Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Мещанова Виктория Игоревна

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно–методическим комплектом «Основы православной культуры» Л. В. Муравьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_opk_meshchanova_v.i.1.docx54.05 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка        3

Общая характеристика учебного предмета        4

Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»        6

Планируемые результаты освоения учащимися программы по предмету «Основы православной культуры»        7

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса        9

Организация учебно–воспитательного процесса        10

Рекомендуемая литература        10

Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся        11

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно–методическим комплектом «Основы православной культуры» Л. В. Муравьева


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO), а также с учетом лучших традиций российской педагогики.

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образовании должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, и формирование духовно– нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно–нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).

Настоящая рабочая программа составлена с учетом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении «духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях.

Преподавание основ православной культуры в 4 классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно–нравственное воспитание учащихся на основе:

1. усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

2. привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

3. ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

4. привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

5. ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

6. усвоения основных духовно–нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

7. усвоения основных духовно–нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

8. формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

9. воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

10. формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.


Принципы построения учебного предмета

«Основы православной культуры»

Концепция духовно–нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно–исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно–исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <...> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели». Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно–нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно–нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по–настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.

В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.


Планируемые результаты освоения учащимися программы по предмету

«Основы православной культуры»

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 классов:

1. осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

2. развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;

4. знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

5. осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

6. умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

7. настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

8. как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 классов:

Метапредметные результаты:

1. развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

2. любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

3. умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

4. умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

1. развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

2. знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

3. умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

4. умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

5. умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

6. приобщение к духовно–нравственным ценностям своего народа;

7. усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

8. приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

9. формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Предметные результаты:

1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

 Личностные результаты.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

4. Воспитание доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

– основные понятия религиозных культур;

– историю возникновения религиозных культур;

– историю развития различных религиозных культур в истории России;

– особенности и традиции религий;

– описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь:

– описывать различные явления религиозных традиций и культур;

– устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

– излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

– строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

– участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

– готовить сообщения по выбранным темам.


Организация учебно–воспитательного процесса

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении исторических основ православной культуры) является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование).

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков–экскурсий.

При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно–нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.


Рекомендуемая литература

  1. А.В. Муравьев «Основы православной культуры» 4 класс. Москва «Просвещение» 2013.
  2. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа–Пресс, 1994.
  4. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2-е изд. Новосибирск, 2010.
  5. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
  6. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2-х кн. М.: Лествица, 2003.
  7. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор–составитель В И Калугин VI



Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся по учебному предмету

«Основы православной культуры»

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата

Освоение предметных знаний

УУД

1

Россия – наша Родина

1

Урок получения новых знаний

Знать: основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции

Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.:  Отвечать на простые вопросы учителя

К.: Слушать и понимать речь других

Фронтальный опрос

2

Возникновение

религии

1

Урок получения новых знаний

Знать: Где и как зародилась религия?

Уметь: отвечать на вопросы по теме.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

3–4

Религии

древних

государств

2

Урок получения новых знаний

Знать: особенности вероучения древних египтян, древних греков и древних китайцев.

Уметь: рассказывать об основных богах Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Китая.

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Фронтальный опрос

5–6

Христианство

2

Урок получения новых знаний

Знать: три направления христианства, понятие «старообрядчество»

Уметь: разграничивать три направления христианства.

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Фронтальный опрос

7

Что такое

православная

культура?

1

Урок получения новых знаний

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия? Что такое православие? Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия.

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

8

Священное

Писание

1

Комбинированный урок

Знать: Какие книги входят в Священное Писание9 Знать, что такое Евангелие, о чём рассказывается в нём?

Уметь: различать Ветхий и Новый завет, рассказывать о Сотворении Мира.

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Фронтальный опрос

9

Священное предание

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое «Вселенские соборы», каноны Церкви, святители православия.

Уметь: отвечать на вопросы по теме.

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Фронтальный опрос

10

Во что верят

православные

христиане?

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое Троица? За что почитают Богородицу? Что значит слово «святой»? Уметь: объяснять, что значит для христианина слово «спасение», отвечать на вопросы по теме.

Р.:  анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

11

Что говорит о Боге и мире христианство?

1

Комбинированный урок

Знать: как был сотворён мир? Можно ли увидеть Бога?

Уметь: рассказывать, кто такой христианский Бог.

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

12

Христос

Спаситель

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое «воплощение»

(«Боговоплощение»), Голгофа, Кто такой Богочеловек?

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове, Крещении, учении Христа. Знать, что такое Боговоплощение и кто такой Богочеловек.

Р.:  анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

13

Христос. Смерть и Воскресение.

1

Комбинированный урок

Знать: В чём состояла жертва Иисуса Христа. Почему православные христиане не боятся смерти? Что означают слова «рай» и «ад». Уметь: Рассказать о проповеди Христа, его смерти и Воскресении. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Фронтальный опрос

14

Что говорит о

человеке

христианство?

1

Комбинированный урок

Знать: Из чего, согласно христианскому учению, состоит человек?

Уметь: объяснять, что такое совесть, как православный человек может усовершенствовать свою душу.

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Работа в парах

15

Христианское учение о спасении

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое грехопадение? Какую главную заповедь дал Бог людям?

Уметь: рассказывать, что может помочь человеку спастись, что может побороть зло.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Фронтальный опрос

16

Добро и зло в православной традиции.

1

Комбинированный урок

Знать: Каким был мир, созданный Богом, – добрым или злым?

Откуда взялось зло? Кто такие ангелы и бесы?

Уметь: Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». У меть называть пути сопротивления злу.

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

17

Христианская этика. Заповеди Бога.

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея?

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея»?. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Фронтальный опрос

18

Заповеди

блаженств

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Фронтальный опрос

19

Человек и его душа

1

Комбинированный урок

Знать: Что такое добродетель, какие добродетели есть у каждого из нас?

Уметь: отличать зло от добродетели.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

20

Человек в мире людей

1

Комбинированный урок

Знать: Чем человек отличается от животного? Что такое «внутренний мир» человека? В чём заключается свобода для христианина? Как Библия рассказывает о происхождении души. Христианина?

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу» Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.

Фронтальный опрос

21

Православие в России.

1

Комбинированный урок

Уметь: Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. Рассказывать о монастырях России.

Знать: Как Русь стала христианской страной? Какой вклад в русскую православную историю внесли Кирилл и Мефодий, князь Владимир и княгиня Ольга, Александр Невский? Может ли православный христианин участвовать в войне?

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Фронтальный опрос

22

Православный

Храм

1

Комбинированный урок

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают?

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение»? Что такое «церковно– славянский язык»?Матери.

Р.: высказывать своё предположение.

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге

Работа в группах

23

Другие святыни православия

1

Комбинированный урок

Знать: виды православных зданий, их предназначение. Как относиться с могилами своих близких и даже незнакомых людей? Уметь: рассказывать о видах православных зданий.

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Фронтальный опрос

24

Православные таинства и символы

1

Комбинированный урок

Знать: православные таинства и символы, их предназначение.

Уметь: приводить примеры из Библии на заданную тему, отвечать на вопросы.

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Фронтальный опрос

25

Христианское

искусство.

Иконы.

1

Комбинированный урок

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины? Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир?

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой.

Р.: определение общей цели и путей ее достижения

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Фронтальный опрос

26

Христианское искусство и быт.

1

Комбинированный урок

Знать: Для чего и как украшают православные храмы? Какой главный символ в храме?

Уметь: рассказывать, как христиане относятся к книгам, объяснять выражение «малиновый звон».

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Работа в группах

27

Православный

календарь

1

Комбинированный урок

Знать: основные православные праздники. Что такое пост? На какие службы делятся сутки?

Уметь: рисовать схему суточных служб христиан, показывать на календаре основные православные праздники.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Фронтальный опрос

28

Святые в

православном

календаре

1

Комбинированный урок

Знать: понятия «праотцы», «пророки», «апостолы».

Уметь: называть праотцов, пророков и апостолов в христианстве.

Р.:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

29

Мученики и святители

1

Комбинированный урок

Знать: понятия «мученики», «преподобные» и «святители».

Уметь: называть православных мучеников, преподобных и святителей.

Р.:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

30

Юродивые, праведники и просветители

1

Комбинированный урок

Знать: понятия «юродивые», «праведники», «бессребренники» и «просветители».

Уметь: называть юродивых, праведников, бессребренников и просветителей.

Р.:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

31

Православные

Праздники. Пасха

Комбинированный урок

Знать: время проведения основных православных праздников.

Уметь: отвечать на вопросы по теме.

Р.:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Творческая работа

32

Христианская семья и ее ценности

Комбинированный урок

Знать: Что, по мнению христиан, объединяет людей? Какова главная роль семьи?

Уметь: составлять рассказы о своей семье.

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Фронтальный опрос

33–34

Выступление

учащихся со

своими

творческими

работами

2

Урок-проект

Знать: всесторонне

тему, по которой готовит

выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой.

грамотной речью, уметь

отвечать на поставленные по

теме выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения.

Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса

П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков

К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками

Проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

рабочая программа по предмету "Основы православной культуры" 4 класс Кураев А. В.

тематическое планирование по предмету "Основы православной культуры" 4 класс  ,постановка целей,задач,учебный материал...

Рабочая программа учебного предмета "Основы православной культуры" (2 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 2 класса разработана на основе авторской программы Меньшикова В.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы православной культуры» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...