урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") "Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: развитие у обучающихся навыка вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Задачи: изучить правила этикета, развить умение высказывать своё мнение, сформировать умение применять изученное в новых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_4_klasse_etiket.docx | 403.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мотмосская СОШ
Этикет
(Конспект урока по модулю
«Основы светской этики» курса ОРКСЭ)
4 класс
Учитель:Куванова Т.П.
Цель урока: развитие у обучающихся навыка вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Задачи: изучить правила этикета, развить умение высказывать своё мнение, сформировать умение применять изученное в новых ситуациях.
Планируемые результаты:
Личностные
Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений
Регулятивные
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).
Познавательные
Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая с элементами драматизации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.
Технические средства, наглядность:, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.
Литература:
- Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»
- Даль В. И. «Словарь пословиц»
- Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»
- Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»
- Ожегов С. И. «Словарь русского языка»
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнемся друг другу. Садитесь.
2.Актуализация знаний.
-Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.
3.Постановка проблемы.
-Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего урока. (Этикет)
Слайд 1
1.Наука о добре и зле (этика)
2.То, что побуждает человека к действию, в том числе к совершению нравственного поступка (мотив)
3.Тот, чей принцип «Всё для меня, всё ради меня» (эгоист)
4.То, что причиняет зло себе и другим (порок)
5.Объединение родственников (семья)
6.Внутренний судья человека (совесть)
-Сегодня у нас необычный урок – урок-проект. На уроке мы будем составлять книгу «Школа этикета», в которую войдут правила, которые нужны нам в повседневной жизни. В книгу мы поместим также весёлые стихи и картинки из жизни школы, которые заставят ребят задуматься над своим поведением.
4.Поиск решения проблемы.
-Давайте посмотрим, что на эту тему думают учителя и ученики нашей школы.
Интервью.
-А вы как думаете, что такое этикет?
-А где об этом можно узнать? (в словаре, в учебнике)
5.Знакомство с новым материалом.
-Кто знает, каким словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти и другие вопросы нам помогут учащиеся нашего класса.
Презентация и рассказ 5-х детей.
Слайд 2
Этикет - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Слайд 3
История возникновения этикета
Он вырабатывался на протяжении многих веков. Нет народа, который не внёс бы свой вклад в мировой этикет, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.
Слайд 4
Как появилось это слово?
На одном из торжественных приёмов короля Франции Людовика 14-го гостям вручали карточки с правилами поведения. От этих карточек этикеток произошло название – этикет.
Но французы были не первыми, кто задумался об этикете. Древние греки тоже пытались научить людей поведению в обществе.
Слайд 5
Когда зародился этикет?
Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества. Возникновение этикета исследователи относят к периоду античности. Первая книга по этикету появилась в Египте в 2. 350 году до нашей эры.
Слайд 6
В России
При Петре Великом в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению»
-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык.
1 правило
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
2 правило
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
3 правило
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никиго не коснуться…
4 правило
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
5 правило
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…
6 правило
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
Слайд 7
Что принято считать хорошими манерами?
Это скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, тактично общаться с людьми. Джонатан Свифт, английский писатель говорил: «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Слайд 8
Правила общения
- С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
- Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
- Искренне радуйся успехам товарища.
- Поделись с другом игрушками, книгами, конфетами, яблоком.
- Останови товарища, если он плохо поступает.
- Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
- За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
Слайд 9
Правила приёма гостей
- Принимай вежливо гостей.
- За поздравления и подарки благодарят.
- Помни, дарить подарок труднее, чем получать.
- Хозяин должен быть приветливым.
- Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
Слайд 10
Правила поведения за столом
- Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
- Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
- Не разговаривай с полным ртом, не чавкай.
- Если тебе нужно что-то взять, не тянись, а вежливо попроси передать.
- Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Не порти аппетит другим.
- Не сиди боком к столу – это некрасиво.
- Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.
Слайд 11
Правила поведения в общественном транспорте
- При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперёд, а выходит первым.
- Выйдя из автобуса, мальчик подаёт руку девочке, маме или бабушке.
- Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.
- В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать.
- Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье.
6.Закрепление. Групповая работа.
-Сегодня, мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. Мы будем работать по группам.
1 группа:
Андриянов М.
Баландин Сергей
Кондратьева А.
Фадин Д.
Курилин А.
Исаева Н.
2 группа:
Назарова С.
Слесарев Е.
Фролов А.
Чирикалова А.
Медведев Д.
Храмов А.
3 группа
Бородачёва Д.
Игошин М.
Казина Д.
Кузнецова Т.
Капитанов М.
Серов Д.
План вашей работы такой:
1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)
3.Выступите.
Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.
См. приложение
Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт.
См. приложение
Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения.
См. приложение
Физминутка
Если хочется пить, то колодец копай
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи
И потянутся путники по одному
И к воде, и теплу, и к тебе самому!
(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)
-Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.
Составление кластера.
уместность
↑
одежда
↑
этикет
↓
речь
↓
содержание
-Первая группа расскажет нам о выборе одежды.
Какое же главное правило при выборе одежды? Действительно, одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.
-Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.
-Теперь заслушаем третью группу. Ведь народная мудрость накапливалась веками, и до сих пор актуальна.
Проверим составленные пословицы.
Слайды 12-13
У себя как хочешь, а в гостях как велят.
Хоть не богат, а гостям рад.
В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге.
Слово – серебро, молчание – золото.
По одежде не суди, по делам гляди.
Не дорог подарок – дорога любовь.
-Мы поговорили о соответствии одежды и ситуаций, о словах-приветствиях, о пословицах. А сейчас отправимся в театр вместе с героиней стихотворения.
А.Барто «В театре».
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете,
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружится на сцене-
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени-
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу.
Мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
-Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала-
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И, наконец, нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.
-Увидела ли спектакль героиня?
Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим?
7.Рефлексия.
Вот и получилась у нас книга про этикет. Скажите, как мы её можем использовать? (перечитывать самим, читать малышам, пойти в другие классы с сообщениями)
-Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета?
Выражение решения проблемы.
-Дополните фразу:
-Мы сегодня много говорили о..
Посмотрим, насколько вы были внимательны. Выполним небольшой тест. Спасибо за работу на уроке.
Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком
8.Домашнее задание
Слайд 15
9.Самооценка
-Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он владеет правилами этикета. Возьмите листочки, подумайте, что вам нужно изменить в себе и напишите то качество, которое мешает вам придерживаться правил этикета. Ваши записи никто не будет смотреть. Возьмите эти листочки, скомкайте и положите в ведро, и мы их выбросим. Бумага сгорит, и мы будем верить, что вы сможете искоренить то, в чем признались себе.
Приложение
Школа
этикета
Салют, привет, здорово, моё почтение,
Честь имею,
Желаю здравствовать, приветствую Вас, здравствуйте,
добрый день,
здравия желаю, доброе утро
Нарядное платье пиджак,
халат,
джинсы,
спортивный костюм, галстук,
брюки,
футболка,
шорты,
школьная форма, сарафан,
юбка,
блузка
Школа
Прогулка
В гости
В спортзал
Дома
Пословицы об этикете
- Чего в другом не любишь, того и сам не делай
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- У Сидора обычай, у Карпа свой.
- Мил тот гость, что недолго гостит.
- Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
- У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
| |
Слово «Этикет» появилось в: Германии Франции Англии России Правила этикета помогают: В общении с незнакомыми людьми Побеждать в спортивных соревнованиях Подбирать уместную одежду Хорошо учиться Правильно вести себя за столом Выбор одежды с точки зрения этикета зависит от: Вкуса Времени года Моды уместности
|
Этикет
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе[1]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён[1]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....
Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....
Анализ урока по ОРКСЭ "Основы светской этики"
Подробный анализ урока по теме "Основа светской этики "по предмету ОРКСЭ в 4 классе....
Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.
В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....
Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"
Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"...