ОРКСЭ, 4 кл. тема:Заповеди
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Заповеди»
Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной религиозной культуры.
Задачи:
-образовательные:
познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея;
-воспитательные:
сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали;
-развивающие:
расширить кругозор учащихся;
способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы, карточки с заповедями, с пословицами), толковые словари.)
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа со справочным материалом, творческая работа.
Ход урока.
- Этап мотивации к учебной деятельности.
Чтобы наша жизнь была безопасной и счастливой каждый человек должен соблюдать определённые правила. Нарушая эти правила, страдает сам человек.
Мультфильм 1
Какие правила нарушил мальчик?
Какие же ещё правила мы знаем?
- Этап актуализации. Выявление темы урока.
Мы граждане России и живём мы с вами по определённым правилам, по законам РФ
Будут ли эти законы действовать в других странах?
А есть ли законы, которые распространяются на всех людей, независимо от того в какой стране они живут? Эти законы не могут отменить не президенты, не короли, не парламент. Нравственные законы, которые даровал людям Господь.
Дети: - Это заповеди
Значит тема сегодняшнего урока «Заповеди»
Давайте посмотрим, что означает слово «заповеди» в словарях Ожегова и православном словаре?
А откуда появились эти заповеди у людей, кто их дал людям?
(презентация «Моисей и заповеди»)
Дети, а сколько всего заповедей? (10)
Первые четыре заповеди посвящены взаимоотношению Бога и человека, и они изучаются в Воскресной школе, а мы с вами поговорим о заповедях, которые регулируют взаимоотношения людей друг с другом.
Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
(Ответы детей)
2. Этап выявления места и причины затруднения. Постановка цели урока.
Актуальны ли заповеди в наши дни и надо ли их выполнять.
Именно эти вопросы мы задавали преподавателям и служащим нашей школы, проводя социологический опрос. Вот что у нас получилось
(видео 1)
А знаем ли мы заповеди? Мы попытались это выяснить у учащихся
( видео2)
Что же получается, ребята, заповеди актуальны, выполнять их надо, а вот сами заповеди мы не знаем. Как же мы будем их выполнять если мы их не знаем?
Значит цель нашего сегодняшнего урока……
Дети: - Узнать заповеди
3.Этап построения проекта выхода из затруднения.
А как мы их можем узнать. Какими источниками информации мы можем воспользоваться?
4.Этап реализации построенного проекта.
Работа в группах.
Каждая группа читает текст и выводит заповедь.
Давайте обратимся к художественной литературе и возьмём произведения Л.Н.Толстого.
Прочитайте текст и постарайтесь сформулировать заповедь.
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Заповедь: Почитай отца своего и мать свою (слайд)
Ребята, давайте посмотрим. Что означает слово «почитай».
Этой заповедью Бог повелевает почитать родителей.
РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ
Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.
Заповедь: Не убий (слайд)
Я хотела бы вас познакомить ещё с одной заповедью.
(видео «Купелька» Отец Олег 7 заповедь)
МУЖИК И ОГУРЦЫ
Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.
Заповедь: Не укради (слайд)
ЛГУН
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда, мальчик солгал. Так сделал он и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Заповедь: Не лги (слайд)
СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что та другая собака ещё больший кусок мясо несет, позавидовала она – бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
И осталась собака ни с чем.
Заповедь: Не завидуй (слайд)
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
(работа в парах)
Соедините, пожалуйста, заповедь и её толкование.
Не укради | Этой заповедью запрещается завидовать, ненавидеть ближнего, жадничать, хвастаться. Она учит нас делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радости | |
Не завидуй | Запрещает убивать, т.е. лишать жизни человека, животного, самого себя. Убить человека можно злобой, жестокими, несправедливыми словами. | |
Не лги | Не предавай любовь, будь верным в любви и дружбе. | |
Не прелюбодействуй | Заповедью этой запрещается кража, т.е. брать себе чужое каким бы то ни было незаконным путем. прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое. | |
Почитай отца своего и мать свою | Этой заповедью запрещается всякая ложь, оговаривание других, обман, перекладывания своей вины на другого человека | |
Не убий | Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни, почитать нужно и тех, которые в каком-либо случае заменяют нам родителей |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Заповеди отражаются не только в классической литературе, но и в устном народном творчестве. Пословицы очень часто являются словесной иллюстрацией христианского понимания жизни.
Выберете себе задание базовое №1 или повышенной сложности №2.
ЗАДАНИЕ №1: «Соотнеси заповедь и пословицу» | |
| Почитай отца твоего и матерь твою. |
| Не лги |
а кнута не миновать |
Не убивай |
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. |
Не укради |
Сгубить легко, да душе каково?. |
Не завидуй |
Где любовь да совет, там и горя нет. | Не прелюбодействуй |
( проверка по слайду)
ЗАДАНИЕ №2: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает. Запиши заповедь» | |
«Насилие и убийство - яд для души.» | |
«Без спроса взял, да не сказал - так украл.» | |
«Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.» | |
«Кто не врет, тот спокойно живет. | |
«Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.» | |
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости» |
7.Этап включения в систему знаний и повторения.
Ребята, давайте посмотрим несколько фрагментов из мультфильмов и попробуем определить, какие заповеди нарушают сказочные герои и стали ли они от этого счастливее?
(видео)
Вывод: Нарушение заповедей не делает никого счастливее.
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Дети, какой нравственный закон мы изучили на сегодняшнем уроке?
Чему учат нас эти заповеди?
Становятся ли счастливее те, кто нарушает заповеди?
В православии считают что мягкость и податливость свечи, показывают готовность следовать Господним заповедям.
Итак, ребята, если вы считаете, что Божьи заповеди выполнять нужно, возьмите и прикрепите зажжённую свечу, а если вы считаете, что можно прожить и без заповедей, возьмите и прикрепите потухшую свечу.
Д/з
пословица | Объясни смысл пословицы |
«Насилие и убийство - яд для души.» | |
«Без спроса взял, да не сказал - так украл.» | |
«Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.» | |
«Кто не врет, тот спокойно живет. | |
«Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.» | |
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заповеди Тема урока:
Словарная работа: Ребята, как вы понимаете слово заповедь? Заповедь - строго обязательное правило поведения.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай
Гора Синай . Современное фото
Моисей поднялся на дымящийся Синай
Там он встретил Бога и получил от Него заповеди
Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях)
Моисей вынес из огня эти скрижали народу
Об этих Заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке
Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом
Остальные заповеди касаются отношений людей между собой
Цель урока: -Изучить Божьи заповеди
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шестая Заповедь Не убивай
Седьмая Заповедь Христа Не прелюбдействуй Не прелюбодействуй Седьмая заповедь
Восмая Заповедь Христа Не укради Восьмая Заповедь
Не произноси на другого ложного свидетельства Девятая Заповедь
Не завидуй Десятая Заповедь Не желай себе того, что есть у ближнего твоего
Не укради Не завидуй Не лги Не прелюбо - действуй Почитай отца своего и мать свою Не убий Этой заповедью запрещается завидовать, ненавидеть ближнего, жадничать, хвастаться. Она учит нас делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радости Запрещает убивать, т.е. лишать жизни человека, животного, самого себя. Убить человека можно злобой , жестокими, несправедливыми словами. Не предавай любовь, будь верным в любви и дружбе. Заповедью этой запрещается кража, т.е. брать себе чужое каким бы то ни было незаконным путем. прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое . Этой заповедью запрещается всякая ложь, оговаривание других, обман, перекладывания своей вины на другого человека Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни, почитать нужно и тех, которые в каком-либо случае заменяют нам родителей
ЗАДАНИЕ №1: «Соотнеси заповедь и пословицу» Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает Почитай отца твоего и матерь твою. Раз солгал, а навек лгуном стал. Не прелюбодействуй Сколько вору не воровать, а кнута не миновать Не убивай Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит . Не укради Сгубить легко, да душе каково? . Не завидуй Где любовь да совет, там и горя нет. Не лги
ЗАДАНИЕ №2: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает. Запиши заповедь» «Насилие и убийство - яд для души.» « Без спроса взял, да не сказал - так украл.» « Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.» « Кто не врет, тот спокойно живет. « Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.» « Злой плачет от зависти, а добрый от радости» Не убивай Не укради Почитай родителей своих Не лги Не прелюбодействуй Не завидуй
К акие нравственные законы мы изучили на сегодняшнем уроке? Чему учат нас эти заповеди? Становятся ли счастливее те, кто нарушает заповеди? Рефлексия
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".
Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные сказки. Проводится связь с общечеловече...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"
Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....
Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс
Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действи...
Открытый урок по ОРКСЭ модулю"Основы православной культуры" по теме "Заповеди"
Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Заповеди"...
Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди" - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...
Урок ОРКСЭ модуль ОПК по теме "Заповеди"
Урок ОРКСЭ модуль ОПК по теме "Заповеди"...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры». Тема: "Заповеди"
Учащиеся на уроке знакомятся с тем, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея», что общего у воровства и уби...