Разработка урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема : «Добродетель и порок» по предмету ОРКСЭ
Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и
порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как
характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными
характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и
гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей
являются добродетельными, а какие порочными;
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и
скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других
людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую
инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать
и передавать информацию, отражающую содержание и условия
коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её
реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное
высказывание с учётом учебной задачи.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Слайд 1.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)
-объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание
М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)
- Вы назвали качества личности.
-На какие группы вы бы разделили эти качества?
( можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки)
( На доске понятия-добродетель и порок)
-Кто скажет о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»
( слайд №2)
-Какие качества вы бы отнесли к добродетели, а какие к пороку?( работа у доски)
(сердечный, милосердный, терпеливый, вежливый, жадность, лень, лживость, хвастовство и др. добросердечный, Любовь, доброта, смирение, послушание, сострадание, соучастие, сопереживание ,честность ,покладистость, милосердие, радость, ненависть, злость, гордость, бесчувственность безучастность, равнодушие, лживость ,упрямство, бессердечность, уныние)
Слайд №3
- Что такое добродетель?
- Что такое порок?
Вывод: Добродетель и порок, это две противоположные стороны личности.
-Как вы думаете, из каких слов состоит слово добродетель?
(Добро делать, т.е изначально добрая деятельность)
-Но ведь можно по -разному делать добро, одно дело, когда человек делает добро для того чтобы его заметили, другое дело, когда человек делает доброе дело и даже порой не замечает этого.
-Как вы думаете, какой путь правильный?
-Послушайте, одну притчу
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!
- О чём эта притча?
- Кто герой этой притчи?
- К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему?
Как вы понимаете последние строки притчи? («…Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)
(Итог размышления: Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки – порочным. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человек.
III. Сказка про жадность.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелюЧику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы... (М. Пляцковский)
- Назовите, где в сказке - добродетель, а какие здесь видны пороки?
Сказка «Семь дочерей»
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери. - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь. - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая. - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья. - Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
(В.А. Сухомлинский) - -Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Вывод: О добродетели и пороке размышляли в разные времена.
-Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?
(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень сложно быть всегда добродетельным)
- Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?
-Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.
-Послушайте притчу: ( слайд №4)
Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
– Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Что же имел в виду мудрый индеец?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ
- один мудрец, который жил много веков назад сказал:
( слайд №6)
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Эти слова принадлежат Аристотелю, древнегреческому философу.
-Как вы думаете, почему слова человека, который жил много веков назад ,хранятся в памяти стольких о поколений, почему они знают не только его имя, но и прислушиваются к его мнению.
Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели.
-Откройте учебник на ст.20
-Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
(Слайд № 7)
Расточительность – щедрость - скупость.
- Кого можно назвать расточительным? Щедрым? Скупым? (Ответы детей). - Какое слово, по вашему мнению, относится к добродетели и почему? (Ответы детей). (Чтение стр. 20 второй абзац)
- А теперь послушайте сказку.
Чтение сказки.
СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ
М.Скребцова
В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя
бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал
печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди
говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!
Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал
свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.
Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и
проговорила:
- Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для
одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в
безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек
кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее.
Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца.
Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала
слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и
решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит
его умирающее сердце биться сильнее?
Старик очень удивился и сказал:
- А ты не боишься после этого остыть?
- Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте
другую печку поставят. Только и всего!
Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер.
Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.
- Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и
бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.
- Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил
старик.
- Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.
Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро
поднялся и побежал за женщиной.
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он
увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик
бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее.
Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку
найденный в печке предмет.
Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки
стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо,
старик”.
Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки,
которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда
поселилось счастье.
Вопросы и задания к сказке:
1. Трудно ли вам быть щедрым?
2. Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам
что-то дарят или когда вас чем-то угощают?
3. Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим
человеком?
4. Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.
5. Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости.
Расскажите, что это за секрет.
- Перейдем еще к одной благодетели, которая тоже находится между двумя
пороками.
Вредность – дружелюбие - угодничество.
- Объясните, как вы понимаете, значение этих слов? Приведите примеры.
(Ответы детей)
- Что, по вашему мнению, является добродетелью? (Ответы детей)
Чтение на стр. 21.
Вывод.
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к
кому-либо.
Вредность – это избыток.
Угодничество – недостаток.
Безрассудная отвага – мужество – трусость.
Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это
мужество.
- Между какими пороками оно находится? Как понимаете? (Ответы детей)
Чтение учебника с.21.
Мужество:
• (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие
духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных
обстоятельствах
• одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и
борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо
почиталось на Руси.
Безрассудная отвага является избытком, а трусость – недостатком.
V. Закрепление материала.
- Запишите в тетрадь.
ДОБРОДЕТЕЛЬ
1. Щедрость
2. Дружелюбие
3. Мужество
Избыток
1. Расточительность
2. Вредность
3. Безрассудная отвага
Недостаток
1.Скупость
2. Угодничество
3. Трусость
- Чтение по учебнику стр. 21.
Рубрика: Мудрые мысли( слайд №8)
«Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь».
Цицерон.
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый
благородный – размышление, второй, самый лёгкий – подражание,
третий, самый горький – опыт».
Конфуций.
VI. ИТОГ УРОКА
- Ребята, давайте вспомним отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Нищий», с которого мы начинали изучение нашей темы.
Как вы думаете, как должен был поступить просивший милостыню? (ответы детей)
- А вот как рассматривает похожую ситуацию автор Леон Кон в своем
стихотворении «Учила меня бабушка»
(Слайд №9.)
- К чему призывает нас автор этих строк? (Не отвечать на зло – злом.)
- Да, действительно, если на зло, отвечать добром, то Мир станет лучше и
добрее.
VI I. Домашнее задание. (Слайд № 10, №11, №12, №13)
Напиши маленькое сочинение о добродетели и о пороке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...