Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Добро и зло (урок №1)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Современная эпоха не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, - любовь, честность, порядочность, доброе имя.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь - диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.docx | 22.32 КБ |
prilozhenie1.docx | 11.79 КБ |
prilozhenie2.docx | 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе
Тема: Добро и зло (урок №1)
Игнатова Оксана Валерьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 851(СП№728) г. Москвы
208-797-117
Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи:
- формировать нравственную позицию учащихся;
- учить видеть и анализировать поступки окружающих;
-развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету;
-воспитывать коллективизм и умение работать в группе;
-закрепить коммуникативные навыки.
Проблема: Что такое добро и зло?
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, творческая работа учащихся, защита проектов-рисунков.
Основные термины и понятия: добро, зло, добрый человек, злой человек.
Оборудование:
-учебник «Основы светской этики» А.Я.Данилюк;
-аудиозапись песни «Дорогою добра»;
-выставка книг детских писателей о добрых людях и добрых поступках;
-справочные материалы;
-текст притчи (Приложение1);
-анкета (Приложение 2)
-Смарт доска;
-компьютерная презентация
Ход занятия
1. Организация деятельности учащихся.
2. Погружение в тему.
Учащиеся рассматривают на слайдах презентации рисунки, распределяют их в две группы. СЛАЙД №2
Учитель: Рассмотрите внимательно рисунки. В какие две группы вы можете их распределить?
Учащиеся: В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки. СЛАЙДЫ № 3-4
Учитель: Дайте название каждой группе рисунков.
Учащиеся: Добро и зло. СЛАЙДЫ № 5-6
3. Постановка проблемы.
Беседа:
- Понятны ли вам слова «добро» и «зло»?
- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди?
4. Формулирование темы урока и постановка задач учащимися.
Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном.
Дети читают текст притчи (Приложение1)
Два волка.
Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?
Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.
Учитель: На какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы? Какую задачу поставим перед собой?
Учащиеся: Что такое добро? Что такое зло? Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
5. Проектно – исследовательская работа в группах.
1) Учащиеся в группах работают со справочными материалами, с учебником:
- находят определение добра и зла;
- готовят примеры проявления добра и зла в жизненных ситуациях;
- подбирают синонимы к словам «добро» и «зло»;
2) Дискуссия:
- Многих ли знакомых вы можете назвать однозначно- добрыми людьми? Злыми людьми?
- А что вы скажете о себе?
- Добро и зло – понятия относительные. И нам с вами иногда очень тяжело сделать правильный выбор, не лгать, не завидовать. Прочитайте притчу ещё раз и скажите, в каких словах заключается главный смысл?
Учащиеся: В словах старика «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Учитель: Что означает «кормить добро»?
Учащиеся: Совершать добрые поступки и не совершать плохие.
Учитель: Отрицательные поступки разрушают самого человека и тех, кто его окружает. Надписью над входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке является изречение Конфуция: «Не ненавистью уничтожается ненависть, но отсутствием ненависти уничтожается она». А яркий борец за права чернокожих а Америке Мартин Лютер Кинг говорил: «Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, а любовь порождает любовь». Недаром есть пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь». Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.
Учащиеся: Доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.
Учитель: А как вы думаете, какими считают вас друзья?
Выслушиваются ответы детей.
- Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого и злого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра. Чем же нам кормить «доброго волка»?
Учащиеся: Совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословить. Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам. Надо научиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.
Учитель: Согласны ли вы, что каждый должен сам принять решение, каким человеком он хочет вырасти?
- Подберите пословицы, которые помогают формировать жизненные ценности.
Учащиеся подбирают пословицы из предложенных учителем СЛАЙД № 7
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
С молоду учись – навек пригодится.
Пустой спор до ссоры скор.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Тише едешь – дальше будешь.
Добро сеять, добро и пожинать.
Поспешишь – людей насмешишь.
Доброта без разума пуста.
3) Защита проектов – рисунков о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.
4) Обсуждение различных ситуаций из жизни детей СЛАЙД № 8
- Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
- Мальчики бегут по коридору школы.
- Старшие ученики обижают младших.
- Ребёнок помогает маме в работе по дому.
6. Подведение итогов. СЛАЙДЫ № 9-10
- Чтение стихотворения:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
- Обсуждение выставки книг о добре, добрых людях и их поступках. СЛАЙД № 11
- Написание синквейна на тему «Добро»
Правила построения синквейна.
1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна.
2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.
4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме.
5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.
Пример синквейна: Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
7. Рефлексия.
Анкетирование учащихся (Приложение2)
- Какой я?
- Что мне нравится в себе?
- Что бы я хотел изменить в себе?
В конце урока звучит песенка «Дорогою добра» СЛАЙД №12
8. Домашнее задание.
Подготовить рисунок на тему «Мой добрый поступок» (в форме листьев дерева)
Предварительный просмотр:
Два волка.
Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Предварительный просмотр:
Анкетирование
Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по курсу "Интеллектика",3 класс
Разработка урока по курсу "Интеллектика" в 3 классе по теме "Развитие способности планировать"...
Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»
Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....
Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"
Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"
Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...
Конспект занятия по курсу "Истоки возрождения" по теме "Сказка"
Конспект занятия по курсу "Истоки возрождения" по теме "Сказка" во 2 классе...
ОРКСЭ 4 класс тема: Добро и Зло.
ЗадачиЭОРУчительУченикиУУД 1.ОрганизационныйСоздание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.ПрезентацияПридумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: «Добро...
Конспект воспитательного занятия духовно-нравственного направления. 1 класс. Тема: Добро творит чудеса.
Конспект воспитательного занятия духовно-нравственного направления. 1 класс. Тема: Добро творит чудеса....