Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
- Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010
№ 1241, от 22.09.2011
№ 2357, от 18.12.2012
№ 1060, от 29.12.2014
№ 1643)
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской этики»», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.).
- Приказ МО Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 (в редакции приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области
- Приказ МО Оренбургской области от 03.08.2017 № 01-21/1557 « О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования образовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»
- Устав МБОУ «Буранчинская ООШ».
- Учебный план МБОУ «Буранчинская ООШ» на 2017-2018 учебный год.
Цели обучения ОРКСЭ:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
- Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ в 4 классе:
Личностные результаты:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
- Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;
осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
- приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
- научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
- научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
- - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы
- - создавать презентации
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Предметные результаты изучения ОРКСЭ в 4 классе:
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета ОРКСЭ в 4 классе:
Культура и мораль.
Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали.
Этикет.
Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Тема раздела | Количество часов |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 ч |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 ч |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 | 12 ч |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России | 6 ч |
Общее количество часов | 35 ч |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
по основам религиозных культур и светской этики
на 2017 – 2018 учебный год
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№ п./п. | Дата проведения урока | Корректировка | Тема урока | Планируемые результаты раздела | ||
план | факт | |||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч) | ||||||
1. | Россия – наша Родина. | Универсальные учебные действия (УУД) Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. П.: -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. -находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу; -сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе. К.: - оформляет свою мысль в устной речи; -умеет задавать уточняющие вопросы; - осознанно читает вслух и про себя. Предметные; Научится работать с дополнительной литературой | ||||
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 ч) | ||||||
2. | Что такое светская этика | Универсальные учебные действия (УУД) Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. - Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; - мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство; П.: - осуществляет поиск необходимой информации; -использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. - Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение. Р.: - организовывает своё рабочее место и работу; -выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. - аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Предметные; Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. Получит возможность научиться справедливо оценивать окружающих | ||||
3. | Культура и мораль. | |||||
4. | Особенности морали. | |||||
5-6 | Добро и зло. Представления о добре и зле | |||||
7- 8. | Добродетели и пороки Стремление к добродетели. | |||||
9. | Свобода и моральный выбор человека. | |||||
10. | Свобода и ответственность. | |||||
11. | Моральный долг. | |||||
12. | Справедливость. | |||||
13 | Альтруизм и эгоизм. | |||||
14. | Дружба. | |||||
15. | Что значит быть моральным. | |||||
16. | Творческие работы учащихся. | |||||
17 | Подведение итогов | |||||
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 ч) | ||||||
18. | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | Универсальные учебные действия (УУД) Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль. К.: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. Предметные: Научится создавать проекты. Оценивать поступки главных героев с т. з. золотого правила нравственности. Получит возможность научиться воспитывать в себе ответственность к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям. | ||||
19. | Нравственный поступок. | |||||
20. | Золотое правило нравственности. | |||||
21. | Стыд, вина и извинение. | |||||
22. | Честь и достоинство. | |||||
23. | Честь и достоинство. Совесть. | |||||
24. | Нравственные идеалы: богатырь и рыцарь. | |||||
25. | Нравственные идеалы: джентльмен и леди. | |||||
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | |||||
27. | Этикет. | |||||
28. | Семейные праздники. | |||||
29. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | |||||
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (6 ч) | ||||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | Универсальные учебные действия (УУД) Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль. К.: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. Предметные: Научится создавать проекты Получит возможность научиться: - описывать достопримечательности России. - выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу | ||||
31. | Подготовка к защите творческих проектов | |||||
32. | Презентация и защита творческих проектов. | |||||
33 | Презентация и защита творческих проектов | |||||
34 | Презентация и защита творческих проектов | |||||
35 | Презентация и защита творческих проектов |
Материально-техническое обеспечение
- компьютерная техника,
- интерактивная доска,
- мультимедийный проектор,
- экспозиционный экран,
- магнитная доска с набором приспособлений для крепления наглядных пособий,
- DVD плеер,
Перечень литературы, необходимой для освоения курса
Литература для учителя
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2010
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 -5классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 86 с.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 74 с.
5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с. (Стандарты второго поколения).
6. Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2011
Литература для учеников
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.
- С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 315
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....