Тема:"Колокола"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

ОРКСЭ 4 класс, основы православной культуры. Цель урока: Создать условия для формирования представления о колоколе, его назначении и роли в жизни русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_kolokolana_urok.doc42 КБ
Microsoft Office document icon kolokola_krtinki.doc516 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Колокола»

Цель урока: Создать условия для формирования  представления о колоколе, его назначении и роли в жизни русского народа.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «колокол», его внешним видом и устройством;

- формировать представление о ценности колокола как необходимой принадлежности русского православного храма;

- обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

- воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию;

- развивать творческий потенциал и эмоциональную сферу учащихся;

Оборудование:

Проектор, компьютер (презентация), колокольчики,  тексты для групповой работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Обратить внимание на гостей.

  1. Чтение стихотворения на фоне перезвона колоколов. СЛАЙД 1.

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят,  звонят её колокола»

- У меня в руках знакомый вам предмет, что это? (колокольчик)

Какие ассоциации вызывает? (я представляю колокол, который возвышается над храмом, и слышу его величественный звон).

- Итак, ребята, назовите тему урока? (Колокола) СЛАЙД 2.

-   Что бы вы хотели узнать о колоколах? Поставьте цели. СЛАЙД 3.

ПЛАН.

  1. Где «живут» колокола?
  2. Как называли колокольный звон на Руси?
  3. Как колокола помогали людям?
  4. Строение колокола.

 - Где в настоящее время вы можете услышать   звон колокола? (Ответ детей). Знаете ли вы, где «живут» колокола? (Ответ детей). СЛАЙД 4.

-      Представьте себе, что мы приближаемся к храму.

Еще издали слышны звуки благовеста (самого большого колокола), к которому вскоре присоединяется звон других колоколов. Если поднять голову и посмотреть наверх, то можно увидеть, что высоко-высоко на колокольне «живет» большой колокол или даже целая «колокольная» семья из нескольких колоколов. Когда они звучат, о колокольном звоне говорят, что он плывет надо землей.

Колокольный звон на Руси называют серебряным, малиновым или красным.

- Ребята, предположите, почему его так называют? (Ответы детей)

Серебряный звон с переливами бывает у колокола, отлитого из сплава меди, олова и серебра.

Красный звон – красивый праздничный, веселый.

Малиновый – от названия фламандского города Малин, в котором отливались колокола с особым чистым голосом.

  1. Этап «открытия» нового знания и закрепления.

Обобщение: Звуки колокола заставляют каждого из нас  открыть что-то удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины веков. Давным-давно колокольный звон пришел к нам как сигнал оповещения о тревожных и радостных событиях и с тех пор стал частью жизни русского народа,

    Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое (СЛАЙД 5) приспособление из железа или дерева – било (от слова «бить»). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.

- Раньше  звоном созывался народ на вече (народное собрание). ( СЛАЙД 6)     Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар - в этих случаях тревожно звучал набатный колокол. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

-  Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне).  (СЛАЙД 7-8)

     -  Правильно, ребята. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон.  

  - На территории Московского Кремля находится Колокольня Ивана Великого. В её четырех ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн.  Царь-Колокол не имеет равных по весу (масса =200 тонн)  

 - А кто звонит в колокол? (звонарь).  (СЛАЙД 9)

- Как вы думаете, каким должен быть этот человек? (сильным, т.к. колокола тяжелые, с хорошим чувством ритма, внутренним чутьем, прекрасным знанием звукоряда, владеть техникой исполнения).  

        

        РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.  (СЛАЙД 1)

Колокольня:   3,4,7,8,10.

Звонница: 1,2,5,6,9.

  1. Самостоятельная работа по учебнику.

Самостоятельный поиск для достижения результатов в парах.

Открываем рубрику «Знаете ли вы что?»

1. История колокола. (доп. литература)

2. Почему Москву назвали городом «сорока сороков»? (СТР. 23) и тетрадь, стр. 11.

3.  Из каких частей состоит колокол?   (СТР. 24)

     

        Самый   большой   колокол   –   Царь Колокол, весит   200  тонн.  Он   никогда   не   звонил.  При пожаре   Москвы   люди,   боясь,   что   колокол расплавится,   стали   лить   на   него   воду   –   от перепада температуры он треснул  и от него откололся   кусок   весом   11,5  тонн.  Стоит   он сейчас   в   Московском   Кремле.

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.  (СЛАЙД 2)

Найти массу:  39200 кг. (Раздать листочки)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности.

Чем был полезен для вас этот урок? Поделитесь мыслями об уроке (что вас затронуло, что запомнили). Ответы детей:

- я узнал, что…

- я запомнил…

- я чувствовал…

4. ИТОГ УРОКА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ урока.

Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт.

        

Звон плывёт, взмывая в облака,

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.                                         Лаврова Татьяна


6. Домашнее задание.

Раздать колокола, а на них д/з написать.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg  C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg

C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg   C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg   C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg   C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\313.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "над Русью бьют колокола"

Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.   Задачи:1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...

"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.

В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса  или итогом отдельного проекта...

Комплексная работа "Царь-колокол"

В работе от 9 до 11 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, ру...

Тема: "Колокола на Руси".

Данный урок знакомит учащихся с жанрами колокольного звона....

Тема:" Колокола"

ОРКСЭ, 4 класс, православная культура...

Урок Мужества: Тема: "Колокол Победы".

Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоение космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода...

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....