Урок ОРКСЭ "Дружба". 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок ОРКСЭ "Дружба" по модулю "Основы светской этики". 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Тема урока «ДРУЖБА» (Слайд 1).
2.Цели урока.
Образовательные:
- углубление знаний детей по теме «Дружба»;
- обучение сравнению и обобщению наблюдений.
Развивающие:
- развитие представлений о друге, дружбе и понимания их значения в жизни общества;
- развитие умения анализировать свои и чужие поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- развитие навыков совместной работы со сверстниками;
- развитие умения вести дискуссию;
- формирование умения аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательности, отзывчивости, стремления к пониманию чувств окружающих людей и сопереживание им;
- формирование умения дружить и дорожить дружбой.
3. Задачи:
- продолжить работу по формированию духовно- нравственной сферы личности ребёнка, побуждая его к осмыслению общечеловеческих ценностей;
- углублять знакомые с детства понятия: « дружба», «друг», «сопереживание»;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих, сопоставляя их с общечеловеческими ценностями;
- учить понимать чувства других людей, сопереживать им и, по возможности, оказывать действенную помощь;
- продолжить работу над культурой устной речи.
4. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись « Песни о дружбе» М.Пляцковского, выставка книг о дружбе, словари, учебники, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
На доске стихотворение Д.Родовича в переводе Л.Яхнина. (Слайд 2)
Если плачет кто-то рядом,
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо-
Плохо плакать одному.
Учитель предлагает ученикам выразительно прочитать стихотворение и ответить на вопросы:
-Пройдёте ли вы спокойно мимо?
-А как бы вы утешили плачущего?
-Как бы вы озаглавили это стихотворение?
-Автор назвал его «Друзья».
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим о ваших друзьях, о ценности дружбы.
3.Работа над определением понятия «дружба».
1)Что мы называем дружбой? ( Ответы детей.)
2) Работа с учебником « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. – М. : Просвещение , 2012, стр.32.
- Посмотрим, как определяют понятие «дружба» авторы учебника? ( Дети читают определение по учебнику.)
4. Работа с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ( М. : 2012. Мир и образование. ОНИКС – лит., 28 изд., переработанное, стр.280).
Сопоставление ответов детей с определениями ученика и словаря.
Вывод.
5. «Собери пословицы и поговорки».
- О дружбе люди размышляли во все времена. Сложили много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?
- Я предлагаю собрать несколько пословиц и поговорок и объяснить, как вы их понимаете.
Работа в группах. На партах лежат части пословиц и поговорок. Ученики должны соединить начало и конец.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Куда иголка, туда и нитка.
Не в службу, а в дружбу.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Стоять друг за друга.
6. Игра « Кто больше?»
- Вспомните произведения о дружбе, друзьях.
(Побеждает команда, последней назвавшая произведение.)
7. Музыкальная разминка.
Дети, взявшись за руки, под музыку, исполняют «Песню о дружбе» М.Пляцковского.
8. Выставка книг по теме «Дружба»
Рекомендация учителя.
- Книг о дружбе много. Более внимательно вы можете посмотреть их после уроков. Заинтересовавшие вас произведения прочитайте дома. Так вы приобретете еще друзей в лице литературных героев.
9. Викторина по теме «Дружба и друзья».
- Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение её поступок? Почему?
- Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: « Я самый больной в мире человек!» Ему дали лекарство, а он в ответ: « Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? Какое лекарство он получил?
- У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один из них был всегда рядом. Кто он?
- Кто первым из животных показал обитателям джунглей, что с человеческим детенышем можно дружить?
- В басне Л.Толстого «Два товарища» есть слова: « Ну что, - говорит, - Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ?
- Какие качества помогают дружбе, а что ей мешает? ( Работа в группах.)
Ответы детей записываются на доске.
10. Беседа.
На доске записаны существительные: друг, приятель, товарищ, одноклассник, сверстник, ровесник. (Слайд 3)
Ребята объясняют лексическое значение слов, анализируют, в чем их отличие. Затем им предлагается закончить предложение: « Друг – это тот, кто…». ( Слайд 4)
Расскажите ,кого вы называете своими друзьями.
11. Анализ стихотворения А.Барто « Требуется друг».
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат,
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки.
Мы, как две сестрички,
Мы, как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Мы во всем должны идти
Друг другу на уступки».
Предлагаю Ильиной:
« Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита!
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменитой.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу : « А ты со мной
Подружись хоть на день.
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг… (Слайд 5)
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»
- Как вы думаете, почему у девочки не было друзей?
- А вы хотели бы иметь такую подругу?
- Почему?
12. Работа с учебником.
1. Дети читают об отличительных чертах дружбы (стр.32-33 учебника).
2. Прочитайте высказывание английского писателя – журналиста Д.Адиссонс из рубрики « Мудрые мысли» ( стр. 33 учебника).
«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам?»
- Как вы их понимаете?
13. Итоги урока. Рефлексия.
С 2011 года 27 апреля отмечается международный День дружбы. (Слайд 6)
Каждый хочет иметь хорошего друга.
« Единственный способ иметь друга – самому быть им?» (Слайд 7) Американский писатель Ральф Эмерсон.
- Хочу пожелать всем следовать в жизни напутствию аварского поэта Р.Гамзатова:
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много.
Опасайтесь потерять друзей!
- Когда дружбу можно считать настоящей?
- Выберите, пожалуйста, 3 самых важных слова, которыми вы охарактеризуете настоящего друга.
Список на доске: общительный, строгий, умеющий хранить секреты, умный, ленивый, бескорыстный, богатый, трудолюбивый, льстивый, сильный. (Слайд 8)
- Запишите их на яблоках и прикрепите к яблоне.
- Какую роль играет дружба в жизни людей?
- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
14. Домашнее задание. (Слайд 9)
Дети выбирают задание по желанию.
1.Написать несколько правил дружбы.
2.Решить проблемные ситуации:
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя его списать.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя.
- При затруднении обратитесь за помощью к родителям.
3. Написать небольшой рассказ о своем друге.
Учитель в заключение урока читает стихотворение.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
- Ребята, спасибо за работу на уроке! (Слайд 10)
Список использованной литературы.
- Википедия
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя». М : ВАКО, 2008.
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Москва: 2012 Мир и образование. ОНИКС – лит., 28 изд., переработанное.
- Разработка урока на тему «Дружба» по курсу ОРКСЭ, 4 класс Ашкамакиной С.И., МБОУ «Ш – ИС(П)ОО п. Произведения», 2012г.
- Рожков М.И. Классному руководителю: уч.-метод. пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
- Учебник «Основы светской этики. 4-5 класс», Москва: изд-во «Просвещение», 2015
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Это, дети, сделать надо- Плохо плакать одному.
Друг, приятель, товарищ, одноклассник, сверстник, ровесник.
« Друг – это тот, кто…».
Все живут, не тужат, А со мной не дружат, Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной, Мы же одногодки. Мы, как две сестрички, Мы, как две голубки Из одной скорлупки». Я шепчу: «Но ты учти – Мы во всем должны идти Друг другу на уступки». Предлагаю Ильиной: « Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита! Подружусь я с Ильиной – Стану знаменитой. Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу : « А ты со мной Подружись хоть на день. Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать». А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!» Не вставать же на колени, Уговаривать подруг…
27 апреля отмечается международный День дружбы.
« Единственный способ иметь друга – самому быть им?» Ральф Эмерсон , американский писатель
Общительный, строгий, умеющий хранить секреты, умный, ленивый, бескорыстный, богатый, трудолюбивый, льстивый, сильный.
Дети выбирают задание по желанию. 1.Написать несколько правил дружбы. 2.Решить проблемные ситуации: *Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя его списать. *Твой друг употребляет плохие слова и выражения. *Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя. -При затруднении обратитесь за помощью к родителям. 3. Написать небольшой рассказ о своем друге.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...