Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Тазенкова Любовь Викторовна

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_orkse.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012.№ 273-ФЗ, требований к планируемым результатам начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования и авторской программы  А. И. Шемшуриной.

Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 класс. А. И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение» 2014 г., методическое пособие А. И. Шемшуриной «Основы светской этики» г. Москва,  «Просвещение» 2015 г., сборник рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики» г. Москва,  «Просвещение» 2014 г.

В соответствии с учебным планом ОО на 2017/2018 учебный год  на предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4  классе     отведено 34 часа в год (1 час  в  неделю).                                                          

Общая характеристика учебного курса

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • познакомить  обучающихся с основами  религиозных культур и светской этики;
  • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

- понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса:

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;        

 - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;                                                                     - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.

Шемшурина А. И.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.

М.: Просвещение, 2015.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контроль

1

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

2

Раздел 1. Этика общения

4

3

Раздел 2. Этикет

4

4

Раздел 3. Этика человеческих отношений

4

5

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

4

6

Раздел 5. Простые и нравственные истины

4

7

Раздел 6. Душа обязана трудиться

4

8

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер

4

9

Раздел 8. Судьба и родина едины

4

10

Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала

1

проект

ИТОГО

34

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатневская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании

методического объединения учителей

начальных классов

председатель МО

_______________

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

Согласовано

Методист

____________________

«__»__________20___г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Фатневская СОШ»

__________Н.В. Лёвина

                Приказ № ___

         

           от __»_____20___г.

Календарно-тематическое планирование

по предмету  

 «Основы светской этики»    

для 4 класса

Составитель:

Тазенкова Любовь Викторовна

первая квалификационная категория

2017-2018 учебный год

урока

Дата

п/ф

Тема урока

Введение. 1 ч

1.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Раздел 1.  Этика общения. 4 ч

2.

Добрым жить на свете веселей.

3.

Правила общения для всех.

4.

От добрых правил – добрые слова и поступки.

5.

Каждый интересен.

Раздел 2. Этикет. 4 ч

6.

Премудрости этикета.

7.

Красота этикета.

8.

Простые школьные и домашние правила этикета.

9.

Чистый ручеёк нашей речи.

Раздел 3. Этика человеческих отношений. 4 ч

10.

В развитие добрых  чувств – творение души.

11.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

12.

Чувство Родины.

13.

Жизнь протекает среди людей.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе. 4 ч

14.

Чтобы быть коллективом.

15.

Коллектив начинается с меня.

16.

Мой класс – мои друзья.

17.

Скажи себе сам.

Раздел 5. Простые и нравственные истины. 4 ч

18.

Жизнь священна.

19.

Человек рождён для добра.

20.

Милосердие – закон жизни.

21.

Жить во благо себе и другим.

Раздел 6. Душа обязана трудиться. 4 ч

22.

Следовать нравственной установке.

23.

Достойно жить среди людей.

24.

Уметь понять и простить.

25.

Простая этика поступков.

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер. 4 ч

26.

Общение и источники преодоления обид.

27.

Ростки нравственного опыта поведения.

28.

Доброте сопутствует терпение.

29.

Действия с приставкой «СО».

Раздел 8. Судьба и родина едины. 4 ч

30.

С чего начинается Родина.

31.

В тебе рождается патриот и гражданин.

32.

Человек – чело века.

33.

Слово, обращённое к себе.

Заключение. 1 ч

34.

Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....