Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Буряк Людмила Михайловна

Рабочая программа по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_a_buryak_l.m._orkse.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Егорлыкский  район  Ростовской  области

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Егорлыкская  средняя  общеобразовательная  школа  №1

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ЕСОШ №1

______________/ Гамова Е.Н./        

Приказ   от  31.08.2017г.  №  

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по  основам религиозных культур и светской этики: основам православной культуры

Уровень общего образования (класс)      начальное  общее  образование,  4 а  класс

Количество  часов                                        34    часа

Учитель                                                          Буряк Людмила Михайловна

Программа  разработана на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» (2013, составитель И.В. Метлик) и учебного пособия «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, авторы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина (под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014).

2017  - 2018   учебный год

                                         Пояснительная записка

 Рабочая  программа  по  основам религиозных культур и светской этики: основы православной культуры  в  4 а   классе  составлена  на  основе

  • Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС НОО (1-4 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  • ООП  НОО МБОУ ЕСОШ №1 (1-4 классы);
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2017-2018 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  
  • программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» (2013, составитель И.В. Метлик);
  • учебника «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, авторы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной (под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014).

                 Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:

         Цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Задачами учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

         Цель реализации модуля «Основы православной культуры»  духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви.

        Задачи реализации модуля «Основы православной культуры»

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  • формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Настоящая программа рассчитана  на  34 часа. 

    В соответствии с  календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2017-2018 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2017-2018 учебном году (23.02.2018г.,08.03.2018г.,09.03.2018г.,01.05.2018г, 02.05.2018г, 09.05.2018г.), расписанием учебных  занятий  МБОУ  ЕСОШ №1  в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по основам религиозных культур и светской этики: основы православной культуры в  4 а  классе в 2017-2018  учебном году  будет  реализована в объёме  34 часов.

                 Планируемые  результаты освоения  учебного предмета.

Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом

Поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

ИКТ­компетентности обучающихся

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные.

Предметные  учебные действия

  • готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
  • знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
  • осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;  
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

                   Система оценки достижения планируемых результатов.

          В соответствии с инструктивно-методическими материалами Министерства образования и науки Мурманской области от 29.08.2012г. № 17-02/6283-СМ «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» уроки безотметочные. Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний обучающимися. Подходы к оцениванию представлены следующим образом:

  • контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
  • взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
  • самоконтроль;
  • фронтальная проверка знаний;
  • творческий отчет.

     Одними из способов оценивания являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, участие во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях; в конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по Основам православной культуры, Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры; активность в подготовке творческих проектов, творческий отчет, пополнение портфолио.

Содержание учебного предмета  «Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование разделов учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Введение в предмет

Введение в предмет (содержание, время изучения, особенности организации образовательного процесса). Особенности изучения религиозной культуры, традиции в школе. Участие родителей, семьи. Содержание курса, учебника. Условные обозначения в учебнике. Особенности оценивания знаний по курсу. Культура, православная культура. Крещение Руси. Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России.

Знать/понимать: место предмета в учебном плане, его общее содержание, способы учебной работы по курсу, оценивания знаний, участие родителей, семьи в учебном процессе, общее понятие культуры, православной культуры, о Крещении Руси, роль православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов в России.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между православной культурой и национальной культурой русского народа, других народов России.

Вводный урок.

Урок первичного

изучения  новых знаний

Россия — наша Родина

Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Религия, религиозная культура. Православие как «восточное христианство». Равноправие граждан России по признаку отношения к религии и религиозной принадлежности. Веротерпимость в отношениях последователей разных религий в России. Россия — наша Родина.

Знать/понимать: общее понятие о религии, религиозной культуре, о православии как «восточном христианстве», равноправие граждан разной религиозной принадлежности, гражданское историческое и культурное единство общества, народов России.

Уметь: строить отношения с представителями разных культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных норм и ценностей.

Урок первичного

изучения  новых знаний

Самая главная встреча

Вера в Бога. Совесть как «голос Бога» в душе человека. Любовь как сущность Бога. Проявления Божественной любви в мироздании, в жизни человека. Православная культура как встреча человека, людей с Богом.

Знать/понимать: понятия религиозной веры, любви как сущности Бога в православной христианской традиции, православную культуру как результат «встречи» человека с Богом, религиозные основы православной культуры.

Уметь: излагать свое мнение по поводу значимости нравственных начал в религии, соотносить понимание Бога в православной традиции с нравственными качествами любви, добра.

Введение в православную традицию

Божественное Откровение, способы его передачи. Священное Предание Церкви, что его составляет. Понятие традиции, православная христианская традиция. Православная христианская традиция как основа русской национальной культуры. Развитие православной традиции, культуры в истории и современности. Православные христиане как творцы православной традиции.

Знать/понимать: понятия Божественное Откровение и способы его передачи, Священное Предание, его составляющие, традиции, ее преемственности и воспроизводства в историческом времени.

Уметь: описывать православную традицию как духовную основу русской культуры, устанавливать взаимосвязь между явлениями православной культуры и ее создателями, излагать свое мнение по вопросу значения православной культуры в жизни людей, в истории России.

Есть только одна Книга

Священное Писание христиан — Библия. Время создания Библии, её авторы. Отношение христиан к Священному Писанию. Состав Библии, Ветхий и Новый Заветы. Значение Библии в православной культуре.

Знать/понимать: время создания и основные содержательные составляющие Библии как Священного Писания христиан, отношение христиан к Библии как святыни, значение Библии в православной культуре.

Уметь: описывать состав и содержание Библии.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления

Бог — Творец мира

Бог — Творец Вселенной. Бог — Господь, управитель творения. Творение человека, прародители человечества Адам и Ева. Человек как образ и подобие Бога. Прародители в раю.

Знать/понимать: библейское предание о Творении Богом Вселенной и человека, сущность человека как образа и подобия Бога в соответствии с христианской традицией, имена прародителей Адама и Евы.

Уметь: описывать в общих чертах свойства Бога как Творца и управителя в Творении, человека как образа и подобия Бога.

История одного предательства

Библейское предание об искушении прародителей. Грех. Грехопадение прародителей, его сущность и последствия. Первородный грех. Обетование людям о Спасителе.

Знать/понимать: библейское предание о грехопадении первых людей, его сущность и последствия для человечества, понятие первородного греха и обетование людям о Спасителе.

Уметь: описывать библейское предание о грехопадении, выделять роли Адама и Евы в этом событии, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Урок первичного

изучения  новых знаний

В ожидании Спасителя

Человечество в ожидании Спасителя. Ветхозаветные предания о жизни людей до Рождества Христова. Каин и Авель. Зависть и братоубийство. Значение покаяния. Предание о Всемирном потопе. Праведный Ной. Вавилонское столпотворение. Разрушение Богом Вавилонской башни. Вавилонское строительство как образ безбожного делания, предприятия.

Знать/понимать: причины ожидания Спасителя, содержание и духовное значение преданий об Авеле и Каине, Всемирном потопе, Вавилонского столпотворения, зависть как причину преступления, значение и возможность покаяния в любой ситуации, символическое значение Вавилонского столпотворения как безбожного дела.

Уметь: описывать библейские предания об Авеле и Каине, Всемирном потопе, Вавилонском столпотворении.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления

Возлюби Господа Бога твоего…

Десять заповедей. Пророк Моисей. Содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу. Первая заповедь о единобожии. Идолопоклонство. Вторая заповедь закона Моисея. Что может быть «кумиром» в жизни человека. Третья заповедь закона Моисея. Понятие благоговения. Четвертая заповедь о субботнем дне.

Знать/понимать: историю появления Десяти заповедей, содержание первых четырёх заповедей, понятие благоговения.

Уметь: описывать первые четыре заповеди Десятисловия, устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.

Урок первичного

изучения  новых знаний

Возлюби ближнего твоего…

Заповеди закона Божия об отношении к людям, ближним. Пятая заповедь о почитании родителей. Шестая заповедь о запрете убийства. Седьмая заповедь о сохранении верности. Восьмая заповедь о запрете кражи. Девятая заповедь о запрете ложного свидетельства. Десятая заповедь о запрете зависти. Единство всех Десяти заповедей. Иисус Христос о смысле всех Десяти заповедей.

Знать/понимать: содержание  шести заповедей Десятисловия об отношениях к ближним, людям, единство всех заповедей Закона Божия, слова Иисуса Христа о Ветхозаветном законе.

Уметь: описывать шесть заповедей Десятисловия об отношениях к ближним, людям, устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.

Девочка, Которая стала Храмом

Иоаким и Анна — родители Богородицы Марии. Детство Марии. Богородица Мария при Иерусалимском храме, в доме старца Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил. Праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы.

Знать/понимать: имена родителей Пресвятой Богородицы, историю жизни Богородицы Марии до Благовещения, обстоятельства Благовещения, традиции почитания этих событий в Церкви (праздники)

Уметь: описывать предание о детстве Богородицы Марии, о Благовещении Пресвятой Богородицы, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления

«В яслях спал на свежем сене

тихий крошечный Христос…»

Новый Завет Библии о Рождестве Иисуса Христа. Иосиф и Богородица в Вифлееме. Иисус — Спаситель. Христос — Мессия. Поклонение пастухов, волхвов, их дары. Праздник Рождества Христова в Церкви. Традиции празднования Рождества Христова на Руси. Святки.

Знать/понимать: историю Рождества Христова, участие в ней праведного Иосифа, пастухов, волхвов, смысл Имени Господа Иисус и слова «Христос», традиции празднования Рождества на Руси.

Уметь: описывать предание о Рождестве Христовом, объяснять значение этого события в православной культуре, устанавливать взаимосвязь между традициями празднования Рождества Христова и поведением людей в этот период, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Сын Человеческий

Бог-Троица в православной христианской традиции. Тайна Бога-Троицы, о познаваемости Бога. Иоанн Креститель, Крещение Господне. Праздник Богоявления. Иисус Христос — Богочеловек. Евангельские рассказы. Спасение Петра на водах. Значение веры в жизни христианина, отношение к суевериям. Исцеление расслабленного, значение помощи ближних в спасении человека.

Знать/понимать: о почитании Бога-Троицы в христианской традиции, Иисуса Христа как Богочеловека, Иоанна Крестителя, его роль в евангельской истории, праздник Крещения Господня (Богоявления), евангельские рассказы о спасении Петра и исцелении расслабленного, значение веры в Бога, отношение Церкви к суевериям.

Уметь: описывать события Крещения Господня, евангельские рассказы о спасении Петра и исцелении расслабленного, излагать свое мнение о значении веры в Бога в жизни человека.

Притчи Иисуса Христа

Притчи как литературный жанр. Притча о блудном сыне. Значение покаяния и милосердия. Притча о потерянной овце. Значение любви Бога в жизни человека. Притча о милосердном самарянине. Значение милосердия к ближним.

Знать/понимать: евангельские притчи о блудном сыне, потерянной овце, милосердном самарянине, их духовный и нравственный смысл, значение для человека любви и помощи Бога и его ближних.

Уметь: выделять особенности притчи как жанра словесности, соотносить содержание изученных евангельских притч с их духовным нравственным смыслом, устанавливать взаимосвязь между притчами и нравственными нормами в православной традиции, культуре.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления

Как стать счастливым. Часть 1

Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Девять заповедей блаженств. Блаженство как состояние внутренней радости человека в единстве с Богом. Заповеди блаженств в их отношении и связи с Десятью заповедями Ветхого Завета.

Первая заповедь блаженств о духовной нищете. Грех гордыни. Смирение как христианская добродетель.

Знать/понимать: значение Нагорной проповеди как основы христианского нравственного учения и его соотношение с ветхозаветными Десятью заповедями, смысл духовной нищеты, смысл смирения как христианской добродетели.

Уметь: описывать обстоятельства Нагорной проповеди, соотносить нравственное содержание Ветхого и Нового заветов, соотносить нравственный идеал заповедей блаженств с нормами православной нравственной культуры.

Урок первичного

изучения  новых знаний

Как стать счастливым. Часть 2

Вторая заповедь блаженств. Значение покаяния. Третья заповедь блаженств. Кротость как добродетель. Четвертая заповедь блаженств о желании правды. Стремление к истине, добру как христианская добродетель. Пятая заповедь блаженств. Милосердие в христианской нравственной культуре. Грех как преступное бездействие. Шестая заповедь блаженств в сердечной чистоте.

Знать/понимать: основное содержание второй – шестой заповедей блаженств, смысл понятий кротость, милосердие, чистота сердца в православной христианской нравственной культуре.  

Уметь: описывать содержание второй – шестой заповедей блаженств, соотносить нравственное содержание этих заповедей с поведением людей.

Как стать счастливым. Часть 3

Седьмая заповедь блаженств о миротворцах. Восьмая заповедь блаженств, важность следования правде, отстаивания истины в жизни человека. Девятая заповедь блаженств о гонениях за правду, Христа. Заповедь Христа о совершенстве человека, цели христианской жизни.

Знать/понимать: основное содержание седьмой – девятой заповедей блаженств, заповедь Иисуса Христа о совершенстве человека и цели христианской жизни.

Уметь: описывать содержание седьмой – девятой заповедей блаженств, соотносить нравственное содержание этих заповедей с поведением людей, выделять особенность нравственного идеала жизни человека в христианской традиции.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления

Планирование учебных проектов

Определение проектных групп учащихся. Обсуждение тематики и содержания проектных работ с учащимися. Определение форм взаимодействия школьников в проектных группах и с учителем, порядка и сроков подготовки проектных работ.

Знать/понимать:

Уметь: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам, готовить сообщения по выбранным темам.

Повтори-

тельно-обобщающий.Проектирование учебной работы, урок-практикум.

Подвиг христианской жизни

«Золотое правило нравственности» в учении Иисуса Христа, его отличие от «негативного» варианта правила (не делай другому того, чего не хотел бы себе). Духовное усилие в жизни христиан, отказ от греха. Заповедь неосуждения в православной нравственной культуре (ненавидеть грех, а не грешника). Личная нравственная ответственность человека. Отношение христиан к земным благам, к личным врагам. Заповедь Иисуса Христа о любви.  

Знать/понимать: «золотое правило нравственности», данное Иисусом Христом, необходимость усилий в духовной жизни, нравственном совершенствовании, смысл неосуждения в православной традиции, идею личной нравственной ответственности каждого человека, отношение христиан к материальным благам, ценностям, к личным врагам человека.

Уметь: соотносить свое отношение к людям, нравственные формы поведения других людей с нормами православной нравственной культуры, традиции.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления

Крестный путь и Воскресение

Вход Господень в Иерусалим, вербное воскресенье. Предательство Иисуса Христа одним из учеников. Страстная неделя. Тайная вечеря. Распятие Иисуса Христа. Благоразумный разбойник. Воскресение Иисуса Христа. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Явления Иисуса Христа ученикам. Вознесение Иисуса Христа.

Знать/понимать: события Страстной недели, распятия и воскресения Иисуса Христа, Тайной вечери, периода до Вознесения, особенности праздника Воскресения Христова как главного праздника христиан, Церкви.

Уметь: описывать события Страстной недели, распятия и воскресения Иисуса Христа, Тайной вечери, периода до Вознесения, особенности праздника Воскресения Христова, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Церковь — корабль спасения

Сошествие Святого Духа на апостолов. Благодать. Праздник Троицы. Апостолы Иисуса Христа, апостольская проповедь. Празднование Троицы на Руси. Образование христианской Церкви. Церковь как единство верующих во Христе.

Знать/понимать: содержание праздника Троицы, историю апостольской проповеди, особенности празднования Троицы на Руси, смысл события как начала Церкви Христовой, сущность Церкви как единства людей с Христом, Богом.

Уметь: описывать изученные события сошествия Святого Духа на апостолов, проповеди апостолов, начала Христианской Церкви, особенности празднования Троицы.

От рождения до вечности

Церковь как единство верующих во Христе, присоединение человека к Церкви. Таинства. Священнослужители в Церкви, апостольская преемственность. Таинства Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причащения,  Венчания, Елеосвящения. Христианская семья. Таинство Священства, степени священства.

Знать/понимать: сущность и содержание церковных Таинств, происхождение и степени священства, апостольской преемственности.

Уметь: описывать основное содержание и смысл церковных Таинств, происхождение священства и степени священства в Церкви, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления, применения  знаний и умений, комбинированный урок.

Каждый день праздник

Церковный календарь. Святые люди, их почитание в Церкви. Жития святых, лики святых. Понятие праздника в православной культуре. Двунадесятые праздники. Пасха Христова — главный праздник Церкви. Именины. Православный праздник в русской литературе.

Знать/понимать: общее понятие о церковном календаре и понимании праздника в Церкви, о том, как сохраняется память о значимых событиях в жизни Церкви, о почитании святых и сущности святости, о двунадесятых праздниках, именинах.

Уметь: ориентироваться в церковном календаре, описывать устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и творчеством писателей, художественной литературой.

Дорога к храму

Православный храм как место общего богослужения в Церкви. Церковные колокола, виды колокольного звона. Крест в православной христианской традиции. Устройство православного храма. Алтарь, правила нахождения в алтаре. Иконостас. Царские врата.

Знать/понимать: описание основных элементов православных храмов, предназначение храма в православной традиции как места общего церковного богослужения, его устройство, основные элементы, значение алтаря и правила нахождения в нем, виды колокольного звона.

Уметь: описывать православный храм, его устройство, предназначение алтаря, колокольного звоня, иконостаса, Царских врат, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Икона — окно в Божий мир

Икона (образ) как образ священного. Кто и что изображается на иконах. Особенности иконы в сравнении с художественной картиной (отсутствие перспективы, тени и др.). Символ, символические средства изображения на иконах. Нимб. Свет на иконах. Добродетели. Отношение православных христиан к иконам, почитание икон на Руси. Красный угол в христианском доме.

Знать/понимать: икону как изображение священного, особенности икон в сравнении с картинами, значение символических средств изображения на иконах, понятие добродетели, отношение к иконам в православной культуре, традиции почитания икон на Руси, в христианском доме.

Уметь: описывать особенности изображения на иконах, отношение христиан к иконам, устанавливать взаимосвязи между православной культурой и историей Отечества, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

«Героем тот лишь назовётся…»

Личные усилия и помощь Божия в борьбе человека с грехом. Помощь святых. Молитва и пост как духовное оружие в борьбе с грехом. Молитва в жизни христиан. Молитвослов. Пост — обучение воздержанию.

Знать/понимать: значение личных усилий и помощи Бога, святых в борьбе с грехом, нравственном совершенствовании человека, молитвы и поста в христианской культуре, жизни христианина, молитвослов, понятие воздержания.

Уметь: соотносить нравственные формы поведения людей с нормами православной нравственной культуры, описывать традицию поста, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Пастырь добрый

Николай Чудотворец, рассказ о нём. Почитание святого Николай Мирликийского в Церкви, особенности почитания на Руси. Память Святого Николая в церковном календаре.

Знать/понимать: сведения о жизни святого Николач Мирликийском, времени и местах его служения,  чудесах, его почитании в Церкви, особенностях почитания на Руси.

Уметь: описывать события жизни святого Николая Мирликийского,  

готовить сообщения по выбранным темам.

«Не в силе Бог, а в правде!»

Святой князь Александр Невский, рассказ о нём. Роль князя Александра Невского в русской истории, защите веры и Церкви на Руси. Отношение христиан к врагам Отечества.

Знать/понимать: сведения о святом Александре Невском, его роли в истории Отечества, защите веры и Церкви на Руси, отношение христиан к врагам Отечества.

Уметь: описывать события жизни святого Александра Невского.

Жизнь как горящая свеча

Преподобный Сергий Радонежский, рассказ о нём. Монахи в Церкви. Преподобные как лик святости в Церкви. Троице-Сергиева лавра. Благословение Дмитрия Донского и его воинства.  

Знать/понимать: сведения о жизни преподобного Сергия Радонежского, его роли в истории Отечества, Русской Церкви, о монашестве, монастырях, о преподобных как лике святых в Церкви.

Уметь: описывать события жизни преподобного Сергия Радонежского, устанавливать взаимосвязь между православной традицией монашества и поведением людей., отовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Урок первичного

изучения  новых знаний и закрепления, применения  знаний и умений, комбинированный урок.

Любовь сильнее смерти

Мученики, исповедники как лики святых в Церкви. Гонения на Церковь, христиан в начале 20 века в России. Семья императора России Николая II, рассказ о ней. Царственные страстотерпцы, их отношение к личным врагам.

Знать/понимать: о мучениках, исповедниках как ликах святых в Церкви, гонениях на Церковь в России в начале 20 века, членах семьи императора Николая II, их нравственных качествах и почитании в Церкви как страстотерпцев.

Уметь: описывать события жизни

семьи императора России Николая II, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Заключение. Богатыри

Труд души и физический труд в православной культуре, образе жизни христиан. Отношение к труду в православной культуре. Честность в труде. Необходимость учиться труду и добру.

Знать/понимать: значение телесного и душевного труда в православной культуре, традиции.

Уметь: описывать значение телесного и душевного труда в православной культуре, традиции, излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества.

Подготовка  творческих проектов учащихся

Консультирование и помощь педагога учащимся в подготовке  итоговых творческих проектов, работ по православной культуре.

Знать/понимать: основные изученные понятия православной культуры, историю, особенности и основные изученные традиции. православного христианства

Уметь: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Повтори-

тельно-обобщающий урок, урок-практикум.

Представление творческих проектов учащихся

Организация и проведение в школе фестиваля духовной культуры с участием родителей школьников. Представление творческих проектных работ учащихся по изученной тематике православной культуры, обсуждение, подведение итогов обучения по курсу.

Знать/понимать: основные изученные понятия православной культуры, историю, особенности и основные изученные традиции.

Уметь: представлять полученные знания по курсу в форме презентации коллективного творческого проекта.

Урок-презентация творческих проектов учащихся, урок-практикум.

Календарно-тематическое планирование по ОПК 4 а класса.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля,

измерители

Дата

проведения

план

факт

1

Введение в предмет

1

7.09

2

Россия — наша Родина

1

14.09

3

Самая главная встреча

1

21.09

4

Введение в православную традицию

1

28.09

5

Есть только одна Книга

1

5.10

6

Бог — Творец мира

1

12.10

7

История одного предательства

1

19.10

8

В ожидании Спасителя

1

26.10

9

Возлюби Господа Бога твоего…

1

9.11

10

Возлюби ближнего твоего…

1

16.11

11

Девочка, Которая стала Храмом

1

23.11

12

«В яслях спал на свежем сене

тихий крошечный Христос…»

1

30.11

13

Сын Человеческий

1

7.12

14

Притчи Иисуса Христа

1

14.12

15

Как стать счастливым. Часть 1

1

21.12

16

Как стать счастливым. Часть 2

1

28.12

17

Как стать счастливым. Часть 3

1

11.01

18

Планирование учебных проектов

1

Проектирование учебной работы

18.01

19

Подвиг христианской жизни

1

25.01

20

Крестный путь и Воскресение

1

1.02

21

Церковь — корабль спасения

1

8.02

22

От рождения до вечности

1

15.02

23

Каждый день праздник

1

22.02

24

Дорога к храму

1

1.03

25

Икона — окно в Божий мир

1

15.03

26

«Героем тот лишь назовётся…»

1

22.03

27

Пастырь добрый

1

5.04

28

«Не в силе Бог, а в правде!»

1

12.04

29

«Не в силе Бог, а в правде!»

1

19.04

30

Жизнь как горящая свеча. Любовь сильнее смерти

1

26.04

31

Жизнь как горящая свеча. Любовь сильнее смерти

1

3.05

32

Заключение. Богатыри

1

10.05

33

Представление творческих проектов учащихся

1

Урок-презентация творческих проектов учащихся.

17.05

34

Представление творческих проектов учащихся

1

Урок-презентация творческих проектов учащихся.

24.05

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

  от  31.08.2017г.  № 8

______________/Терещенко О.Ю../

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

 

 31.08.2017г.

______________/Грицинина С.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....