Сценарий открытого урока по ОРКСЭ "Иди всегда дорогою добра"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_uroka_orkse.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий итогового мероприятия по основам православной культуры «Иди всегда дорогою добра»
Сведения об авторе: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильскоо района ЧР
1. Дети поднимаются на сцену под видеоклип «Россия – мы дети твои»
2. Звучит запись песни «Родина моя». Дети поют песню.
Спускаются со сцены под музыку «С чего начинается Родина?»
3. Презентация «С чего начинается Родина?».
Выступление учащихся. (Ученики выстраиваются в 1 ряд – 5 учеников)
Ученик 1: Мы живем в замечательной стране, имя которой – Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор.
Ученик 2: Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.
Ученик 3: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живем в ней.
Ученик 4: читает стихотворение И.Черницкой «Что такое Родина?»
«Что такое Родина?» -
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»
Что такое Родина,
Все ребята знают:
Это мир прекрасный,
Добрый и большой.
Самая любимая
Ты, страна родная,
Нет другой на свете
Родины такой!
В сердце ты у каждого,
Родина – Россия!
Белые березки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
Ученик 5: читает стихотворение Н.Языкова
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!
4.Ведущий: Что означает слово «СЧАСТЬЕ»?
Какой на это есть ответ? Что доставляет радость для моего сердца?
Чтение сочинений учащимися
- Звучит сюита для оркестра.
- Выстраиваются 7 учеников (На фоне музыки говорят…)
5. Ученик 6: Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир.
Ученик 7: Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и и.д.
Ученик 8: Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь.
Ученик 9: Как не разрушить свой внутренний мир? Чем питать свою душу? Ответы на эти вопросы мы искали на занятиях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Большинство из нас задумались над тем, кто мы такие, в чем смысл жизни. Пусть не каждый всерьез задумался над этими вопросами, но мы надеемся, что через воспоминания о наших занятиях к ним обязательно вернется ощущение чего-то доброго и светлого.
Ученик 10: В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Что же такое «культура»? Культура – это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура.
Ученик 11: Истоки русской культуры – в православной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог!». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.
Ученик 12: Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человеческий род. Вера в Бога нередко вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки…
6. Презентации учащихся на темы:
7. Ученик 13: В Библии записаны заповеди, которые даны людям от Бога. Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его… Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые 4 говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
Презентация - «Заповеди»
8.Игра «Найди пару».
(Учителем подготовлены карточки с пословицами и поговорками о доброте, милосердии; карточки разрезаны пополам .
Доброе дело\ два века живет
Помни добро\ а зло забывай.и т.д……)
Учащиеся подходят к столу учителя, берут одну часть карточки и расходятся по классу, т.е. ищут себе пару. Кто находит пару, берется за руки. А теперь представьте, что у вас на двоих только две руки: вам необходимо общими усилиями вырезать сердце из цветной бумаги. (Бумага и ножницы на столах учащихся, учащиеся вырезают сердце, приклеивают на «Древо единения», которое прикреплено на доске).
Обращаем внимание на формы сердечек, они получились у каждой пары «свои».
- Как вы думаете, почему получилось так? Все ли люди могут «видеть сердцем», т. е. чувствовать чужую боль?
Ответы учащихся…..
Ведущий (обобщает): не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то ради людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания.
9. Ученики: На занятиях ОПК мы узнали, что человек, прежде всего, должен быть добрым ко всем и всему
- уважать и любить окружающих нас людей,
- самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью,
- любить и ценить Родину,
- самые первые грехи в истории человечества, по рассказу Библии, - это лень и гордыня.
10.Ученик 14: До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова называются Заповедями блаженств. Слово «блаженный» на старославянском языке «счастливый».
Презентация
Ведущий: - В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною, солнце достать
И подарить его людям. (С. Островой)
- Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит: “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо.
Ученик: Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.
Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, самыми незначительными поступками украшает нашу Землю. Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может быть, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда. Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?
(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, ….)
- Что такое добро? Это все хорошее, красивое.
Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…
.
Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
- А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война, …..
- Добрый человек – это тот, кто
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Ученик 15: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго – добро
От злого – зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Ученик 16: Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ведущий:- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
- Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. В заключении я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
Песня «Дорогою добра»
Ведущий: Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а, следовательно, и их благополучие.
На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание. Каждый человек, пусть самый маленький - уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А. С. Макаренко: "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего - люди…". И наша задача - развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии.
Чтец: На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье,
Человек, полюби человека.
Только в этом спасенье твое! (П. Кобреков)
Чтец: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Чтец: Р.Гамзатов.
Люди, я прошу Вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На Земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло!
Чтец: После было всякого немало,
И, бывало на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Чтец:
И.Пинчук
Любовь! Мы это слово произносим часто.
Глубокий смысл в себе оно несет.
Что дорого нам очень и прекрасно
Любой, конечно, этим словом назовет.
Всегда всему любовь дает начало,
За жизнью жизнь рождает нам она.
В суровый час на бой с врагом вставала
За Родину любимая страна.
Мы любим мать, как небо любит птица.
Мы с этим словом начинаем жить.
И часто нам она в разлуке снится,
И, потеряв навек, ее нам не забыть.
А как не вспомнить о любви к природе:
К лесам, полям, земли своей родной.
Сиянью солнца на огромном небосводе,
К далеким звездам, тишине ночной.
Такою разною у нас любовь бывает,
И без нее на свете не прожить.
И каждый человек однажды понимает
Какое счастье нам дано – любить!
Ведущий: Нас всех объединяет любовь – к своей семье, к близким людям, к своей большой и малой Родине, к нашей России.
Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других.
История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека русской культуры, надо дать ему основы Православия.
Все зло лежит внутри нас, и если каждый, обратившись к Богу, сможет побороть в себе злые пороки, Мир станет добрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"
Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...
Открытый урок по ОРКиСЭ на тему: "Добро и зло".
Открытый урок с презентацией....
фотографии с открытого урока по теме" По дорогам войны"
открытый урок для 2-4класов. Декада "Вахта памяти"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"....
Презентация к внеклассному мероприятию на тему: "Иди всегда дорогою добра".
Презентация к внеклассному мероприятию на тему: "Иди всегда дорогою добра"....
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности "Дорогою добра"
формирование понятий «добро» и «зло»; нравственной культуры учащихся....
Урок изобразительного искусства "Сопереживание. Дорогою добра".
Урок для 4 класса....