Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль основы православной культуры, для 4 класса к учебнику Кураева А.В. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическон планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_opk.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «29» августа 2017 г. | Утверждена Приказом № 244 - ОД от «29 » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
ОРКСЭ, автор А.Я. Данилюк
Магдашаускене Е.А., учителем начальных классов
г. Оха
2017 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской само идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «ОРКСЭ» в 4 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В связи с особенностями климата в рабочей программе по основам православной культуры предусмотрено сокращение на 3 часа (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени).
В итоге по плану:
- 4 класс 31 ч.
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Россия – наша Родина.
2. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 – 2.27 Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов праздничного проекта. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божьем суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде.
3. ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ
3.1 – 3.3 Любовь и уважение к Отечеству. Презентация творческих проектов.
4. РЕЗЕРВ 3 часа
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||
1 | 1.1 | Россия – наша Родина | 04-08.09 | 08.09 | |
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (27 часов) | |||||
2 | 2.1 | Культура и религия | 11-15.09 | 15.09 | |
3 | 2.2 | Человек и Бог в православии | 18-22.09 | 22.09 | |
4 | 2.3 | Православная молитва | 25-29.09 | 29.09 | |
5 | 2.4 | Библия и Евангелие | 02-06.10 | 06.10 | |
6 | 2.5 | Проповедь Христа | 09-13.10 | 13.10 | |
7 | 2.6 | Христос и Его крест | 16-20.10 | 20.10 | |
8 | 2.7 | Пасха | 23-27.10 | 27.10 | |
9 | 2.8 | Православное учение о человеке | 07-10.11 | 10.11 | 2 четверть |
10 | 2.9 | Совесть и раскаяние | 13-17.11 | 17.11 | |
11 | 2.10 | Заповеди | 20-24.11 | 24.11 | |
12 | 2.11 | Милосердие и сострадание | 27.11-01.12 | 01.12 | |
13 | 2.12 | Золотое правило этики | 04-08.12 | 08.12 | |
14 | 2.13 | Храм | 11-15.12 | ||
15 | 2.14 | Икона | 18-22.12 | ||
16 | 2.15 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | 25-27.12 | ||
17 | 2.16 | Как христианство пришло на Русь | 10-12.01 | ||
18 | 2.17 | Подвиг | 15-19.01 | ||
19 | 2.18 | Заповеди блаженств | 22-26.01 | ||
20 | 2.19 | Зачем творить добро? | 29.01-02.02 | ||
21 | 2.20 | Чудо в жизни христианина | 05-09.02 | ||
22 | 2.21 | Православие о Божием суде | 12-16.02 | ||
23 | 2.22 | Таинство причастия | 19-22.02 | ||
24 | 2.23 | Монастырь | 26.02-02.03 | ||
25 | 2.24 | Отношение христианина к природе | 05-07.03 | ||
26 | 2.25 | Христианская семья | 12-16.03 | ||
27 | 2.26 | Защита Отечества | 19-23.03 | ||
28 | 2.27 | Христианин в труде | 02-06.04 | ||
ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ (3 часа) | |||||
29 | 3.1 | Любовь и уважение к Отечеству | 09-13.04 | ||
30 | 3.2 | Презентация творческих проектов | 16-20.04 | ||
31 | 3.3 | Презентация творческих проектов | 23-28.04 | ||
РЕЗЕРВ (3 часа) | |||||
32- 34 | 4.1- 4.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...