Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_orkse.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012.№ 273-ФЗ, требований к планируемым результатам начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. И. Шемшуриной.
Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 класс. А. И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение» 2014 г., методическое пособие А. И. Шемшуриной «Основы светской этики» г. Москва, «Просвещение» 2015 г., сборник рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики» г. Москва, «Просвещение» 2014 г.
В соответствии с учебным планом ОО на 2017/2018 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
- развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
- понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса:
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014. | Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: М.: Просвещение, 2014. | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2015. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контроль |
1 | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 | |
2 | Раздел 1. Этика общения | 4 | |
3 | Раздел 2. Этикет | 4 | |
4 | Раздел 3. Этика человеческих отношений | 4 | |
5 | Раздел 4. Этика отношений в коллективе | 4 | |
6 | Раздел 5. Простые и нравственные истины | 4 | |
7 | Раздел 6. Душа обязана трудиться | 4 | |
8 | Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 | |
9 | Раздел 8. Судьба и родина едины | 4 | |
10 | Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала | 1 | проект |
ИТОГО | 34 |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фатневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов председатель МО _______________ Протокол № ___ от «__»__________20___г. | Согласовано Методист ____________________ «__»__________20___г. | Утверждаю Директор МБОУ «Фатневская СОШ» __________Н.В. Лёвина Приказ № ___
от __»_____20___г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету
«Основы светской этики»
для 4 класса
Составитель:
Тазенкова Любовь Викторовна
первая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
№ урока | Дата п/ф | Тема урока | |
Введение. 1 ч | |||
1. | Этика – наука о нравственной жизни человека. | ||
Раздел 1. Этика общения. 4 ч | |||
2. | Добрым жить на свете веселей. | ||
3. | Правила общения для всех. | ||
4. | От добрых правил – добрые слова и поступки. | ||
5. | Каждый интересен. | ||
Раздел 2. Этикет. 4 ч | |||
6. | Премудрости этикета. | ||
7. | Красота этикета. | ||
8. | Простые школьные и домашние правила этикета. | ||
9. | Чистый ручеёк нашей речи. | ||
Раздел 3. Этика человеческих отношений. 4 ч | |||
10. | В развитие добрых чувств – творение души. | ||
11. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | ||
12. | Чувство Родины. | ||
13. | Жизнь протекает среди людей. | ||
Раздел 4. Этика отношений в коллективе. 4 ч | |||
14. | Чтобы быть коллективом. | ||
15. | Коллектив начинается с меня. | ||
16. | Мой класс – мои друзья. | ||
17. | Скажи себе сам. | ||
Раздел 5. Простые и нравственные истины. 4 ч | |||
18. | Жизнь священна. | ||
19. | Человек рождён для добра. | ||
20. | Милосердие – закон жизни. | ||
21. | Жить во благо себе и другим. | ||
Раздел 6. Душа обязана трудиться. 4 ч | |||
22. | Следовать нравственной установке. | ||
23. | Достойно жить среди людей. | ||
24. | Уметь понять и простить. | ||
25. | Простая этика поступков. | ||
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер. 4 ч | |||
26. | Общение и источники преодоления обид. | ||
27. | Ростки нравственного опыта поведения. | ||
28. | Доброте сопутствует терпение. | ||
29. | Действия с приставкой «СО». | ||
Раздел 8. Судьба и родина едины. 4 ч | |||
30. | С чего начинается Родина. | ||
31. | В тебе рождается патриот и гражданин. | ||
32. | Человек – чело века. | ||
33. | Слово, обращённое к себе. | ||
Заключение. 1 ч | |||
34. | Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....