Разработка урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ на тему

Салтыкова Марина Геннадьевна

Разработка урока ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема : «Добродетель и порок» по предмету ОРКСЭ

Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и

порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как

характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) познакомить младших школьников с двумя противоположными

характеристиками личности – добродетелью и пороком;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и

гуманных поступков;

3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей

являются добродетельными, а какие порочными;

УУД

Познавательные: умение находить середину между расточительностью и

скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной

отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других

людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на

основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и право каждого иметь свою

собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую

инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать

и передавать информацию, отражающую содержание и условия

коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её

реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное

высказывание с учётом учебной задачи.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Слайд 1.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)

-объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание

М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)

- Вы назвали качества личности.

-На  какие группы вы бы разделили эти качества?

( можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки)

( На доске понятия-добродетель и порок)

-Кто скажет о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»

( слайд №2)

-Какие качества вы бы отнесли к добродетели, а какие к пороку?( работа у доски)

(сердечный, милосердный, терпеливый, вежливый, жадность, лень, лживость, хвастовство и др. добросердечный,  Любовь, доброта, смирение, послушание, сострадание, соучастие, сопереживание ,честность ,покладистость, милосердие, радость, ненависть, злость, гордость, бесчувственность безучастность, равнодушие, лживость ,упрямство, бессердечность, уныние)

Слайд №3

- Что такое добродетель?

- Что такое порок?

Вывод: Добродетель и порок, это две противоположные стороны личности.

-Как вы думаете, из каких слов состоит слово добродетель?

(Добро делать, т.е изначально добрая деятельность)

-Но ведь можно по -разному делать добро, одно дело, когда человек делает добро для того чтобы его заметили, другое дело, когда человек делает доброе дело и даже порой не замечает этого.

-Как вы думаете, какой путь правильный?

-Послушайте, одну притчу

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!

- О чём эта притча?

- Кто герой этой притчи?

- К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему?

Как вы понимаете последние строки притчи? («…Из-за того,  что ты гордился  своими  добрыми делами, они и пропали! А  вот именно этой пуговицы,  о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)

(Итог размышления: Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным,  а совершая плохие поступки – порочным. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человек.

III. Сказка про жадность.

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелюЧику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы... (М. Пляцковский)

- Назовите, где в сказке - добродетель, а какие здесь видны пороки?

 Сказка «Семь дочерей»

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери. - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь. - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая. - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья. - Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

 - Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

                                                                                    (В.А. Сухомлинский) - -Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

 - Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

Вывод: О добродетели и пороке размышляли в разные времена.

-Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?

(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень сложно быть всегда добродетельным)

- Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?

-Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.

-Послушайте притчу: ( слайд №4)

Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

– Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Что же имел в виду мудрый индеец?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ

- один  мудрец, который жил много веков назад сказал:

( слайд №6)

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».

Эти слова принадлежат  Аристотелю, древнегреческому философу.

-Как вы думаете, почему слова человека, который жил много веков назад  ,хранятся  в памяти стольких о поколений, почему они знают   не только его имя, но и прислушиваются к его мнению.

Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели.

-Откройте учебник на ст.20

-Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

(Слайд № 7)

Расточительность – щедрость - скупость.

 - Кого можно назвать расточительным? Щедрым? Скупым? (Ответы детей). - Какое слово, по вашему мнению, относится к добродетели и почему? (Ответы детей). (Чтение стр. 20 второй абзац)

- А теперь послушайте сказку.

Чтение сказки.

СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ

М.Скребцова

В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя

бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал

печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди

говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!

Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал

свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.

Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и

проговорила:

- Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для

одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в

безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек

кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее.

Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца.

Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала

слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и

решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит

его умирающее сердце биться сильнее?

Старик очень удивился и сказал:

- А ты не боишься после этого остыть?

- Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте

другую печку поставят. Только и всего!

Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер.

Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.

- Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и

бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.

- Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил

старик.

- Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.

Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро

поднялся и побежал за женщиной.

Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он

увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик

бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее.

Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку

найденный в печке предмет.

Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки

стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо,

старик”.

Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки,

которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда

поселилось счастье.

Вопросы и задания к сказке:

1. Трудно ли вам быть щедрым?

2. Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам

что-то дарят или когда вас чем-то угощают?

3. Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим

человеком?

4. Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.

5. Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости.

Расскажите, что это за секрет.

- Перейдем еще к одной благодетели, которая тоже находится между двумя

пороками.

Вредность – дружелюбие - угодничество.

- Объясните, как вы понимаете, значение этих слов? Приведите примеры.

(Ответы детей)

- Что, по вашему мнению, является добродетелью? (Ответы детей)

Чтение на стр. 21.

Вывод.

Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к

кому-либо.

Вредность – это избыток.

Угодничество – недостаток.

Безрассудная отвага – мужество – трусость.

Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это

мужество.

- Между какими пороками оно находится? Как понимаете? (Ответы детей)

Чтение учебника с.21.

Мужество:

• (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие

духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных

обстоятельствах

• одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и

борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо

почиталось на Руси.

Безрассудная отвага является избытком, а трусость – недостатком.

V. Закрепление материала.

- Запишите в тетрадь.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

1. Щедрость

2. Дружелюбие

3. Мужество

Избыток

1. Расточительность

2. Вредность

3. Безрассудная отвага

Недостаток

1.Скупость

2. Угодничество

 3. Трусость

- Чтение по учебнику стр. 21.

Рубрика: Мудрые мысли( слайд №8)

«Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь».

                                                                                               Цицерон.

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый

благородный – размышление, второй, самый лёгкий – подражание,

третий, самый горький – опыт».

                                                                                             Конфуций.

VI. ИТОГ УРОКА

- Ребята, давайте вспомним отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Нищий», с которого мы начинали изучение нашей темы.

 Как вы думаете, как должен был поступить просивший милостыню? (ответы детей)

- А вот как рассматривает похожую ситуацию автор Леон Кон в своем

стихотворении «Учила меня бабушка»

(Слайд №9.)

- К чему призывает нас автор этих строк? (Не отвечать на зло – злом.)

- Да, действительно, если на зло, отвечать добром, то Мир станет лучше и

добрее.

VI I. Домашнее задание. (Слайд № 10, №11, №12, №13)

Напиши маленькое сочинение о добродетели и о пороке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

Разработка урока по ОРКСЭ 4класс

Основы духовно-нравственной культуры народов России....

Разработка урока по ОРКСЭ

Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".

Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...