Тема:"Колокола"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_kolokolana_urok.doc | 42 КБ |
kolokola_krtinki.doc | 516 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Колокола»
Цель урока: Создать условия для формирования представления о колоколе, его назначении и роли в жизни русского народа.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «колокол», его внешним видом и устройством;
- формировать представление о ценности колокола как необходимой принадлежности русского православного храма;
- обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
- воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию;
- развивать творческий потенциал и эмоциональную сферу учащихся;
Оборудование:
Проектор, компьютер (презентация), колокольчики, тексты для групповой работы.
Ход урока:
- Организационный момент. Обратить внимание на гостей.
- Чтение стихотворения на фоне перезвона колоколов. СЛАЙД 1.
«…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола»
- У меня в руках знакомый вам предмет, что это? (колокольчик)
Какие ассоциации вызывает? (я представляю колокол, который возвышается над храмом, и слышу его величественный звон).
- Итак, ребята, назовите тему урока? (Колокола) СЛАЙД 2.
- Что бы вы хотели узнать о колоколах? Поставьте цели. СЛАЙД 3.
ПЛАН.
- Где «живут» колокола?
- Как называли колокольный звон на Руси?
- Как колокола помогали людям?
- Строение колокола.
- Где в настоящее время вы можете услышать звон колокола? (Ответ детей). Знаете ли вы, где «живут» колокола? (Ответ детей). СЛАЙД 4.
- Представьте себе, что мы приближаемся к храму.
Еще издали слышны звуки благовеста (самого большого колокола), к которому вскоре присоединяется звон других колоколов. Если поднять голову и посмотреть наверх, то можно увидеть, что высоко-высоко на колокольне «живет» большой колокол или даже целая «колокольная» семья из нескольких колоколов. Когда они звучат, о колокольном звоне говорят, что он плывет надо землей.
Колокольный звон на Руси называют серебряным, малиновым или красным.
- Ребята, предположите, почему его так называют? (Ответы детей)
Серебряный звон с переливами бывает у колокола, отлитого из сплава меди, олова и серебра.
Красный звон – красивый праздничный, веселый.
Малиновый – от названия фламандского города Малин, в котором отливались колокола с особым чистым голосом.
- Этап «открытия» нового знания и закрепления.
Обобщение: Звуки колокола заставляют каждого из нас открыть что-то удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины веков. Давным-давно колокольный звон пришел к нам как сигнал оповещения о тревожных и радостных событиях и с тех пор стал частью жизни русского народа,
Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое (СЛАЙД 5) приспособление из железа или дерева – било (от слова «бить»). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.
- Раньше звоном созывался народ на вече (народное собрание). ( СЛАЙД 6) Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар - в этих случаях тревожно звучал набатный колокол. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
- Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне). (СЛАЙД 7-8)
- Правильно, ребята. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон.
- На территории Московского Кремля находится Колокольня Ивана Великого. В её четырех ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн. Царь-Колокол не имеет равных по весу (масса =200 тонн)
- А кто звонит в колокол? (звонарь). (СЛАЙД 9)
- Как вы думаете, каким должен быть этот человек? (сильным, т.к. колокола тяжелые, с хорошим чувством ритма, внутренним чутьем, прекрасным знанием звукоряда, владеть техникой исполнения).
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. (СЛАЙД 1)
Колокольня: 3,4,7,8,10.
Звонница: 1,2,5,6,9.
- Самостоятельная работа по учебнику.
Самостоятельный поиск для достижения результатов в парах.
Открываем рубрику «Знаете ли вы что?»
1. История колокола. (доп. литература)
2. Почему Москву назвали городом «сорока сороков»? (СТР. 23) и тетрадь, стр. 11.
3. Из каких частей состоит колокол? (СТР. 24)
Самый большой колокол – Царь Колокол, весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле.
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. (СЛАЙД 2)
Найти массу: 39200 кг. (Раздать листочки)
- Этап рефлексии учебной деятельности.
Чем был полезен для вас этот урок? Поделитесь мыслями об уроке (что вас затронуло, что запомнили). Ответы детей:
- я узнал, что…
- я запомнил…
- я чувствовал…
4. ИТОГ УРОКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ урока.
Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века. Лаврова Татьяна
6. Домашнее задание.
Раздать колокола, а на них д/з написать.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "над Русью бьют колокола"
Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов. Задачи:1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...
"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.
В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса или итогом отдельного проекта...
Комплексная работа "Царь-колокол"
В работе от 9 до 11 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, ру...
Тема: "Колокола на Руси".
Данный урок знакомит учащихся с жанрами колокольного звона....
Тема:" Колокола"
ОРКСЭ, 4 класс, православная культура...
Урок Мужества: Тема: "Колокол Победы".
Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоение космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода...
Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".
Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....