Духовно - нравственное воспитание (из опыта древнеотеческой педагогики).
статья по орксэ на тему

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание (из опыта древнеотеческой педагогики).

Киселева Е.Н., учитель начальных классов

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Обратимся к опыту древнеотеческой педагогики.

«Цель педагогики – нравственное совершенствование и вечное спасение человека» (Климент Алексанрийский. Педагог). Она совпадает с целью жизни человека на земле – «смысл жизни человека заключается в самосовершенствовании и спасении» [2].

«Процесс нравственного совершенствования направляется и определяется тем совершенным образцом, на который ориентируется в своей жизни человек. Если человек образцом совершенства полагает Господа Иисуса Христа, то и всю жизнь свою он направляет в соответствии с учением Спасителя. В противном случае совершается подмена истинного развития его иллюзией. Человек, всем существом своим стремящийся к высочайшему совершенству, указанному в учении и жизни Господа Иисуса Христа, - таков идеал древнеотеческой педагогики. И великие отцы и учителя не раз красноречиво говорят о том, что все уклонения педагогов от этого единственно верного идеала в сторону обычных земных расчетов и соображений никогда не приводят к добрым последствиям» (Педагогика древних отцов и учителей Церкви). Об этом писал святитель Московский Филарет: «Напрасно душа, коснеющая в отчуждении от Бога, источника жизни и начала добра, напрасно мечтает, что она развивается, возвышается, растет и идет вперед: а в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостью, растет только в зле, идет вперед, но путем суеты, ведущим в погибель. Бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем» [3].

Обращаясь к педагогам, об этом же говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «И в нынешнее время и в прошедшее только те люди успешно совершили свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви, подчиняясь ее руководству. Вот вам полезное замечание, все современные педагоги! Наук-то у нас много, а дела выходит мало, у юношей наших в голове много, а в сердце мало, мало, а часто – увы! – нет ничего! Жизнь-то не соответствует образованию и науке» [1].

Подводя итог выше сказанному, и опираясь на слова святителя Тихона Задонского, сформулируем цель педагогической деятельности следующим образом: «Учитель так должен учить детей, чтобы себя и их спасти».

Литература

1. Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. – М.: БЛАГО, 2006.

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – 2-е изд., М.: Самшит-издат, 2009.

3. Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания.: - М.: Самшит-издат, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Элементы театральной педагогики в духовно - нравственном воспитании младших школьников

     Использование элементов театральной педагогики, позволяет решать многие воспитательные задачи, формировать духовно-нравственных ориентиры и развивать коммуникативные качеств...