ОПК 4 класс тема: "Добро и зло".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Кладнева Наталья Геннадиевна
Цель: сформировать понимание того, что творить добро - духовная радость.

Задачи:

1) формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

2) развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

3) повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

4)  воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу;

5)  осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobro_izlo.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Курс "Основы религиозных культур."

Урок по православной культуре.

 Тема "Добро и зло".

Автор: Кладнева Наталья Геннадиевна , учитель начальных классов

Цель: сформировать понимание того, что творить добро - духовная радость.

Задачи:

1) формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

2) развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

3) повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

4)  воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу;

5)  осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: "Почему плохо быть равнодушным?", выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций, работа в парах, групповая работа.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям, природе, книги о добре и зле, чашечные весы, фасоль двух цветов, листы бумаги, ножницы (по количеству групп).

Ход урока.

1. Орг. момент. (Слайд 1.) 

Учитель:      В жизни по-разному можно жить –  

                     Можно в беде, а можно в радости.

                     Вовремя есть, вовремя пить,

                     Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

Учитель:

-    Какое домашнее задание было предложено вам?

 (1. Выяснить, почему плохо быть равнодушным?)

-  Каково ваше мнение, мнение опрошенных? Совпали ли эти мнения? (2. Привести примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.)

3. Работа над  рассказом В. Сухомлинского  "Обыкновенный человек". (Слайд 2).

1) Чтение учителем рассказа.

   - В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

     У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.  

     Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

     На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 - Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

    В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук.

- И это еще не человек, ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

2). Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:

- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"?  Почему?

- Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"?

- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

4. Тема, цель урока.  

- Слово «хорошо»- новое слово в литературе. Вспомните, как это слово звучит на старославянском языке?( «есть, добро»)

- Назовите антоним этому слову? (зло)

- Определите тему сегодняшнего урока(Слайд 3)

- Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей) (Слайд 4)

На уроке мы узнаем:

 - Что такое добро и что входит в это понятие?  

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Учитель: - Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

5. Новая тема.

  1. Беседа.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познание законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое.

        Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

- Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы). Понятны ли вам слова добро и зло? (Слайд 5)

- Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.

-Что такое добро? (Слайд 6)

-Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)

( В ходе ответов детей на чашечку весов

 кладётся белая фасоль)

  • Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье. (Слайд 7) Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.

(В ходе ответов детей на чашечку весов

кладется темная фасоль)

                Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

б) Чтение подготовленной ученицей стихотворения Ольги Слепенькой "Что такое добро?"  (Слайд 8)

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро -  это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама и папа рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Учитель: - Добро и зло всегда существовали на Земле?

(Добро было всегда, зло появилось позже.)

Учитель: –Когда было первое упоминание о зле?

Учитель:  - Библия говорит о том, что Бог создал вначале ангелов

 (Слайд 9) (духи, у которых нет тела). Они все были добрыми. Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного злого духа – сатану.

        Тогда против дьявола выступил один из высших ангелов – Архангел Михаил. (Слайд 10) Он сказал: «Кто равен Богу? Никто как Бог!» И произошла на небе война…

        6. Работа с учебником.

Учитель: - А что было дальше, мы узнаем из текста «Небесная война». Откройте учебник, с.84. (Слайд 11) Прочитайте текст и скажите,  какой был исход небесной войны?

Самостоятельное чтение текста.

Работа по вопросам:

  1. Каким же был исход небесной войны?
  2. Как называется нарушение правил доброго поведения человека, данных Богом? (грех)
  3. Какими плохими качествами проявилось зло в Небесном мире? (зависть, гордыня)
  4. Найдите в тексте ответ и прочитайте, почему зло вошло в мир людей? (дьявол позавидовал людям, что Господь любит их)

Зло.

Е. Екимова

Знай, дитя, что в этом мире

Существует также зло.

Если твой дружок задира,

То тебе не повезло.

                Зло ведёт себя ужасно,

                От него сплошной погром,

                Но оно - и это важно!-

                Побеждается добром.

Даже ласковое слово

Может злого усмирить,

Добрым сделать его снова

     И со всеми примирить.

Физминутка.

 (Звучит тихая спокойная музыка)(Слайд 12)

Встаньте, пожалуйста. Ребята, вы видите солнце. А теперь закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу.

А теперь пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть все люди любят друг друга и берегут мир. А теперь откройте глаза и сядьте на свои места.

7.  Просмотр мультфильма или чтение библии.

Учитель: - За непослушание Господь изгнал их из рая. Люди стали жить на Земле. У Адама и Евы появились дети.

Мы сейчас посмотрим мультфильм и ответим на вопросы о героях этого мультфильма. (Слайд 13)

                Вопросы:

  1. Каким был Каин?(грубым, задиристым)
  2. Был ли Авель похож на брата?( не был похож на брата, он имел доброе сердце, был ласков, спокоен)
  3. Какое плохое качество души (зависть) проявил Каин?
  4. Какой плохой поступок совершил Каин? (умертвил брата)
  5. Какой выход Господь предложил Каину в этой ситуации? (покаяться)

Учитель: - А теперь мы понаблюдаем за ситуацией  в современном мире.

- Чтение стихотворения Л.Л.Серафимовой «Какой я?» (Слайд14 )

Вы послушаете  стихотворение «Какой я?» (Читает ребенок)

«Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

…День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…..

Слайд 15.  «Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

                Вопросы:

1) Не похожи ли мы на героя?

2) Что  подсказало мальчику ответ на его размышления?(совесть)

  1. Отчего стало неспокойно и больно душе?

(нагрешил, стало стыдно)

  1. А что делать, если не спокойно и больно душе? (сделать доброе дело, попросить прощения, покаяться)

8. ФИЗМИНУТКА. (Слайд 16)

- А сейчас мы с вами отдохнем и послушаем музыку , которая называется "К Пасхе", поёт детский ансамбль "Тимпах".

 ПРОСЛУШИВАНИЕ

 - Какой характер у этой музыки?

9. Беседа о милосердии.

                Из любви к ближнему рождается МИЛОСЕРДИЕ

 - Как вы понимаете слово «милосердие»? (Добрый человек с милым сердцем…)Милость - это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца.

- А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:

 Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 Милосердный человек – это человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

 Милосердие – милующее сердце.

                Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные. Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Обратимся к нашей истории.

                1 ученик: Богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей - богадельни . Бывало и так, что они помогали получать образование бедным талантливым юношам и девушкам, платили за обучение. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней), накормить, помочь делом. Пример милосердия всегда подавали православные монастыри. Именно там были созданы первые богадельни, получили приют сироты и престарелые. Там же учреждались и первые школы.

                2 ученик: Имена и дела милосердных людей с благодарностью помнят в каждом городе, в каждой местности России. Так, в небольшом старинном русском городе Тотьме (Слайд 17), что расположен на берегу реки Сухоны, и сегодня помнят имя купца Николая Ильича Токарева. Он жил далеко от родного города. Но когда узнал, что в Тотьме собираются открыть ремесленную школу для мальчиков из бедных семей, то без промедления дал деньги на строительство здания и содержание учеников. К 1904 году великолепное трёхэтажное здание было построено. В нем имелись светлые просторные классы и мастерские. Даже в то далёкое время в школе действовали водопровод и электричество. Для работы в школу приглашались талантливые учителя, мастера и художники.

                Вскоре ремесленная школа города Тотьмы стала известна всем - здесь изготовлялись лучшие в России деревянные игрушки и художественные изделия. Они не раз получали золотые медали на выставках в других странах. Дети из крестьянских семей получали образование, становились мастерами, приносили пользу Отечеству. Этому-то и радовался Николай Ильич Токарев.

        - Добрые дела именовались благом. Вот почему милосердие принято называть ещё и благотворительностью, а людей - благотворителями. В дни великих православных праздников - на Пасху и на Рождество Христово - благое дело совершает каждый христианин.

 - А зачем быть милосердным? Какая в этом корысть (выгода)?

 Некоторые думают: «Что я получу в ответ на мое доброе дело?». Есть такие «добрые» дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку. Это хороший поступок? (Ответы.) Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки. Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: «Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста, 5 рублей!». Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему нельзя так делать?

 Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.

 - Какие дела свершает милосердный человек?

 Обсуждение ситуаций. ( Слайд  18.)

Учитель:

-  На мой взгляд, и добро, и доброта – синонимы, как мораль и нравственность. Доброта или добро – это стремление человека дарить радость людям. Я вам предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?

1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос.

Ситуация 1.   Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

    В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти дорогу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.     Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для нее хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то отблагодарить его.

2) Обсуждение поступков:

- По каким же мотивам совершались добрые дела этими мальчиками?

                                            (В первом случае – бескорыстно, во втором –

                                            с выгодой для себя)

- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

- Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

10. Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло». (Слайд19)

Учитель:

- Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше?  Сначала она приводит в движение руки и ноги. (Слайд 20)

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее. (Слайд21) «В гневе человек теряет свой человеческий облик»)

- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик? (1-осознать ошибку; 2- попросить прощение, 3- сходить на исповедь, покаяться перед Богом. 

11. Коллективная работа.  (Слайд 22)

Учитель:

- Я предлагаю вам   построить надежный щит  на пути зла. В  помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность). Работа по группам.

Учитель:

-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!»

12.Работа с пословицей.

Учитель:

- О добре и зле народ сложил много пословиц. (Слайд 23)

- Какие пословицы знаете вы? (Ответы детей)

1. Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит.

2. Добро творить - себя веселить.

3. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

4. Что худо, того бегай, что добро, тому следуй.

5. За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.

6. Добрым путем Бог правит.

Учитель: -Я предлагаю вам собрать пословицу и построить из слов этой пословицы дорогу добра. (Слайд24)

словно

добрый

света

        

человек

придёт

        

принесет

Ответ: (Слайд25)Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

 Работа с пословицами.

 - Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Каждый из вас возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем.

 1. Делать добро спеши.

 2. Жизнь дана на добрые дела.

 3. Милостивому человеку и Бог подаёт.

 4. Добрым путём Бог правит.

 5. Слушайся добрых людей – на путь наведут.

 6. Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

 7. Доброго чти, а злого не жалей.

 8. Добро помни твёрдо.

 9. За добро плати добром.

 10. Истинное добро всегда просто.

 11. Добра желаешь – добро и делай.

 12. Добро не умрёт, а зло пропадёт.

 13. Добро не лихо – ходит тихо.

 14. Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

 15. Доброе дело само себя хвалит.

 16. Доброе дело лучше мягкого пирога.

 17. Добро помни, а зло забывай.

 18. Сделав добро, не попрекай.

13. Так что же вкладывается в понятие добро?

Обобщение. ( Слайд 26.)

"…Добро – это все положительное, хорошее, полезное, бескорыстное"

(Л.Н.Толстой) (Слайд 27)

                                        (Запись высказывания Л.Н.Толстого в тетрадь)

14. Релаксация:

Учитель:

- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки.

15. Повторение золотого правила морали.

16. Подготовка к выполнению домашнего задания:

- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

 17. Итог урока: - Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

 ( слайд 28 с вопросами)

- Какую же дорогу в жизни мы выберем?

Учитель: (Чтение стихотворение)

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

Учитель:

- И в заключение нашего урока давайте исполним песню: «Дорогою добра»

(Звучит  песня) (Слайд 29)

 

Учитель: В одной старинной книге (ей четыреста лет) дошел до нас добрый совет тогдашним ученикам:

                        О дитя мое любимое!

                        Рассмотри и уразумей истину,

                        Не долго спи, не долго лежи,

                        Если же будешь спать без меры,

                        Добра не добудешь,

                        Горя не минуешь,

                        Славы доброй не получишь...

Это был добрый совет. Он не призывал учеников к лёгкому и беззаботному учению. Но потому он и добрый, что через труд и трудности готовил их к будущей жизни.

В КОМ ДОБРА НЕТ, В ТОМ И ПРАВДЫ МАЛО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, 4 класс. Тема: "ДОБРЫЕ ДЕЛА"

Научить детей выделять нравственную сторону жиз­ненных явлений и поступков....

Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"

Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....

Литературное чтение во 2а классе.Тема: "Добрый крестьянин( японская сказка)"

Урок литературного чтения по разделу 2 Сказка мудростью богата" с элементами командных игр во 2 классе....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Добро и зло (урок №1)

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?...

Конспект урока по модулю Основы светской этики.4 класс. Тема "Добро и зло" - учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рахимова Фарзана Фаритовна

цели.Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;воспитательная – воспитывать ...

презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....