Тема: "Колокола на Руси".
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Данный урок знакомит учащихся с жанрами колокольного звона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_oktyabrya.odt | 15.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
«Колокола на Руси»
(Урок – исследование)
3 класс
Учитель: Дедова Л. Н.
2014
Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры, с жанрами колокольного звона, путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке; развивать умение обобщать, высказывать свое мнение; воспитывать любовь к Родине. к ее культурным наследием.
Музыкальный материал: музыка колокольного звона, «Христос воскрес» детская песня
Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).
Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.
Ход урока
1.Организация начала урока.
Урок будет состоять из двух частей- первая половина урока знакомство с новым материалом, а во второй половине-будем повторять разученные песни.
Вхождение в урок.(Звучит колокольный звон.)
- Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? ( Это был колокольный звон).
- Правильно. А где можно услышать колокола? (На улице, в церкви, по телевизору.) (слайд1)
2. Изучение нового материала.
Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите , пожалуйста, можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да).
- А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.)
- Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно).
- Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей.
- Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? (…)
-Сейчас я расскажу вам легенду. (слайд 2)
- Верно, и сегодня мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие и маленькие. (слайд 3)
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.
Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо было согласно русской традиции колокольного звона. В Москве создан "Колокольный центр", где готовят звонарей для нужд храмов. Также с каждым годом увеличивается число предприятий, где льют колокола. Искусство колокольного мастерство постепенно возрождается.
- Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте как это сказано в стихах:
Колокола-
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон -
Связующая
Меж будущим
И настоящим.
Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обошла вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».
( Звучит фрагмент с колокольным звоном).
- Постарайтесь рассказать, каким вам слышался этот звон, о чем он говорил – о празднике или о несчастье?
( Анализ прослушанного фрагмента)
- Сейчас я познакомлю вас с жанрами колокольного звона (слайд 4)
( Звучит фрагмент колокольного звона — новогодний)
-А что такое «благовест»?
( Это праздничный перезвон).
- Верно, от каких слов образовалось это название?
(От слов «благо», и «весть».)
Если звон звучит очень тревожно, то он называется «набат».
(Произошло что-то очень важное, наверно какая -то беда.)
-Кто знает где устанавливаются колокола?
- Колокола находились в специальном помещении. Как оно называется?
(Колокольня, звонница.) (слайд 5)
- Почему колокольня понятно, а вот почему звонница?
(Потому что оттуда лился колокольный звон.)
- А как называли человека, который звонил в колокола?
(Звонарь)
…Твой черед настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
-В нашем с. Овощи храм носит имя святых Кирилла и Мефодия. Ученики 4 классов со своими кл.рук. бывали на звоннице в дни православных праздников. (слайд 6)
-А когда любой желающий может позвонить в колокол?
Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день.
У каждого колокола свой особенный, неповторимый голос. Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Какие тембры голосов вы знаете?
(Женские: сопрано и альт, мужские: тенор и бас.)
Церковные звоны в России стали народным искусством. О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. В волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.
- Давайте и мы с вами послушаем колокольный звон.
(Исполняется песня «Христос воскрес».)
- Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.
По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При перевозке через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны. И в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит.»
- Как колокол называл своего брата? (Кондрат)
- Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всем мире.
(Царь – колокол. Он находится в Москве, только он не звонит, потому что поломан).
Во время пожара,из-за большой температуры в нем образовались трещины, большой кусок выпал. Колокол поставили на постамент и увековечили как памятник. Гости Москвы спешат попасть к памятнику и сфотографироваться на память.
- Самые лучшие колокола отливали в России. Они на столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта. (слайд 7)
Музыкальная физминутка «Веселое настроение»
3.Самостоятельная работа.
Соедините стрелками слова из правого и левого столбиков.
-Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?
4 . Закрепление пройденного.
- Давайте исполним песню «Дорога добра» и «Если добрый ты».
5 . Итог урока.
-И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Окружающий мир. 4 класс....
Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой небывать врагу...»
Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....
Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак....
Тема:"Колокола"
ОРКСЭ 4 класс, основы православной культуры. Цель урока: Создать условия для формирования представления о колоколе, его назначении и роли в жизни русского народа....
Тема:" Колокола"
ОРКСЭ, 4 класс, православная культура...
Урок Мужества: Тема: "Колокол Победы".
Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоение космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода...
Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".
Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....