Основы религиозных культур и светской этики
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
программа для 4 класса , модуль: мировые религиозные культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_orkse_mirovye_kultury2016-2017.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом №577от 30.08.17г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы религиозных культур и светской этики»
( мировые религиозные культуры)
ДЛЯ 4а.б.в.КЛАССОВ
НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №18»
Бороденко Татьяна Владимировна
г. Нижневартовск
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы - А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков - М.:Просвещение, 2010), авторской программы по основам религиозных культур и светской этики для 4-5 классов (автор – А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2010). Рабочая программа обеспечивает реализацию. Рабочая программа обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №18» на 2016-2017 учебный год.
В соответствии с Образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №18» на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 час в неделю (34 учебные недели). Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Обществознание») включен в обязательную часть учебного плана на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного модуля
«Основы мировых религиозных культур»
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Содержание модуля « Основы мировых религиозных культур»
Учебный модуль имеет логическую завершенность и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание учебного модуля организовано в рамках четырех основных тематических разделов. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Учащиеся в соответствии с выбранным модулем получат представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов и тем. | Кол-во часов |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
Россия - наша Родина. | 1 | |
Основы мировых религиозных культур | 28 | |
Культура и религия | 1 | |
Культура и религия | 1 | |
Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 | |
Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 1 | |
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | 1 | |
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | 1 | |
Хранители предания в религиях мира | 1 | |
Человек в религиозных традициях мира | 1 | |
Священные сооружения | 1 | |
Священные сооружения | 1 | |
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 | |
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 | |
Искусство в религиозной культуре | 1 | |
Искусство в религиозной культуре | 1 | |
Творческие работы учащихся. | 1 | |
Подведение итогов | ||
Религии России | 1 | |
Религии России | 1 | |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 | |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 | |
Религиозные ритуалы в искусстве | 1 | |
Календари религий мира. Праздники в религиях мира | 1 | |
Праздники в религиях мира | 1 | |
Семья, семейные ценности | 1 | |
Долг, свобода, ответственность, учение и труд | 1 | |
Духовные традиции многонационального народа России | 5 часов | |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | 1 | |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | По плану | По плану | Примечание |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 час | ||||||
1. | Россия – наша Родина | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | 7.09 | ||
Основы мировых религиозных культур. 28 часов | ||||||
2. | Культура и религия. | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» | 14.09 | ||
3. | Культура и религия. | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия, христианство, православие» | 21.09 | ||
4. | Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 28.09 | ||
5. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 5.10 | ||
6. | Священные книги религий мира | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 12.10 | ||
7. | Священные книги религий мира | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 19.10 | ||
8. | Хранители предания в религиях мира | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 26.10 | ||
9. | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и покаяния | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 9.11 | ||
10. | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния, покаяния | 1 | Самостоятельная работа | 16.11 | ||
11 | Человек в религиозных традициях мира | 1 | Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…». Заполнение таблицы | 23.11 | ||
12. | Священные сооружения. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | 30.11 | ||
13. | Священные сооружения | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | 7.12 | ||
14. | Искусство в религиозной культуре | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 14.12 | ||
15. | Искусство в религиозной культуре | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 21.12 | ||
16. | Презентация творческих работ | 1 | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | 28.12 | ||
17. | Презентация творческих работ | 1 | Презентации творческих работ | 18.01 | ||
18. | История религий России | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 25.01 | ||
19. | История религий России Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 1.02 | ||
20 | 1 | |||||
8.02 | ||||||
21. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 | 15.02 | |||
22. | Паломничества и святыни | 1 | 22.02 | |||
23. | Праздники и календари | 1 | Самостоятельная работа | 1.03 | ||
24. | Праздники и календари | 1 | Исследование | 8.03 | ||
25. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 15.03 | ||
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | 22.03 | ||
27. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1 | 5.04 | |||
28. | Семья | 1 | Мини - сочинение | 12.04 | ||
29. | Долг, свобода, ответственность, труд | 1 | 19.04 | |||
Духовные традиции многонационального народа России 5 часов | ||||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | 26.04 | ||
31. | Подготовка творческих проектов. | 1 | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | 3.05 | ||
32. | 1 | 10.05 | ||||
33. | Презентации Творческих проектов | 1 | Презентации творческих работ | 17.05 | ||
34. | 1 | 24.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
для учащихся:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /авт.-сост. А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2012
для учителя:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы - А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков - М.: Просвещение, 2010)
2. Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4-5 классов (автор – А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2010)
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. организаций / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др. – М.: Просвещение, 2013
4. Энциклопедическая и справочная литература
Дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ также можно найти на тематических интернет-сайтах:
- Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
- Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
- Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением комплексного курса:
- сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...