвоили новые понятия. В тетрадях запишем графический диктант, я буду читать высказывания мудрецов, а вы отмечать, если говорится об альтруисте –А, если об эгоисте -Э
Проверка по эталону (слайд 19) | Выполняют работу, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном на экране | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение | ||||
Домашнее задание. Рефлексия 6 минут | -Запишите в дневник домашнее задание. -Вспомните сказки Г-Х. Андерсена, Ш.Перро, кого из героев можно назвать альтруистом, а кого – эгоистом? Заполни таблицу в тетради:
-Давайте подведем итог урока, используя выражения: (слайд 20) Сегодня я узнал… Я понял, что… Я почувствовал, что… Меня удивило… Мне захотелось… -В завершении нашего урока отгадайте загадку: (слайд 21) Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце и зовут тебя все…(солнце) – Перечислите, что солнышко дарит земле. –Солнце обогревает и освещает всех без исключения на земле. Давайте, как солнечные лучики, дарить близким людям тепло и добро, заботу и милосердие. Возьмите на парте лучики и напишите на лучиках, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни и прикрепите его к нашему солнышку на доске. (На доску вывешивается большое солнышко.) | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты Ответы детей Записывают свои поступки и прикрепляют лучики к солнцу | Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания Личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский эгоизм. Консультация психолога.
Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...
Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"
Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...
ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"
Конспект урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...
Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".
Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт формирование личностных, метапредметных, предм...
урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".
Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями «эгоизм» и «альтруизм», определяет со...
Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"
Данная презентация содержит определения основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации к известным литературным...
Альтруизм и эгоизм
Урок на тему «Альтруизм и эгоизм» в виде слайдов из презентации...