конспект урока "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Альтруизм и эгоизм" 4 класс содержит конспект урока, презентацию и приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл altruizm_i_egoizm.rar2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

2 минуты

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 
А теперь тихонько сели 
И на доску посмотрели. 

-Прочитайте высказывание Плутарха:

«Хороший человек тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем» (слайд 2)

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так: На рассвете встать –  

И, помышляя   о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

Предлагаю вам организовать сотрудничество в группах. Для эффективной работы вы разделились на 3 группы

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

(о людях, которые делают благородные дела)

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний.

3 минуты

Группы  получают конверты с заданиями (см.Приложения):

1 группа - познакомиться с рассказом В. Осеевой  «Печенье», оценить поведение героев, используя карточку со словами.

2 группа -  познакомиться с рассказом В. Осеевой  «Просто старушка», оценить поведение героев, используя карточку со словами.

3 группа: найти  в словарях значение  терминов «альтруизм», «эгоизм» подобрать синонимы к ним, используя карточку со словами.

Работа с текстами.

Обсуждение в группах.

Работа со словарём

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текста,

анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Постановка учебной задачи

3 минуты

 Послушаем ответы каждой группы

(выбранные слова появляются на доске) (слайд 3)

 (выбранные слова появляются на доске) (слайд 4)

- Для определения поступков мальчиков можно подобрать и другие слова.

-Послушайте выступление 3 группы и определите, какие слова можно добавить в каждую группу.

Выступление 3 группы, термины «альтруизм», «эгоизм», синонимы появляются на доске (слайд 5,6,7)

-Определите тему урока

-В каких понятиях  нужно разобраться на уроке? (слайд 8)

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

Регулятивные:

Целеполагание

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Первичное закрепление

15 минут

-Запишите в тетрадь тему урока

-Давайте обратимся к нашему учебнику и на с.30 найдем определение, что такое альтруизм.(слайд 9)

-Запишите определение  в тетрадь

-Кто такой альтруист, прочитайте.

- Кого из мальчиков можно назвать альтруистом? Почему?

-Еще раз назовите синонимы к слову альтруизм.

  Одним из синонимов  слова «альтруизм» является   милосердие.

   Этот термин не популярен в настоящее время. А ведь движение милосердия имеет целую историю. (слайд 10)

  Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. (слайд 11)

   Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Представители Царского Дома  участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. (слайд 12)

  В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. В тридцать шесть лет Тереза основала новый религиозный орден для ухода за больными и умирающими обитателями трущоб, воспитания уличных детей, заботы о нищенствующих, предоставления приюта покинутым. С той поры она всегда оказывалась там, где разворачивались трагедии. (слайд 13)

   В наше время примером милосердия является доктора  Леонид Рошаль и Елизавета Глинка.

Доктор Рошаль - выдающийся педиатр и хирург, спасавший детей во всех точках земного шара во время войн, землетрясений и революций. Он спасал маленьких пациентов в России и за рубежом, вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Стараниями врача в Москве появился научный медицинский центр с вертолетной площадкой и современным оборудованием. (слайд 14)

   Доктор Лиза по образованию врач-реаниматолог, специалист в  области  паллиативной  медицины (т.е. призванной облегчить состояние больного)  (США), исполнительный директор фонда «Справедливая помощь». Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В 1999 году основала первый хоспис при Онкологической больнице Киева. В 2010 году Елизавета Глинка осуществляла от своего имени сбор материальной помощи в пользу пострадавших от лесных пожаров.

   Доктор Лиза в 2014 году неоднократно посещала Юго-восток Украины с гуманитарными миссиями  для передачи медикаментов и медицинских инструментов, для эвакуации больных детей  из зоны боев. В конце сентября Глинка перевезла из Донецка в Россию 13 тяжелобольных детей.

Девиз Доктора Лизы:  «Я всегда на стороне слабого»

-А как вы думаете, заслуженно ли слово милосердие относят к устаревшим?

-Нужно ли милосердие сегодня?

-Необходимо ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

- Кому бы вы смогли помочь сейчас в первую очередь?

-Альтруизму противостоит  эгоизм. Найдите в учебнике на с. 31 определение.

-Что такое эгоизм? (слайд 15)

-Запишите определение в тетрадь

-Кто такой эгоист, прочитайте.

-Кого из мальчиков можно назвать эгоистом? Почему?

- Итак, кто же делает благородные дела, альтруист или эгоист?

Работа в тетрадях

Работа  с учебником

Дети зачитывают значение понятия и записывают в тетрадь

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию.

Обсуждение в группах.

Высказывают своё отношение.

Работа  с учебником

Дети зачитывают значение понятия и записывают в тетрадь

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Физминутка 3 минуты

(см.Приложения)  

Закрепление. Работа в группах

  1. минут

Выполните задания (см.Приложения)  :

  1. Восстановите пословицы. Объясните  их смысл. О каких качествах говорится в каждой из пословиц.

1 группа: Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.    Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

2 группа: Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня.  Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

3 группа: После меня хоть трава не расти. Жизнь дана на добрые дела.

  1. Определите кто из сказочных персонажей альтруист, а кто эгоист. Соедините линиями.

-Назовите пословицы об альтруизме, об эгоизме, назовите альтруистов, эгоистов (слайд 16) (слайд 17)

Работа в группах, обсуждение.

Выступления групп

Проверка

Коммуникативные:

управление поведением партнёра - контроль, оценка его действий

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные:

оценка, выделение и осознание того, что усвоено

Закрепление

5 минут

Посмотрите на рисунок на стр. 30 учебника. Что за история произошла?  Рассмотрите внимательно, обсудите в группе, что происходит.

  -Как ведёт себя человек по отношению к другим людям? (он отдаёт всё, что имеет)

-Это хорошо?

-  А что происходит в конце? (он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку)

-Как вы думаете, хорошо или плохо быть альтруистом? А эгоистом?  Почему?

-Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. Есть такое понятие - разумный эгоизм. (слайд 18)

Прочитайте об этом в учебнике на с.31.

-Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

-А сейчас я предлагаю вам в тетрадях изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия «альтруизм» и «эгоизм»

- Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – «альтруизма» или «эгоизма»? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным.

-Где на этом отрезке находится разумный эгоизм?

Обсуждение в группах.

Работа  с учебником

Высказывания уч-ся

обсуждение

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Самостоятельная  работа

3 минуты

-Проверим, как вы усвоили новые понятия. В тетрадях запишем графический диктант, я буду читать высказывания мудрецов, а вы отмечать, если говорится об альтруисте –А, если об эгоисте -Э

  • У человека, влюбленного в себя, есть то преимущество, что у него мало соперников. Э
  • Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя. Э
  • Если хочешь жить для себя, живи для других. А
  • Будь альтруистом – уважай эгоизм других! А
  • Кто очень любит себя, того не любят другие. Э
  • "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". А
  • "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка, прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". А

Проверка по эталону (слайд 19)

Выполняют работу, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном на экране

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение

Домашнее задание. Рефлексия

6 минут

-Запишите в дневник домашнее задание.

-Вспомните сказки Г-Х. Андерсена, Ш.Перро, кого из героев можно назвать альтруистом, а кого – эгоистом? Заполни таблицу в тетради:

Эгоисты

Альтруисты

1)

2)…

1)

2)…

-Давайте подведем итог урока,  используя выражения: (слайд 20)

      Сегодня я узнал…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Меня удивило…

      Мне захотелось…

-В завершении нашего урока отгадайте загадку: (слайд 21)

Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все…(солнце)

– Перечислите, что солнышко дарит земле.

–Солнце обогревает и освещает  всех без исключения на земле. Давайте, как солнечные лучики, дарить близким людям  тепло и добро, заботу и милосердие. Возьмите на парте лучики и напишите на лучиках, какой альтруистический поступок вы совершили  в своей жизни и прикрепите его к нашему солнышку на доске.

(На доску вывешивается большое солнышко.)

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты

Ответы детей

Записывают свои поступки и прикрепляют лучики к солнцу

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания

Личностные:

смыслообразование

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский эгоизм. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...

Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...

ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Конспект урока по предмету  "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  со...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Альтруизм и эгоизм

Урок на тему  «Альтруизм и эгоизм»  в виде слайдов из презентации...