Тема: "Колокола на Руси".
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Дедова Любовь Николаевна

Данный урок знакомит учащихся с жанрами колокольного звона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_oktyabrya.odt15.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

«Колокола на Руси»

(Урок – исследование)

3 класс

Учитель: Дедова Л. Н.

2014

Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры, с жанрами колокольного звона, путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке; развивать умение обобщать, высказывать свое мнение; воспитывать любовь к Родине. к ее культурным наследием.

   Музыкальный материал: музыка колокольного звона, «Христос воскрес» детская песня

   Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).

   Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985.  Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.

Ход урока

1.Организация начала урока.

Урок будет состоять из двух частей- первая половина урока знакомство  с новым материалом, а во второй половине-будем повторять разученные песни.

Вхождение в урок.(Звучит колокольный звон.)

- Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?           ( Это был колокольный звон).

- Правильно. А где можно услышать колокола? (На улице, в церкви, по телевизору.) (слайд1)

 2. Изучение нового материала.

Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите , пожалуйста, можно ли колокола назвать музыкальным инструментом?  (Да).

- А почему?  (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.)

- Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?  (Нет. Это  было придумано давно).

- Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей.

- Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси?  (…)

-Сейчас я расскажу вам легенду. (слайд 2)

- Верно, и сегодня мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие и маленькие. (слайд 3)

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо было согласно русской традиции колокольного звона. В Москве создан "Колокольный центр", где готовят звонарей для нужд храмов. Также с каждым годом увеличивается число предприятий, где льют колокола. Искусство колокольного мастерство постепенно возрождается.

 - Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

  Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте как это сказано в стихах:

                  Колокола-                      

                 Руси венец,

                 Червонным золотом

                 Горящий,

                 Ваш звон -

                 Связующая

                  Меж будущим

                  И настоящим.

                                                                       

Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обошла вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».

        ( Звучит фрагмент с колокольным звоном).

 - Постарайтесь рассказать, каким вам слышался этот звон, о чем он говорил – о празднике или о несчастье?

       ( Анализ прослушанного фрагмента)

- Сейчас я познакомлю вас с жанрами колокольного звона (слайд 4)

( Звучит фрагмент колокольного звона — новогодний)

-А что такое «благовест»?

                        ( Это праздничный перезвон).

  - Верно, от каких слов образовалось это название?

                   (От слов «благо», и «весть».)

Если звон звучит очень тревожно, то он называется «набат».

 (Произошло что-то очень важное, наверно какая -то беда.)

-Кто знает где устанавливаются колокола?  

- Колокола находились в специальном помещении. Как оно называется?

                     (Колокольня, звонница.) (слайд 5)

  - Почему колокольня понятно, а вот почему звонница?

              (Потому что оттуда лился колокольный звон.)

   - А как называли человека, который звонил в колокола?

                    (Звонарь)

      …Твой черед настал,

          Молодой звонарь,

          Пробуди простор,

          Посильней ударь.

-В нашем с. Овощи храм носит имя святых Кирилла и Мефодия. Ученики 4 классов со своими кл.рук. бывали на звоннице в дни православных праздников. (слайд 6)

-А когда любой желающий может позвонить в колокол?

Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день.

У каждого колокола свой особенный, неповторимый голос. Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Какие тембры голосов вы знаете?

            (Женские: сопрано и альт, мужские: тенор и бас.)

Церковные звоны в России стали народным искусством. О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. В волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

  - Давайте и мы с вами послушаем колокольный звон.

           (Исполняется песня «Христос воскрес».)

    - Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.

   По рассказам жителей Ярославской  губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При перевозке через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны. И в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит.»

  - Как колокол называл своего брата?   (Кондрат)

 

- Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всем мире.

       (Царь – колокол. Он находится в Москве, только он не звонит, потому что поломан).

Во время пожара,из-за большой температуры  в нем образовались трещины, большой кусок выпал. Колокол поставили на постамент и увековечили как памятник. Гости Москвы спешат попасть к памятнику и сфотографироваться на память.

- Самые лучшие колокола отливали в России. Они на столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта. (слайд 7)

Музыкальная физминутка «Веселое настроение»

3.Самостоятельная работа.

Соедините стрелками слова из правого и левого столбиков.

-Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?

4 . Закрепление пройденного.

- Давайте исполним песню «Дорога добра» и «Если добрый ты».

5 . Итог урока.

  -И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак....

Тема:"Колокола"

ОРКСЭ 4 класс, основы православной культуры. Цель урока: Создать условия для формирования представления о колоколе, его назначении и роли в жизни русского народа....

Тема:" Колокола"

ОРКСЭ, 4 класс, православная культура...

Урок Мужества: Тема: "Колокол Победы".

Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоение космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода...

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....